Опера комик
(франц. Opera comique - комич. Опера) - франц. Разновидность комической оперы, сложившаяся в сер. 18 в. Господствовавшие на франц. Сцене "большие" героико-мифологич. Оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо к тому времени перестали соответствовать вкусам и требованиям новой, более демократич. Бурж. Аудитории. Из "больших" опер был изгнан комедийный элемент, получавший муз. Воплощение лишь в рамках драм. Спектаклей гл. Обр. Т-ра "Комеди Итальенн" и особенно ярмарочных т-ров Парижа. Ярмарочные спектакли, остросатирич. По направленности, высмеивающие нравы "высших" слоёв общества, а также зависимое от вкусов аристократии иск-во привилегированных т-ров (в частности, "Корол. Академии музыки"), преследовались правящими кругами. Термин "комич. Опера" утвердился в ярмарочном т-ре в связи с пародиями на большую оперу (1715).
Первоначально осн. Авторами комич. Опер были драматурги А. Р. Лесаж, Дорневаль, А. Пирон, Ш. С. Фавар, с к-рыми сотрудничали комп. К. Жилье, Ж. Муре, П. Ф. Л'Аббе и др. В 40-х гг. 18 в. В пьесах Фавара смягчился фарсово-сатирич. Элемент, появились "благородная чувствительность", "пейзанская" тематика, одноврем. Он стал шире и гибче использовать бытующие водевильные напевы. Формированию жанра О. К. Способствовала пост. В 1752 в Париже оперы-буффа "Служанка-госпожа" Перголези, встретившей горячую поддержку со стороны крупнейших деятелей франц. Просвещения (см. "Война буффонов"). Важную роль в утверждении нового типа муз. Спектакля сыграла радикально-демократизированная (легендарных героев сменили простые люди с их повседневными интересами) пастораль Ж.
Ж. Руссо "Деревенский колдун" (1752), написанная в форме итал. Буффонной интермедии с речитативами. С этого времени началось развитие франц. Комич. Оперы как собственно муз.-театр. Жанра, авторская гегемония перешла к композитору. С кон. 1750-х гг. В Париже работал итал. Комп. Э. Р. Дуни, написавший ряд произв. В жанре О. К. (оперы "Два охотника и молочница", 1763. "Жнецы", 1768, и др.). В отличие от итал. Оперы-буффа, в О. К. Утвердилось чередование муз. Номеров с разговорными диалогами, она приобрела большую социальную заострённость и разнохарактерность тематики (от бытового реализма до сказочной феерии и экзотики). В 60-х гг. 18 в. О. К. Сблизилась с бурж. Сентиментальной "серьёзной комедией". Это стимулировало муз.-драматургич. Усложнение партитур, связанное с общими достижениями классич.
Симфонизма, особенно у Ф. А. Филидора ("Том Джонс", 1765), П. А. Монсиньи ("Дезертир", 1769), А. Э. М. Гретри ("Люсиль", 1769) и др. Эти композиторы в сотрудничестве с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном создали яркие образцы нац. Комич. Оперы. В 70-80-х гг. Гретри значительно раздвинул образно-художественную сферу О. К., внёс в неё черты лирич. Поэтизации и предромантич. Колористичности (историко-легендарная опера "Ричард Львиное сердце", 1784, и др.). Отсюда (а также от реформированной К. В. Глюком лирической трагедии) пролегли пути к "опере спасения". На рубеже 18-19 вв. Значит. Успех имели произв. А. Н. Дезеда, Н. Далейрака, Э. Мегюля. В 1-й пол. 19 в. Выделялись комич. Оперы А. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), Н.
Изуара, А. Адана и особенно Ф. Обера (яркий образец жанра О. К.-"Фра-Дьяволо", 1830), к-рым свойственны черты романтизма. В дальнейшем за О. К. Сохранились лишь внешние, формальные черты этого жанра (использование разговорных диалогов). В рамках О. К. Была создана трагедийная опера "Кармен" Бизе (1875). С О. К. Генетически связаны лирическая опера и оперетта, ответвившиеся от неё в сер. 19 в.Литература. Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940. Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962. Pougin A., L'opйra comique pendant la rйvolution de 1788 а 1801, P., 1891. Cucuel G., Les crйateurs de l'opйra comique franзais, P., 1914. La Laurencie L. De, L'opйra comique, в кн.
Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. Пер. - Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).В. Н. Брянцева..
Дополнительный поиск Опера комик
На нашем сайте Вы найдете значение "Опера комик" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опера комик, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 11 символа