Цепной лад
(лат. Catenarius (modus), сокр. Сaten - катен. Понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. - "Ц. Л."). Напр., в C-caten (до цепном) - 4-звучная тоника с1 -е 1 - es1 - g1. 4 др. Звука Ц. Л. С составляют доминанту. H - f1 - d1 - as1. 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 - ais1 - а1 - сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. Л. Мажорно-минорным. Отказ от этого наименования в пользу Ц. Л. Мотивируется отсутствием в ладу двойной симметрич. Системы. В качестве одного из образцов цепного лада С. В. Протопопов в кн. "Элементы строения музыкальной речи" (ч. 2, 1931, с. 114) приводит отрывок из "Симфонии к "Божественной комедии" Данте" Листа.
Как и нек-рые др. "лады Яворского", Ц. Л. В чистом виде встречается очень редко. Элементы Ц. Л. Можно усмотреть в общей тональной структуре 5-й фи. Сонаты Скрябина (взаимопроникновение мажорных тоник Fis и Dis).Литература. Яворский Б., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908. Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, M., 1930-31. См. Также лит. При ст. Ладовый ритм.Ю. H. Холопов..
Дополнительный поиск Цепной лад
На нашем сайте Вы найдете значение "Цепной лад" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цепной лад, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 10 символа