Форманта

115

(от лат. Formans, род. Падеж formantis - образующий) - область усиленных частичных тонов в спектре муз. Звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков. Один из важных факторов темброобразования. Ф. Возникают гл. Обр. Под влиянием резонаторов (в речи, пении - полость рта и др., у муз. Инструментов - корпус, объём воздуха, дека и др.), поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. Тона звука. Термин "Ф." введён исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от других. Г. Гельмгольц провёл серию опытов по синтезу гласных речи с помощью органных труб формантным способом. Установлено, что для гласной "у" характерно усиление частичных тонов от 200 до 400 герц, для "о" - 400-600 герц, "а" - 800-1200, "э" - 400-600 и 2200-2600, "и" - 200-400 и 3000- 3500 герц.

В пении, кроме обычных речевых Ф., возникают характерные певч. Ф. Одна из них - высокая певч. Ф. (ок. 3000 герц) придаёт голосу "блеск", "серебристость", способствует "полётности" звуков, хорошей разборчивости гласных и согласных. Другая - низкая (ок. 500 герц) придаёт звучанию мягкость, округлость. Ф. Имеются почти у всех муз. Инструментов. Напр., для флейты характерны Ф. От 1400 до 1700 герц, для гобоя - 1600-2000, для фагота - 450-500 герц. В спектре хороших скрипок - 240-270, 500-550 и 3200-4200 герц (вторая и третья Ф. Близки Ф. Певч. Голоса). Формантный способ темброобразования и управления тембром широко используется в синтезе речи, в электромуз. Инструментах, в звукорежиссуре (магнитной и грамзаписи, радио, телевидения, кино).Литература.

Rжевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М. - Л., 1928, 1936. Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930. Соловьева А. И., Основы психологии слуха, Л., 1972. Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. Пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875). Hermann L., Phonophotographische Untersuchungen, "Pflьger's Archiv", Bd 45, 1889, Bd 47, 1890, Bd 53, 1893, Bd 58, 1894, Bd 59, 1895. Stumpf C., Die Sprachlaute, В., 1926. Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-Gцtt.-Hdlb., 1961.Ю. H. Рагс..

Значения в других словарях
Форма музыкальная

(греч. Morpn, лат. Forma - вид, образ, очертания, внешность, красота. Нем. Form, франц. Forme, итал. Forma, англ. Form, shape).СодержаниеI. Значение термина. Этимология 875II. Форма и содержание. Общие принципыформообразования 876III. Музыкальные формы до 1600 879IV. Полифонические музыкальные формы 885V. Гомофонные музыкальные формы новоговремени 889VI. Музыкальные формы 20 в 896VII. Учения о музыкальных формах 899I. Значение термина. Этимология. Термин "Ф. М." применяется в нескольких разл. Зн..

Формализм

Эстетич. Концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. Отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. Конструкций. Теоретич. Изложением формалистич. Концепции в музыке явилась направленная против романтич. Эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музы..

Форминкс

Формингс, форминга (греч. Pormigx), - др.-греч. Струн. Инструмент. Судя по сохранившимся изображениям (т.н. Вазовая живопись), Ф. Имел корпус полукруглой формы (возможно, поэтому Аристотель сравнивал Ф. С луком) с боковыми планками, соединёнными вверху поперечным бруском. Струны крепились одним концом к бруску, другим - к корпусу (инструмент такого типа известен также по арамейским, хеттским и финикийским рельефам). Ф. Изготовлялся из дерева, слоновой кости или бронзы, что подтвердили археологич..

Форрестер М.

(Forrester) Морин (Кэтрин Стюарт) (р. 25 VII 1930, Монреаль) - канад. Певица (контральто). Училась у С. Мартина, Ф. Роу и у Б. Дайаманта в Торонто (1952-53). В 1953 дебютировала как камерная певица в Монреале. Позднее выступала в Испании, Франции, ФРГ. Участвовала в исполнении 2-й симфонии Г. Малера в Нью-Йорке под упр. Б. Вальтера (1956). В репертуаре Ф. В основном партии в ораториях Г. Ф. Генделя, симфониях Г. Малера. С 1966 возглавляет муз. Отдел Академии музыки в Филадельфии. Комп. X. Соммер..

Дополнительный поиск Форманта Форманта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Форманта" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Форманта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа