Реквием

175

(от первого слова лат. Текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи") - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. Мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Gloria" - "Слава", "Credo" - "Верую"), вместо к-рых вводятся другие (вначале "Requiem", далее "Dies irae" - "День гнева", "Tuba mirum" - "Чудесная труба", "Lacrimosa" - "Слёзная", "Offertorio" - "Приношение даров", "Lux aeterna" - "Вечный свет" и др.) Само назначение и содержание Р. Обусловливает его скорбно-трагич. Характер.Как и месса, первоначально Р. Складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон. При этом в выборе мелодий существовали разл. Местные традиции.

Уже в 15 в. Стали появляться многогол. Обработки этих мелодий.Первый такой Р., созданный композитором т.н. 1-й франко-фламандской школы Г. Дюфаи (1-я пол. 15 в.), не сохранился. Дошедший до нас Р. Этого типа принадлежит композитору 2-й франко-фламандской школы Й. Окегему (2-я пол. 15 в.). Написанный для хора а cappella в традициях строгого полифонич. Стиля, он ещё содержит "Credo" - часть, выпавшую в Р. Последующих эпох. В жанре Р. Работали мн. Композиторы 16 в. Во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 рим. Церковью был строго регламентирован состав Р.В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармонич. Стиля, Р. Превратился в крупное циклич. Произв. Для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонац.

Основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармонич. Склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в органич. Взаимосвязь с гармонич. Функциональностью.Будучи по тексту связан с католич. Церк. Заупокойной службой, Р. В его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в конц. Залах. В 18 в. Наиболее значит. Произв. Этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произв. Композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.К жанру Р.

Обращались мн. Композиторы 19 в. Среди них - Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Г. Форе. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение Р. Этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873). Грандиозный, насыщенный революц. Пафосом Реквием Берлиоза посв. Памяти жертв Июльской революции 1830. Отличающийся красотой и богатством мелодики Реквием Верди, посв. Памяти итал. Поэта А. Мандзони, близок по стилю к его операм ("Травиата", "Аида"). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на нем. Текст (вместо традиц. Литургич. Латинского). Не придерживаясь обычного состава реквиема, Брамс отобрал из Священного писания тексты, в к-рых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная стилю Брамса, пронизывает и это его произведение.Мн.

Совр. Композиторы отдали дань жанру Р., в ряде случаев отказываясь от традиц. Литургич. Текста. В "Военном реквиеме" Бриттена (1962) литургич. Лат. Текст сочетается со стихотворениями англ. Поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность. Это одно из наиболее выдающихся произв. Совр. Ораториально-симф. Музыки.Р. Сов. Композиторов не содержат к.-л. Элементов традиц. Текста. Они тесно связаны с современностью, с революц. Тематикой. В их числе. 3-я симфония - "Реквием" памяти В. И. Ленина (1933, сл. Н. И. Асеева) и Р., посвященный "тем, кто погиб в борьбе с фашизмом" (1963, сл. Р. И. Рождественского), Кабалевского. "Реквием памяти В. И. Ленина" Ходжа-Эйнатова (1934, сл. М. А. Светлова). "Реквием памяти С. М. Кирова" Юдина (1935, слова композитора) и др.Литература. Spitta Ph., Musikalische Seelemessen, в сб.

Zur Musik, В., 1892. Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909. Fox Gh. W., The polyphonie requiem before about 1615, "Bulletin of the American Musicological society", 1943, v. 7.Б. В. Левик..

Значения в других словарях
Рейхардт И. Ф.

(Reichardt) Иоганн Фридрих (25 XI 1752, Кёнигсберг-27 VI 1814, Гибихенштейн, близ Галле) - нем. Композитор и муз. Писатель. Сын и ученик гор. Музыканта - флейтиста и лютниста И. Рейхардта. Играл на скрипке и фп., изучал философию в Кёнигсберге, затем в Лейпциге, где был учеником кантора Томаскирхе И. А. Хиллера. В качестве аккомпаниатора певицы К. Э. В. Шретер концертировал по городам Германии (1771-74) и описал свои артистич. Поездки в "Письмах внимательного путешественника о музыке" (1774-76),..

Рекашюс А. В.

Антанас Винцо (р. 4 VII 1928, дер. Павандянис Тельшяйского р-на) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Литов. ССР (1978). По окончании Литов. Консерватории у Ю. Юзелюнаса (1959) преподавал (до 1969) в Каунасском муз. Уч-ще им. Ю. Груодиса. Осн. Внимание уделяет орк. Музыке, во мн. Произв. Применяет сонористич. Эффекты и алеаторную технику.Сочинения. Опера-оратория Баллада света (Sviesos baladй, 1970, Вильнюс). Балеты - Угасающий крест (Gestantis kryzius, 1966, там же), Страсти (Aistros, 1970). Дл..

Реконструкция музыкальных инструментов

Восстановление исчезнувших из музыкальной практики инструментов по письменным, иконографическим, археологич. Источникам или сохранившимся образцам. Р. М. И. Может преследовать практические и научные цели, а также объединять те и другие. Классич. Образец Р. М. И. С практич. Целью - воспроизведение в 1791 под руководством Б. Саррета по рельефным изображениям на античной арке Траяна древне-рим. Военного рога - букцины. Этот инструмент был включён в состав первого муз. Коллектива революц. Франции - ..

Рельштаб Г. Ф. Л.

(Rellstab) Генрих Фридрих Людвиг (13 IV 1799, Берлин - 28 XI 1860, там же) - нем. Романист, поэт и муз. Писатель. Учился композиции у Л. Бергера. Был офицером, преподавателем воен. Школы. С 1821 выступал как муз. Критик в газ. "Berliner Musikalische Zeitung", "Neue Berliner Musikzeitung", в майнцекой "Caecilia". В 1826-48 муз. Референт "Vossische Zeitung". В 1830-41 издавал собств. Муз. Журн. "Iris im Gebiete der Tonkunst". Р. Выступал как активный поборник серьёзной, классической музыки, решите..

Дополнительный поиск Реквием Реквием

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Реквием" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Реквием, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа