Респонсорий

95

(позднелат. Responsorium, от лат. Respondeo - отвечаю) - в католич. Богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), к-рую община поет в ответ на строфу, исполненную солистом (священником), а также обозначение самого песнопения, складывавшегося из чередования реплик солиста и хора. Т. О., Р. Родствен антифону, где чередуются два хора или две части хора. Р. Применялся в христ. Богослужении с древнейших времен. В мессе (missa proprium) Р. Являются градуал, аллилуйя, порой и трактус. Р. Входит и в др. Католич. Богослужения, напр. В т. Н. Оффициум (offizium) - освящение протекших дня и ночи. Различают "продленный P." (responsorium prolixum, responsorium modulatum), обычно богатый мелизмами, и "короткий Р." (responsorium breve) с лаконичной поэтич.

Строфой и простой силлабич. Мелодией. В нек-рые Р., помимо повторяющихся строфы и рефрена, включается т. Н. Доксология - песнопение, восхваляющее триединство бога. Зачастую в разл. Р. Исполняются варианты одной и той же мелодии..

Значения в других словарях
Реприза

(франц. Reprise, от reprendre - возобновлять). 1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. Материала. Однократная Р. Создаёт 3-частную схему ABA (где В - развитие начального материала или новый материал) и образует структурную основу простых репризных форм (2- и 3-частной), а также сложной 3-частной и сонатной форм. Неоднократная реприза АВАВА или АВАСА образует основу двойной и тройной 3-частных форм, а также формы рондо, рондо-сонаты.Большая рол..

Респиги О.

(Respighi) Отторино (9 VI или VII 1879, Болонья - 18 IV 1936, Рим) - итал. Композитор. Род. В семье музыкантов (дед - органист, отец - пианист). Учился в детстве у отца (фп.), в 1891-99 - у Ф. Сарти (скрипка) в муз. Лицее в Болонье, одноврем. (в 1896-1901) там же занимался у Далль'Олио (контрапункт и фуга), Л. Торки и Дж. Мартуччи (композиция). В 1901 Р. Приехал на гастроли с итал. Оперной труппой (в качестве скрипача оркестра) в Петербург, где в течение 5 месяцев брал уроки у Н. А. Римского-Кор..

Республиканская русская хоровая капелла

(Академическая им. А. А. Юрлова). Создана в 1919 в Москве как Первый гос. Хор. После реорганизации в 1942 получила совр. Наименование (с 1966 - академическая, с 1973 - им. А. А. Юрлова). Первым руководителем хора был И. И. Юхов, затем - А. С. Степанов (1943-49 и 1952-1958), К. М. Лебедев (1949-51), А. В. Преображенский (1951-52). В 1958-73 капеллу возглавлял А. А. Юрлов. За эти годы она достигла творч. Расцвета, стала подлинно нац. Хором, развивающим лучшие традиции рус. Хор. Пения. Юрлов обнови..

Рефрен

(франц. Refrain - припев) - термин, введённый для обозначения повторений окончания строфы (одной или неск. Строк, порой и одного слова) в песенных формах 12-16 вв. Такие Р. Характерны для баллад, франц. Рондо, виреле, итал. Вилланеллы и фроттолы, исп. Вильянсико, использовались также в лаудах, кантатах и др. Р. Широко применялись и в позднейших песенных формах. В сов. Музыковедении в этом смысле используется термин припев, тогда как термин "Р." применяется почти исключительно для обозначения тем..

Дополнительный поиск Респонсорий Респонсорий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Респонсорий" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Респонсорий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 11 символа