Тритон
(греч. Tritonon, от tri-, в сложных словах - три и tonos - тон) - интервал, содержащий три целых тона. В диатонич. Звукоряде три тона включают взаимно обращающиеся интервалы. Увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшённая квинта (ум. 5). Благодаря одинаковому количеству тонов ув. 4 и ум. 5 с одним общим звуком энгармонически равны. Т. - диссонирующий интервал. В ладовом отношении он обнаруживает обострённую неустойчивость, т. К. Включает звуки (ступени) с ярко выраженными вводнотоновыми тяготениями. В натуральном мажоре Т. Образуют IV и VII ступени, прилегающие к устоям на расстоянии полутона. В гармонич. Видах минора и мажора содержится по 2 тритона. Их образуют IV и VII, II и VI ступени (в миноре VII ступень повышенная, в мажоре VI ступень пониженная).
Один тритон содержит натуральный минор (между II и VI ступенями), по два - мелодич. Минор (между III и VI, IV и VII ступенями) и мелодич. Мажор (между II и VI, III и VII ступенями). В зависимости от лада и состава ступеней Т. Разрешается. Ув. 4 в малую или большую сексты, ум. 5 в большую или малую терции (см. Ладовый ритм). При помощи хроматич. Альтерации Т. Можно образовать и от др. Ступеней лада. Т. Входит в состав диссонирующих аккордов. Малого мажорного, малого вводного, уменьшённого септаккордов, уменьшённого трезвучия, их обращений и др. Акустика различает ув. 4 пифагорейскую (512:729), натуральную (32:45). Ум. 5 пифагорейскую (729:1024) и натуральную (45:64). В равномерно темперированном строе (см. Темперация) Т. Равен половине октавы.Теоретически возможное продолжение квинтовой цепи до бесконечности в темперированном строе практически не осуществляется благодаря энгармоническому равенству звуков (см.
Квинтовый круг). Квинтовая цепь замыкается на шестом звене. В восходящем направлении вершина 6-й чистой квинты (fis) образует ув. 4 по отношению к исходному звуку (С). В нисходящем направлении основание 6-й квинты (ges) также образует по отношению к исходному звуку ув. 4, к-рая при энгармонич. Замене становится ум. 5. Это указывает на наличие в квинтовом круге тональностей тритона, образующегося между исходным звуком и ступенью, далеко от него отстоящей. В др.-греч. Ладах, как основных, так и побочных (гиполадах), при нисходящем мелодич. Движении допускалось образование Т. Напр., в установившейся к 5 в. До н. Э. Системе, включавшей в себя весь диапазон употреблявшихся к тому времени в музыке Др. Греции звуков (от а1 до А), граничащий звук третьего тетрахорда (paramese (h)) мог быть соединён в рамках Т.
Со звуком parhjpate (f) третьего тетрахорда (см. Схему в ст. Древнегреческие лады, колонка 306). В период раннего средневековья Т. Считали неприемлемым интервалом, к-рый долгое время был запрещён в мелодич. И гармонич. Виде (напр., в учении о сольмизации Гвидо д'Ареццо) как "diabolus in musica" ("дьявол в музыке"). В строгом стиле ход голоса на этот интервал не допускался. Теоретически запрещалось даже мелодич. Последование 2 больших терций, т. К. Верхний звук 2-й терции образует Т. По отношению к нижнему звуку 1-й терции (напр., в последовании терций f - а и g - h). В более поздних муз.-теоретич. Трудах Т. Стали относить к диатонич. Интервалам discordantiae perfectae (лат.- совершенно несогласные), применение к-рых запрещалось в мелодии песнопений, выдержанных в церковных ладах.
С 16 в. Запрет на использование Т. Постепенно терял силу. В новом, контрапунктич. Стиле, особенно в музыке драм. Характера, допускалось применение Т. Без разрешения его в тонику. См. Интервал, Диссонанс, Пифагоров строй.Литература. Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, B., (1920). Reese G., Music in the middle ages, N. Y., 1940, L., 1941. Его же, Music in the Renaissance, N. Y., 1954, 1959. Moser H. J., Diabolus in Musica, в его кн. Musik in Zeit und Raum, В., (1960).В. А. Вахромеев..
Дополнительный поиск Тритон
На нашем сайте Вы найдете значение "Тритон" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тритон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа