Сурдина

109

Сурдинка (франц. Sourdine, от лат. Surdus - глухой, глухо звучащий. Итал. Sordina, нем. Dдmpfer) - приспособление у муз. Инструмента, служащее для уменьшения силы звука и его смягчения, а также для изменения тембра. Применяется при игре на инструментах разл. Групп. С. У струнных - двойная трёхзубая гребёнка, к-рая своей продольной щелью надевается на подставку. Делается из кости, твёрдого дерева, пластмассы или лёгкого металла. С. У медных духовых (валторн, труб, корнетов, тромбонов, туб) - спец. Полая внутри втулка грушевидной формы, вставляемая в раструб, приглушающая звук и придающая тембру несколько носовой оттенок. Изготовляется из дерева или папье-маше, алюминия, пластмассы, имеет пробковые накладки по краям. В орк. Музыку введена в нач.

17 в. (опера "Орфей" Монтеверди, оперы Ж. Б. Люлли). Первоначально использовалась гл. Обр. Для уменьшения силы и яркости звука. До 1820-х гг. Применялась только при игре на инструментах, к-рым поручены ведущие мелодич. Голоса (у 2 солирующих виолончелей для ослабления силы звучания низких фигураций в "Сцене у ручья" из 6-й симфонии, во 2-й части 5-го концерта для фп. С оркестром Л. Бетховена). С 30-х гг. 19 в. С. Стала широко применяться как средство особой тембровой характеристики (в произв. Композиторов-романтиков - Дж. Мейербера, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера). Её начали использовать не только при звучании piano, но и при звучании forte ("Смерть Озе" Грига, 2-е д. Оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, "Фантастическая симфония" Берлиоза.

6-я симфония, 4-я картина из оперы "Пиковая дама", "Элегия" из "Струнной серенады" Чайковского, 3-я часть 5-й симфонии Шостаковича). В звучании piano С. Придаёт музыке таинственный, туманный характер, в forte - резко звенящий, пронзительный. На валторнах вместо С. Используются т. Н. Закрытые звуки, к-рые получают, прикрывая раструб правой рукой. Сначала в эстр. Оркестре, затем и в симфоническом (по его образцу) были введены С. Для трубы - конич., с отверстием в середине, к-рые придают звучанию напряжённый, "сдавленный" характер. Для исполнения лирич., певучих мелодий на грушевидную, "резкую" С. Надевают небольшую металлич. Чашку ("грибок"), смягчающую звук. Прикрывая отверстие С., можно во время игры менять тембр, получая, т.

О., "мяукающий", "квакающий" эффект ("вау-вау". Используется гл. Обр. В эстр. Оркестре). У деревянных духовых С. Может служить платок, сложенный в неск. Раз и вкладываемый в раструб фагота, кларнета и гобоя. Приём смягчает звучность, но не даёт возможности взять самый низкий звук инструмента. На фп. Роль С. Выполняет левая педаль.Литература. Eichborn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897. Оsthоff W., Trombe Sordine, "AfMw", 1956, Jahrg. 13, No 1.Г. И. Благодатов..

Значения в других словарях
Супервиа К.

(Supervia) Кончита (8 XII 1895, Барселона - 30 III 1936, Лондон) - испан. Певица (меццо-сопрано). Училась в Барселоне. В 1910 дебютировала в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе. С успехом выступала в Риме, Турине, Венеции, Флоренции, Женеве, Милане ("Ла Скала", 1925-29), Париже (1929-34), Лондоне, Мадриде, Брюсселе, Женеве, Копенгагене, Чикаго, Барселоне. По свидетельству современников, голос С. - лирич. Сопрано, но исполняла она партии преим. Меццо-сопрано. Одна из лучших Кармен. Обладала превосходным..

Супруненко И. Г.

Иосиф Гаврилович (8 (20) IX 1861, Харьков - 14 I 1936, Ленинград) - сов. Певец (тенор) и педагог. Сын крестьянина. Муз. Образование получил в Придв. Певч. Капелле в Петербурге, куда был принят в 1871 по набору малолетних певчих. В 1885 окончил Петерб. Консерваторию по классу пения у К. Эверарди (в годы учёбы выступал в Одесском оперном т-ре в партиях Фауста и Хозе). С 1885 пел на оперных сценах Петербурга (сезон 1885/86, Мариинский т-р), Киева, Тбилиси, Москвы (сезон 1889/90, Большой т-р), Казан..

Суржина Н. А.

Нонна Андреевна (р. 17 X 1937, Днепропетровск) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. СССР (1976). В 1964 окончила Харьковский ин-т иск-в по классу пения у П. В. Голубева. С 1963 солистка Харьковского, с 1974 - Днепропетровского т-ров оперы и балета. С. Обладает лёгким лирич. Меццо-сопрано большого диапазона, красивого грудного тембра. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Весна и Лель ("Снегурочка"), Марина Мнишек, Кончаковна, Амнерис, Азучена, Кармен, Аксинья. Анюта ("Коммунист" Клебано..

Сурков А. А.

Анатолий Алексеевич (р. 6 I 1919, Москва) - сов. Баянист и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1973). В 1953 окончил Муз.-пед. Ин-т им. Гнесиных у С. П. Великова, с этого же года преподаёт в нём (с 1971 доцент). Среди учеников С. - В. К. Петров, В. А. Семёнов. В 1946-53 участник трио баянистов (С., Мотов В. Н., Гаврилова Л. В.). Ведёт конц. Деятельность. Первый исполнитель концертов для баяна с оркестром Н. Я. Чайкина, Н. С. Речменского, сюиты для баяна А. Н. Холминова. Исполняет обработки нар.-ин..

Дополнительный поиск Сурдина Сурдина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сурдина" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сурдина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа