Центральноафриканской Республики музыка

137

Муз. Фольклор Центральноафриканской Республики (ЦАР) многообразен, что является результатом взаимообогащения культур многочисл. Племён, населяющих страну. Муз. Творчество народов ЦАР включает две осн. Сферы. Коллективное исполнение обрядовых действ (пение солистов и хора, танцы, пантомима, инстр. Сопровождение), связанных с важнейшими событиями в жизни общины (инициация, приготовление к охоте и др.), и сольное исполнение проф. Певцами-музыкантами ва-гбо нгомби (у народа нгбака), би-йа-бия (у нзакара) историч. Эпоса, лирич. Повествований, басен, причитаний и др. (пение, речитация, иногда сопровождаемые пантомимой).В коллективных песнях широко используется антифон (солист - хор или перекличка 2 хоров). У нгбака мелодика песен богата мелизматикой, каждый новый запев начинается с другого звука.

В песне-танце "Икюмелела набоикинда" (произошёл от обрядов тайного об-ва "людей-пантер") муз. Ткань полифонизируется за счет остинато одной из групп хора. Для песен характерны короткие мотивы, нисходящее мелодич. Движение, пентатонич. Лады (полутоны встречаются лишь в песнях мпийемо и кака), реже гексатоника. Обычно хор. Пение сопровождается игрой на барабанах. У нгбака популярны ансамбли из 4 барабанов нгили (двухсторонние деревянные барабаны в форме усеченною конуса), к к-рым добавляются металлич. Колокол макембе, погремушки, трещотки. Распространено также парное пение, при к-ром зачастую возникает канон (напр., в песне кака "Киланго танга").Проф. Музыканты ва-гбо нгомби исполняют песни (обычно лирические) под аккомпанемент 2-струн.

Арфы нгомби (имеет пантатонич. Звукоряд в 2 октавы). Эти лирич. Песни-повествования включают речитации. Начинаются они обычно инстр. Прелюдированием, в к-ром устанавливаются лад и темп. Нек-рые песни (особенно эпические) сопровождаются игрой на санза кембе (инструмент имеет трапециевидный корпус с 12 гибкими металлич. Язычками). Би-йа-бия аккомпанируют себе на 5-струн. Арфе. Их песни и речитации - это "импровизация до изнеможения".Самобытно муз. Иск-во пигмеев ба-бензеле - охотников и кочевников, населяющих тропич. Леса юго-запада ЦАР. Для них характерны хор пение (сольное исполнение практически отсутствует), полифоничность муз. Ткани, богатая мелизматика У ба-бензеле существует особый тип пения - мокомби (включает трели, звукоподражат.

Эффекты, приемы вокализации с резкими переходами от низкого регистра к фальцету, как в йодлях). Хор. Песни в стиле мокомби основаны на пентатонике, диапазон мелодий часто превышает октаву. В песнях пигмеев используются 3 осн. Ритма, применение к-рых строго регламентировано, - джобоко (для праздничных песен), муйя (для магических), бондо (применяется во мн. Песнях). Инструментарий ба-бензеле довольно разнообразен. Односторонние деревянные барабаны ндуму (семейство ндуму состоит из "мужского" барабана мотопая, "женского" - майгу, "детского" - мона), погремушки авоко, ножные трещотки мангазе, 5-струн. Арфа вондо. Особую роль выполняет свисток хиндеву (дл. 7-8 см. Номинально дает один тон, однако исполнители "выпевают" и высвистывают на нем ряд звуков).

Своеобразным жанром музыки ЦАР являются мимич. Сказки, зачастую представляющие собой комич. Сценки, к-рые исполняются солистом (поет куплеты) и хором.В период колониальной зависимости нек-рые традиц. Муз. Формы исчезли. После образования ЦАР (1960) развернулась деятельность по возрождению, сохранению и развитию нац. Муз. Иск-ва. Большую работу ведут находящиеся в Банги Служба иск-в и культуры (рук. Ж. R. Зана), Отдел нар. Иск-в и традиций Нац. Музея Бартелеми Боганды (здесь собрана коллекция записей традиц. Музыки). В Банги находится Нац. Школа иск-в (создана в 1967), где преподаются музыка, танец, драм. И пластич. Иск-ва. Среди исполнителей традиц. Музыки ЦАР - ва-гбо нгомби Гастон Лекема и Бенибанди, ба-йа-бия Гбианзоло, исполнитель мимич.

Сказок Мангало.Литература. Вrandel R., The music of Central Africa..., The Hague, 1961. Dlenda M., Die alten Tдnze Mpyиmo, "Afrika heute", 1967, No 3. Аrоm S., Instruments de musique particuliers а certaines ethnies de la Rйpublique Centrafricaine, "Journal of the International Folk Music Council", 1967, v. 19. Arom S., Tourelle G., Rituel de guйrison chez les ngbaka-mendjin en Rйpublique Centrafricaine, в кн. Encyclopйdie des musiques sacrйes, v. 1, R., 1968. Их жe, Culte des jumeaux chez les alies Rйpublique Centrafricaine, там же.Дж. К. Михайлов..

Значения в других словарях
Цемлинский А.

(Zemlнnsky) Александер фон (14 X 1871, Вена - 15 III 1942, Ларчмонт, штат Нью-Йорк) - австр. Дирижёр и композитор. По национальности поляк. В 1884-89 учился в Венской консерватории у А. Доора (фп.), Ф. Кренна (гармония и контрапункт), Р. И Й. Н. Фуксов (композиция). С 1900-03 дирижёр "Карлстеатра" в Вене. Дружеские отношения связывали Ц. С А. Шёнбергом, к-рый, как и Э. В. Корнгольд, был его учеником. В 1904 Ц. И Шёнберг организовали в Вене "Объединение композиторов" для пропаганды музыки совреме..

Ценин С. А.

Сергей Александрович (21 I (3 II) 1903, дер. Б. Поляны, ныне Рязанской обл. - 22 II 1978, Москва) - сов. Певец (тенор) и либреттист. Засл. Арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. Муз. Техникум им. Гнесиных по классу пения у Г. П. Гандольфи. В 1929-1961 солист Муз. Т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Муз. Т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1961-75 зав. Лит. Частью т-ра. Продолжал выступать в спектаклях. Исполнял разнохарактерные партии, среди них - Кащей бессм..

Цепной лад

(лат. Catenarius (modus), сокр. Сaten - катен. Понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. - "Ц. Л."). Напр., в C-caten (до цепном) - 4-звучная тоника с1 -е 1 - es1 - g1. 4 др. Звука Ц. Л. С составляют доминанту. H - f1 - d1 - as1. 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 - ais1 - а1 - сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. Л. Мажорно-минорным. Отказ от этого наименован..

Церетели Т. С.

Тамара Семёновна (1 (14) VIII 1900, Чиатури, Груз. ССР - 5 IV 1968, Москва) - сов. Эстр. Певица (контральто). Засл. Арт. Груз. ССР (1958). Училась к Тбилисской консерватории. С 1920 выступала на эстраде с исполнением цыганских романсов. Голос мягкого грудного тембра, большая музыкальность, проникновение в стилевые особенности цыганской песни, сдержанность, благородство исполнения определили успех Ц., ставшей одной из популярных певиц этого жанра. Значит. Влияние на творч. Развитие Ц. Оказали её ..

Дополнительный поиск Центральноафриканской Республики музыка Центральноафриканской Республики музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Центральноафриканской Республики музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Центральноафриканской Республики музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 39 символа