Реперкуссия

88

(от лат. Repercussio - отражение). 1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfьhrung), воспроизведение экспозиции с контрапунктич. Изменениями, род полифонич. Вариации на экспозицию (в совр. Музыковедении термин не употребляется. Понятие "Р." приближается к понятию контрэкспозиции фуги). Голосу, излагавшему в экспозиции тему, в Р. Поручается ответ (и наоборот). Тема и ответ в Р. Вводятся (чаще на диссонансе) после паузы или скачком на широкий интервал, чтобы вступающий певч. Голос зазвучал в ином регистре своего диапазона. В Р. Возможны преобразования темы (напр., увеличение, обращение), использование стретты (обычно менее энергичной, чем в последующем разделе формы) и др.

Средств развития и варьирования. Р. Обычно следует за экспозицией без цезуры. Р. И завершающая часть формы (реприза, заключит. Стретта, die Engfьhrung) нередко отчленяются каденцией. См., напр., Токкату и фугу для органа F-dur Букстехуде. Экспозиция - такты 38-48. Р. - такты 48-61. Заключит. Часть от такта 62. В больших фугах может быть неск. Р. 2) В григорианском пении важнейший после finalis опорный тон лада, звук, в к-ром концентрируется мелодич. Напряжённость (наз. Также тенор, туба). Появляется чаще др. Звуков. Во мн. Песнопениях псалмодич. Характера на нём осуществляется протяжённая речитация. Лежит выше finalis, отстоит от него на определённый в каждом из ладов интервал (от малой терции до малой сексты). Осн. Ток лада (finalis) и Р. Определяют ладовую принадлежность напева.

В дорийском ладу finalis d и R, а в гиподорийском - соответственно d и f, во фригийском ладу - е и с и т. П.Литература. Fux J., Gradus ad Parnassum, W., 1725 (англ. Пер. - Steps to Parnassus, N. Y., 1943). Bellermann H., Der Contrapunkt, В., 1862, 1901. Вussler L., Der strenge Satz, B., 1905 (рус. Пер. - Бусслер Л., Строгий стиль, пер. С. И. Танеева, М., 1885, 1925). Teppesen К., Kontrapunkt, Kbh., 1930, Lpz., 1971. См. Также лит. При ст. Григорианское пение.В. П. Фраёнов..

Значения в других словарях
Ренчицкий П. Н.

Петр Николаевич (29 VI (11 VII) 1874, Черкассы, ныне УССР - 20 IX 1941, Москва) - сов. Муз. Теоретик и педагог. Окончил в 1893 Харьковское муз уч-ще РМО по классу фп. У А. В. Шульц-Эвлера, в 1896 - юридич. Ф-т Моск. Ун-та. В 1904-06 занимался по композиции у С. И. Танеева. Преподавал игру на фп. В жен. Уч. Заведениях и частных муз. Школах Москвы (1906-18), спец. Фп. В Театр.-муз. Техникуме им. А. К. Глазунова (1919-34) и Муз. Уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова (1934-41). Вел теоретич. Классы в М..

Ренье А.

(Renie) Анриет (18 IX 1875, Париж - 1 III 1956, там же) - франц. Арфистка, педагог и композитор. Игре на арфе училась в Парижской консерватории у А. Хассельмана. Занималась также по композиции у Ш. Ленвё и Т. Дюбуа. Выступала в концертах с 12 лет. В 1901 дебютировала как композитор, исполнив в сопровождении оркестра собств. Концерт для арфы. Гастролировала в разл. Городах Зап. Европы. Организовала и возглавила в Париже секстет арф, написала для этого ансамбля секстет и сделала много транскрипции..

Репетиция

(от лат. Repetitio - повторение). 1) Быстрое повторение одного и того же звука, гл. Обр. На клавишных инструментах. 2) Допускаемая конструкцией фп. Быстрота повторения звука. В 1821 франц. Мастер С. Эрар изобрёл фп. Механику, к-рая давала возможность более быстрого повторения звука, чем все прежние конструкции. Рус. Назв. Таких инструментов - фп. С двойной репетицией (см. Механика фортепьянная.. ..

Репетто Э.

(Repetto) Эльвира (гг. Рожд. И смерти не-изв.) - итал. Певица (колоратурное сопрано). Выступала в 1880-х гг. В городах Италии, а также в Вене, Лисабоне и Петербурге (в Михайловском т-ре, пела партии Джильды, Виолетты, Сюзанны, Маргариты и др. В концертах - арию Царицы ночи, партию Антониды в квартете и песню Алябьева "Соловей"), Обладала очень высоким голосом, её исп. Отличалось большим темпераментом, лирич. Теплотой, артистизмом, тонким вкусом. Не стремясь к эффектной виртуозности, привлекала с..

Дополнительный поиск Реперкуссия Реперкуссия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Реперкуссия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Реперкуссия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 11 символа