Томашек В. Я. К.

73

(Tomasek) Вацлав Ян Крштитель (17 IV 1774, Скутеч, Чехия - 3 IV 1850, Прага) - чеш. Композитор, пианист, педагог. Учился пению и игре на скрипке у регента П. Й. Вольфа в Хрудиме (1783-85). С 1790 жил в Праге, пользовался советами аббата Фоглера, а также И. Форкеля, М. Клементи, Я. Л. Дусика, одноврем. (с 1797) учился в ун-те (изучал право, математику, историю, эстетику, интересовался естеств. Науками). Играть на фп. Научился самостоятельно. В 1796 в Праге прославился как пианист-виртуоз. Большое влияние на исполнит. Стиль Т. Оказала игра Л. Бетховена (слушал его в Праге в 1796), Дусика (1804) и Форкеля, исполнявшего соч. И. С. Баха. Встречался с Й. Гайдном (1808), а также с Л. Бетховеном (познакомился с ним в Праге в 1797, затем посетил в Вене в 1801 и 1814).

С 1793 давал уроки фп. Игры. В 1806-24 был учителем музыки у графа Й. Бюкуа в Праге, дирижировал его капеллами, служил органистом. Завоевал известность одного из лучших фп. Педагогов Праги, открыл собств. Муз. Школу (1824). Среди его учеников - Я. В. Воржишек, А. Дрейшок, Ю. Шульгоф, Й. Б. Китль, Й. Дессауэр, Э. Ганслик. Дом Т. Превратился в муз. Центр города. Во время своих поездок он общался с И. В. Гёте (1822, 1823, в Хебе и Марианске-Лазни), Н. Паганини, Р. Вагнером, Г. Берлиозом, Р. Шуманом и др. Крупнейшими музыкантами его времени (нек-рые встречи с ними описаны в мемуарах. Его автобиографич. Заметки не окончены - доведены до 1823). Видный деятель нац. Возрождения, Т. Был другом крупнейших представителей нац. Культуры своего времени - историка Ф. Палацкого и поэта В.

Ганки. Уже первые произв. Т. Получили признание (баллада "Леонора" и цикл вальсов для фп.). В ранних произв. (сонатах, вариациях для фп.) Т. Следовал классич. Традициям, в т. Ч. В. А. Моцарта, позднее создал ряд произв., в к-рых наметились романтич. Тенденции. Вошёл в историю чеш. Музыки как создатель новых фп. Жанров - лирич. Эклог и дифирамбов (под влиянием антич. Лит-ры), к-рые послужили образцами для "Экспромтов" и "Музыкальных моментов" Ф. Шуберта, а также "Песен без слов" Ф. Мендельсона. Ему принадлежат фп. Рапсодии (3 тетради). Виртуозные пьесы Т. (3 "Allegri di bravura" и 3 "Allegri capricciosi") предвосхищают отд. Черты произв. Ф. Шопена. Важное место в творчестве Т. Занимала и вок. Музыка. В его циклах песен на стихи чеш. (В. Ганки и др.) и нем. (И.

В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. А. Бюргера, Г. Гейне) поэтов ярко проявились романтич. Черты. Ценная часть муз. Наследия Т. - мессы и реквиемы, в к-рых отразились его философские размышления. Творчество Т. В целом знаменует переход от классицизма к романтизму в чеш. Музыке. Т. Принадлежит сб. Упражнений по гармонии ("Harmonische Ьbungs-Beispile", рукопись). Мн. Произв. Т. Остались в рукописи (нек-рые соч. Изданы посмертно в разл. Сб. Произв. Старинных чеш. Композиторов).Сочинения. Оперы - Серафина, или Великодушие и любовь (1808. 1811, Прага), Альваро и Сакунтала (не пост.). Для солистов, хора и орк. - сцены из "Марии Стюарт" и "Мессинской невесты" Шиллера, "Фауста" Гёте (все в рукоп.). Кантаты, 2 мессы (1813, 1836), 2 реквиема (1820, 1823), Te Deum, оды, гимны.

Для орк. - 3 симфонии (1801, 1805, 1807), увертюра. 2 концерта для фп. С орк. (1805, 2-й без даты). Камерно-инстр. Ансамбли - Большое (Grand) трио для скр., альта и фп., струн. (контрапунктич.) квартет (1805), фп. Квартет. Для фп. - 8 сонат, 15 рапсодий, танцы, марши, 42 эклоги (изданы в 7 тетр. По 6 пьес- 1807, 1810, 1813, 1815, 1817, 1819, 1823) и др. Пьесы. Соч. Для органа. Пьесы для стеклянной гармоники. Песни на стихи Гёте, Шиллера и др.Литературные сочинения. Selbstbiographie, "Libussa", 1845-50.Литература. Бэлза И., Вацлав Ян Томашек, "СМ", 1950, No 8. Его же, В. Я. Томашек, в его кн. О славянской музыке, М., 1963, с. 293-300. Zбstera K., Vбclav Jan Tomбsek, predchudce B. Smetany, Skutec, 1912, 1925. Nemeс Z., Vlastн zivotopis V. J. Tomбska, Praha, 1941.

Nettl P., Schubert's Czech predecessors, "ML", 1942, v. 23, No 1. Его же, Forgotten musicians, N. Y., 1951. Tarantovб M., V. J. Tomбsek, Praha, 1946. Strakovв T., Tomбskovy pнsne na Goethovy texty, "Casopis moravskйho musea, vedy spolecenskй", 1955, r. 40, s. 214-52 (Acta musei Moraviae). Eл жe, V. J. Tomбsek a jeho klavнrni eklogy, Casopis Moravskйho musea, Brno, 1960, s. 175-98. Postler M., Vбclav Jan Tomбsek, Praha, 1960 (библ. Указатель). Pokora M., Vбclav Jan Tomбsek - Skladatel na rozhranн dvou stylovэch epoh, "HR", 1974, No 5.B. H. Егорова, А. Г. Юсфин.

Значения в других словарях
Томанерхор

(Tomanerchor) - лейпцигский хор мальчиков, один из старейших муз. Коллективов мира. Осн. В сер. 13 в. При церкви св. Фомы (Томаскирхе) одноврем. Со школой (Томасшуле), где обучали пению и игре на органе. До создания Т. С 1212 при Томаскирхе существовал муж. Хор, носивший то же название. В течение неск. Столетий Т. Играл значит. Роль в муз. Жизни Лейпцига. В кон. 17 - нач. 18 вв. В связи с возросшей потребностью в хористах, инструменталистах, органистах расширилась деятельность Томасшуле, и Т. Ст..

Томарс И. С.

Иосиф Семёнович (1 (13) VIII 1867, Петербург - 26 IX 1934, Ленинград) - рус. Певец (лирич. Тенор) и вок. Педагог. В 1889 окончил Петерб. Консерваторию по классу пения у С. И. Габеля. Муз.-теоретич. Предметы изучал под рук. А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова. В консерваторских спектаклях исполнил партии Андрея ("Опричник", 1888, заслужил высокую оценку П. И. Чайковского) и Тамино ("Волшебная флейта", 1889). В студенч. Годы по приглашению А. Г. Рубинштейна пел в концертах РМО. В 1889-90 солис..

Томашек Я.

(Tomasek) Ярослав (10 IV 1896, Коричани, Моравия - 26 XI 1970, Прага) - чеш. Композитор и муз. Критик. Учился у Й. Кунца (муз.-теоретич. Предметы) в Брно. Изучал в Карловом ун-те эстетику под рук. О. Зиха и муз.-теоретич. Предметы под рук. З. Неедлы (1919-24) в Праге, брал уроки композиции у В. Новака (1919-21). Был гл. Редактором в Управлении по охране авторских прав (1950-55). Как муз. Критика Т. Интересовала муз. Жизнь Праги (ряд его рецензий и очерков опубл. В журн. "Hudebnн rozhledy", 1924-..

Томашов Д. П.

Даниил Порфирьевич (11(23) XII 1875, дер. Полошково Климовического уезда Могилёвской губ. - 10 III 1926, Москва) - сов. Мастер смычковых инструментов. С 1892 инстр. Мастерству обучался у П. Хилинского в Киеве. В 1896 переехал в Петербург и поступил в мастерскую Э. Гейссера, где 4 года работал под рук. О. Дидло, ученика Ж. Б. Вильома. Самостоятельно начал изготовлять смычковые инструменты с 1901, вернувшись в Киев. С 1906 работал в Москве - в Большом т-ре, консерватории и ряде др. Муз. Учреждений..

Дополнительный поиск Томашек В. Я. К. Томашек В. Я. К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Томашек В. Я. К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Томашек В. Я. К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 16 символа