Ренасимьенто

168

(испан. Renacimiento - возрождение) - движение за нац. Возрождение в Испании в кон. 19 - нач. 20 вв. Р. Охватило разл. Стороны культурной, политич. И экономич. Жизни. В обстановке культурного застоя и экономич. Спада (вызван поражением Испании в войне с США, 1898) представители Р., т.н. Поколение 98-го года (писатели, музыканты и др.), стремились к созданию нац. Самобытной культуры. Выразителем идеалов этого движения в испанской музыке стал Ф. Педрель. Музыковед, композитор и фольклорист, Педрель в 1891 опубликовал манифест "За нашу музыку" ("Роr nuestra musica"), в к-ром утверждал эстетич. Позиции Р. Он пропагандировал эти принципы в музыковедч. Работах и осуществлял творчески (оперная трилогия "Пиренеи" и др.). Эстетич. Принципы Педреля реализовал И.

Альбенис. Его лучшие соч. - образцы подлинно нац. И в то же время самобытного стиля композитора. Воссоздавая в музыке характерные особенности разл. Испан. Областей и городов, Альбенис обращался к специфич. Песенно-танц. Жанрам, наиболее популярным среди жителей (в "Малаге" использован танец малагенья. В "Севилье" - севильяна и др.). Музыка Альбениса впитала своеобразие нар. Музицирования, нар. Вок.-речевые интонации, полиритмию (в фп. Пьесах "Эль Поло" и "Триана". Обе из "Иберии"). Новизна его фактурных приёмов связана с воспроизведением на фп. Звучания нар. Инструментов - тамбурина, волынки, деревянных духовых и особенно гитары (приёмы. Тремоло в сочетании с т.н. Расгеадо - игрой аккордами, пунтеадо - отчётливое исполнение каждой ноты).

Выражением нац. Стиля является также фп. Творчество Э. Гранадоса (фп. Цикл "Испанские танцы", воссоздающий танц. Жанры разл. Областей Испании. Особенно известен No 5, в основе к-рого - малагенья). Его фп. Цикл "Гойески", основанный на нар. Жанрах, связанных единством песни и танца (пьесы "Фанданго", "Маха и соловей"), - одно из высших достижений Р. В вок. Цикле "Тонадильи в старинном стиле" Гранадос возродил тонадилью. К видным деятелям Р. Принадлежат X. Турина ("Севильская симфония". "Андалусийские сцены" для альта, фп. И струн. Квартета, фп. Пьесы "Праздник в Кордове" и "Гренадский пейзаж", отмеченные ярким нац. Колоритом) и Б. П. Касас ("Мурсийская сюита", основанная на нар. Мелодиях Мурсии). Крупнейший композитор Р. - М. Де Фалья. Если даже в лучших произв.

Альбениса ("Иберия") и Гранадоса ("Гойески") ощущается региональность (использование юж. Испан. Муз. Фольклора), то в музыке де Фальи впервые воплощён испан. Характер в его общенац. Проявлении, полностью свободном от местной ограниченности. Творчество де Фальи поставило испан. Композиторскую школу в один ряд с др. Зап.-европ. Школами и принесло испан. Музыке мировое признание. Соч. Де Фальи отличаются глубиной проникновения в мелос, тонким отражением ладово-ритмич. Особенностей нар. Музыки. В незаконченной оратории "Атлантида", синтезирующей муз. Фольклор разл. Областей страны, композитор стремился выразить общенац. Испан. Характер.Эстетич. Принципы Р. Отразились и в исполнит. Иск-ве. Они проявились в нац. Характере репертуара музыкантов всех специальностей, исполнявших наряду с классич.

Произв. Новые соч. Совр. Им испан. Композиторов, в т.ч. Собств. Музыку. Много гастролировал в качестве пианиста И. Альбенис, участник т.н. Испанского трио и Испанского квартета. Он был исключит. Интерпретатором собств. Соч. Одним из лучших исполнителей его "Иберии", а также др. Соч. Был пианист X. Малатс (ему Альбенис посв. Пьесу "Эль Поло"). С собств. Фп. Произв. Выступали Гранадос и де Фалья, к-рый для утверждения идей Р., пропаганды совр. Ему испан. Музыки создал в Мадриде в 1915 Нац. Муз. Об-во. В числе интерпретаторов произв. Гранадоса, де Фальи и др. - пианисты Р. Виньес и X. Нин-и-Кастельянос (автор "Иберийских танцев", "Испанской сюиты" для скрипки и фп., обр. Испан. Нар. Песен), X. Турина - участник Мадридского фп. Квинтета. Выдающийся виолончелист П. Касальс, выступавший в течение 75 лет и сделавший испан.

Исполнит. Иск-во достоянием мировой муз. Культуры, был организатором симф. Оркестра (1920) и рабочего муз. Об-ва (1924) в Барселоне. Среди дирижёров, исполнявших совр. Испан. (а также классич. Рус) музыку, - Э. Ф. Арбос и Б. П. Касас, руководители мадридских симф. И филармонич. Оркестров. На музыку Альбениса, Гранадоса и де Фальи ставила испан. Танцы балетмейстер Архентина (наст. Имя и фам. - Антония Мерсе), прославившая нац. Хореографию. Возрождение иск-ва игры на классич. (испан.) гитаре связано с деятельностью Ф. Тарреги - композиторской (соч. Для гитары "Воспоминание об Аламбре", "Мавританский танец", вариации на тему хоты и др.), исполнительской и педагогической (учитель выдающихся гитаристов - М. Льобета, Э. Пухоля), а также Р. Сайнса де ла Маса.

В эпоху Р. Гитара получила мировое признание в качестве солирующего инструмента благодаря деятельности А. Сеговии, с иск-вом к-рого связан расцвет гитарного исполнительства. Он расширил выразит. И технич. Возможности гитары, ввёл в репертуар гитариста классич. И совр. Муз., в т.ч. Посвященные ему оригинальные произв. Крупнейших композиторов Испании и др. Стран. Вслед за Педрелем в эпоху Р. Выдвинулась плеяда музыковедов, внёсших значит. Вклад в утверждение нац. Иск-ва, в т.ч. Ф. Ольмеда, Р. Митхана, Х. Субира, А. Саласар.Литература. Кузнецов К., Из истории испанской музыки. Этюд 5, "Музыка", 1937, 26 дек. Оссовский А., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн. Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961. Mitjana у Gordуn R., La mьsica contemporanйa en Espaсa y Felipe Pedrell, Madrid - Mбlaga, 1901.

Pedrell F., Mъsicos contemporбneos y de otros tiempos, P., 1910. Trend J. В., Manuel de Falla and Spanish music, L., 1935. Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941. См. Также лит. При статьях Испанская музыка, Педрель Ф., Альбенис И. М. Ф., Гранадос Э., Фалья М., Ольмеда де Сан-Хосе Ф. А. М. Вайсборд..

Значения в других словарях
Ременьи Э.

(Remenyi) Эде (наст. Фам. - Гофман, Hoffmann) (17 I 1828, по уточнённым данным, Мишкольц - 15 V 1898, Сан-Франциско) - венг. Скрипач и композитор. В 1842-45 обучался игре на скрипке в Венской консерватории у Й. Бёма. Участник Революции 1848 в Австрии, Р. После её поражения был вынужден эмигрировать, жил в США. Возвратившись в 1852 в Европу, сблизился с И. Брамсом (гастролировал с ним в Германии), с Й. Иоахимом, Р. Вагнером, Ф. Листом. С 1854 был придв. Солистом в Лондоне. С 1860 жил в Будапеште,..

Реминисценция

(от позднелат. Reminiscentia - воспоминание) - возвращение в муз. Произведении к.-л. Темы или мотива в качестве напоминания о первом, более раннем его проведении. В инстр. Цикле в качестве Р. Может рассматриваться проведение в данной части к.-л. Темы одной из предыдущих частей. Обычно такая Р. Представляет собой временный перерыв в развитии тематич. Материала данной части, отстранение от него. В отд. Случаях Р. Оказывается средством, активирующим муз. Развитие данной части. Таковы, напр., Р. Тем..

Ренессанс

См. Возрождение.. ..

Рёнтген Ю. Э.

(Rцntgen) Юлиус Энгелберт (9 V 1855, Лейпциг - 13 IX 1932, Билтховен, близ г. Утрехт) - нидерл. Композитор, пианист и фольклорист. Игре на фп. Учился у Ю. Кленгеля, композиции - у М. Гауптмана (1866-68), совершенствовался у К. Рейнеке в Лейпциге, затем у Ф. Лахнера в Мюнхене. С 1877 жил в Амстердаме, дирижировал концертами Об-ва поощрения музыки (1886-98), об-ва "Богатые заслугами" ("Felix mentis") и др. Был одним из основателей консерватории (1884), ее профессором и директором (1914-1924). Выст..

Дополнительный поиск Ренасимьенто Ренасимьенто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ренасимьенто" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ренасимьенто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 12 символа