Швейцарская музыка

120

Складывалась в результате взаимодействия разл. Нац. Традиций, к-рые восходят к древним культурам племён, населявших территорию страны, - во 2 в. До н. Э. Гельветов (кельтское племя) и ретов (ретийское племя), позднее (5-6 вв.) - алеманов и бургундов. В процессе эволюции выявлялись черты нац. Своеобразия Ш. М., проявлявшиеся и в нар. Муз. Иск-ве (гл. Обр. Специфич. Жанр альпийских горцев йодль), и в композиторском творчестве. В песенном фольклоре выделяются сложившиеся в 13-16 вв. В разных р-нах Швейцарии патриотич., гл. Обр. Антифеодальные, песни, в нар. Инстр. Музыке пастушьи наигрыши. Среди инструментов - альпийский рожок, т. Н. Швейц. Свистулька (Schweizerpfeife). Проф. Ш. М. Зародилась ок. 10 в. И была связана с литургич. Муз. Жанрами, к-рые, как и муз.

Теория, развивались в швейц. Монастырях, гл. Обр. В Санкт-Галленском (осн. В 7 в.). Этот монастырь был крупным муз. Центром ср.-век. Европы. Здесь во 2-й пол. 9 - нач. 10 вв. Работали видные теоретики и композиторы, в т. Ч. Ноткер Заика (также поэт, историк, богослов), автор трактатов "О 8 тонах", "О 8 ладах", "О тетрахорде", "Послания о музыке" и др. Ноткер ввёл муз. Форму секвенций, типичную для вост. Богослужения, в практику зап. Церкви. Среди др. Муз. Теоретиков - Тутило, автор троп, в т. Ч. Известного "Hodie cantandus est", a также монах Ноткер Губастый и Экхарт IV.Носителями ср.-век. Светского муз. Иск-ва были нем. Миннезингеры. Во 2-й пол. 13-14 вв. Получили известность гор. Песни Б. Штайнмара, Й. Хадлауба, графа В. Фон Хомберга, У. Фон Зингенберга. Были популярны духовные песни священника X.

Фон Лауфенберга (1-я пол. 15 в.), он делал также нем. Подтекстовки к псалмам, обычно исполнявшимся на лат. Языке. В Швейцарию проникало и иск-во франц. Трубадуров.Вместе с укреплением и демократизацией гос-ва в 14 в. Развивалась нац. Муз. Культура. В 15 в. Соч. Швейц. Композиторов начали издаваться в Копенгагене, Вене и др. Городах зап.-европ. Стран. В эпоху Реформации стало развиваться нотопечатание. В типографиях М. Апиариуса в Берне и в др. Печатались муз. Сочинения швейц. Композиторов 16 в. И труды муз. Теоретиков. На дальнейшее развитие Ш. М. Оказало влияние распространение идей гуманизма, связанное с пребыванием в Базеле Эразма Роттердамского. Среди музыкантов- учёных 1-й пол. 16 в. - муз. Теоретик и комп. X. Коттер (родом из Эльзаса. Служил органистом во Фрибуре, затем учителем в Берне), автор орг.

Произв. (в табулатурных записях), и Глареан, выдающийся муз. Теоретик, к-рому принадлежит знаменитый муз. Трактат "Додекахордон" ("Двенадцатиструнник", 1547). Глареан расширил ладовую систему (присоединил к уже известным тогда 8 ср.-век. Церк. Ладам 4 новых). Широкую известность получили многоголосные мотеты и песни Л. Зенфля (их, в частности, высоко ценил М. Лютер) - ученика X. Изака. Зенфль стал его преемником в качестве придв. Музыканта при дворе императора Максимилиана в Вене, работал также в Мюнхене. Среди других композиторов 16 в. - кантор из Берна И. Ванненмахер, Л. Буржуа - сподвижник Кальвина (жил в Женеве), один из составителей т. Н. Женевского псалтыря, мастер полифонич. Письма (мессы, мотеты), Г. Майер - органист из Базеля, автор мотетов и светских песен, к-рые позднее бытовали как народные.

Упадок муз. Иск-ва, вызванный гонениями на инстр. Музыку в эпоху Реформации со стороны радикальных кальвинистов, продолжался до нач. 17 в., поэтому Швейцария оказалась в стороне от тех преобразований, к-рые начались в муз. Иск-ве Италии, затем в др. Зап.-европ. Странах на рубеже 16-17 вв. (переход от полифонии к гомофонии в новых видах муз. Иск-ва - опере, оратории, кантате, сольной песне с аккомпанементом, появление камерных жанров, скр. И ансамблево-орк. Музыки, возникновение concerto grosso и др.). Первые соч. С basso continuo (произв. И. Бенна) появились лишь в 1628.В 17 в. Получила развитие гор. Муз. Культура. Первые швейц. Объединения исполнителей, т. Н. Коллегиум музикум, возникли в Цюрихе (1613) и Винтертуре (1629). Наиболее известные композиторы 2-й пол.

17 в. - И. У. Зульцбергер и В. Молитор, авторы светских и культовых многогол. Сочинений.В 18 в. Стали развиваться и светские жанры инстр. Музыки. В нач. 18 в. Приобрели известность увертюры и трио-сонаты Г. Альбикастро-Вайсенбурга (8 сб-ков его произв. Для скрипки и струн. Ансамбля в 1700-06 изданы в Германии и Нидерландах). Среди композиторов 18 - нач. 19 вв. - кантор из Цюриха И. К. Баховен (духовные кантаты и многогол. Протестантские песнопения, пьесы для органа), органист из Люцерна Й. Майер фон Шауэнзе (оперы-буффа, пост. В Люцерне, зингшпили, церк. Хор. Соч.), педагог из Цюриха Й. Г. Эгли (духовные песни и фп. Пьесы).Первые оперы (нем. И итал.) пост. В Цюрихе в 1788. Музыкально-сценические произведения Г. Гёца и др. Швейцарских композиторов ставились с 1820 в Цюрихе (с 1834 шли регулярно), с 1834 - в Муниципальном т-ре в Базеле.

Лишь в кон. 18 в., под влиянием идей крупнейших просветителей - Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци, началось широкое развитие Ш. М. Это проявилось в т. Н. Хор. Движении, носившем демократич. Характер, - к хор. Пению и обучению нотной грамоте привлекались широкие слои населения. Культивировалась нар. Музыка (делались хор. Обработки нар. Мелодий). С хор. Движением связано интенсивное развитие муз. Педагогики, основанной на идеях Песталоцци. Среди муз. Деятелей - X. Г. Негели, педагог, композитор, основатель певч. Ин-та в Цюрихе и "Певч. Ферайна Цюриха" (существует ныне под назв. Муж. Хор Цюриха), муз. Изд-ва (ныне "Изд-во Хуг"). Им опубликованы "Хорошо темперированный клавир" И. С. Баха (одно из самых ранних изд.) и др. Образцы классики. Негели - автор инструктивных работ "Обучение пению на основе принципов Песталоцци", "Лекции о музыке, рассчитанные на дилетантов", "Музыкальные таблицы для обучения пению в школах" и др.

В числе его современников - пианист и комп. Ф. К. Шнидер фон Вартензе (автор оперы, симфоний, оратории, мн. Хор. Песен. Кн. "Система ритмики") и комп. Ф. Т. Фрёлих (культовые и светские хор. Соч., св. 150 песен), В. Баумгартнер (друг Р. Вагнера) - пианист, муз. Директор Цюрихского ун-та и композитор (песни, хоры), музыковеды М. Люсси (теория ритма, учение об акцентуации) и А. Дешевран (исследователь григорианского пения). Мн. Швейц. Музыканты-романтики были тесно связаны с крупнейшими европ. Композиторами, пианистами и приобщили страну к передовым достижениям эпохи. Ш. С. Бови-Лисберг (пианист, профессор Женевской консерватории) был учеником Ф. Шопена. Г. Вебер (композитор, дирижёр, пианист, органист, профессор Цюрихской консерватории) учился у К.

Таузига.Благодаря особенностям историч. Развития Швейцарии (адм. Самостоятельность разл. Кантонов) муз. Жизнь в 19 в. Получила почти одинаковое развитие во всех городах страны. Ни один из них не выдвигался в качестве гл. Муз. Центра. Даже в небольших городах возникали многочисл. Проф. И любительские хор. Коллективы, симф. Оркестры (крупнейший - Цюрихский, с 1862), консерватории. Цюрих, Базель, Берн, Люцерн (нем. Кантоны) были тесно связаны с муз. Культурой Германии, где учились и работали мн. Швейц. Музыканты, в т. Ч. И. Рафф. С др. Стороны, в Ш. М. Внесли вклад нем. Композиторы Ф. Абт, Т. Кирхнер, Г. Гёц и др. Нем. Влияние сказалось на творчестве ряда швейц. Музыкантов 2-й пол. 19 в., в т. Ч. На развитии оперных и симф. Жанров. Особое значение имела деятельность Р.

Вагнера, к-рый участвовал в качестве дирижёра в спектаклях, поставленных в Цюрихе (1850, 1851. Сам осуществил пост. "Летучего голландца" в Цюрихском т-ре, 1852, затем в Лозанне и Женеве). В сер. 19 в. Оперы Вагнера составляли основу репертуара Цюрихского т-ра. Крупнейшие швейц. Композиторы последней трети 19 - нач. 20 вв. - Э. Ф. Хегар и X. Хубер. Хегар сыграл большую роль в развитии Ш. М. Как скрипач, дирижёр (рук. Хора и оркестра оперного т-ра, мн. Хоров в Цюрихе), композитор (орк. И хор. Соч.), педагог и муз.-обществ. Деятель. Основал смешанный хор (1864), муз. Школу (1876, с 1907 - консерватория. Её руководитель до 1914). Хубер - директор Базельской консерватории, автор 5 опер, 8 программных симфоний и др. Орк. И фп. Соч. (в духе Ф. Листа). Утверждение швейц.

Композиторской школы вызвало необходимость организации в 1900 Союза швейцарских музыкантов (в Цюрихе).В 1861 основан 1-й швейц. Муз. Журн. "Schweizerisches Sдngerblatt" (издавался в Берне до 1878), в 1879 - "Schweizerische Musikzeitung und Sдngerblatt" (изд. До 1936. С 1937 выходит под назв. "Schweizerische Musikzeitung").Среди представителей Ш. М. Кон. 19 - 1-й пол. 20 вв.- О. Барблан (патриотич. Песни, камерно-инстр. Соч.), ученик А. Брукнера, Ф. Клозе (муз. Драма "Ильзебилль", оратория "Солнечный дух"), И. Лаубер.В нач. 20 в. Обозначилась дифференциация приверженцев нем. И франц. Муз. Культур. Последователем поздних нем. Романтиков был О. Шёк, известный песнями в духе Р. Шумана и X. Вольфа. Он также автор ряда опер, сочинений разл. Инстр. Жанров и хор.

Музыки. В числе др. Композиторов т. Н. Нем. Швейцарии (Цюрих, Базель, Берн) - дирижёр и педагог Г. Зутер (оратории, симфонии, камерно-инстр., вок. Соч.), Ф. Андре (2 оперы, инстр. И хор. Соч.), а также В. Курвуазье, Г. Песталоцци, Ф. Врун, К. Бек, Г. Хиллер, В. Фогель, А. Мёттингер, Т. Кельтерборн, В. Буркхард, Т. Зутер, Ж. Вильдбергер.К традициям франц. Музыки близко творчество знаменитого педагога и комп. Э. Жак-Далькроза, создателя системы муз.-ритмич. Воспитания, основанной на связи музыки с движением (им создан спец. "Ин-т Жак-Далькроз" в Женеве), к-рая получила в 1920-е гг. Большое распространение в странах Европы и в США. Он также автор мн. Муз.-теоретич. Работ и муз. Произв. Среди др. Композиторов т. Н. Франц. Швейцарии (Женева, Лозанна) - Г. Доре (оперы, хоры, песни, инстр.

Музыка), А. Ганьебен, органист, педагог, директор (с 1926) Женевской консерватории, а также Ф. Мартен, Ж. Ф. Цбинден (президент Швейц. Союза музыкантов), А. Ф. Марескотти, Т. Вуатас, дирижёр Э. Ансерме. Уроженцем Женевы был Э. Блох. Живя в США (с 1917) и связав свою деятельность с амер. Муз. Культурой, разрабатывал евр. Тематику. Швейц. Период его творчества (более 10 лет) отмечен интенсивными поисками средств муз. Выражения. С ретороманской Швейцарией (Граубюнден) связана деятельность Р. Д'Алессандро. С итал. Швейцарией (Тессин) - О. Нуссио, К. Ф. Семини, Г. Жиюфре. Швейцарцем по происхождению был A. Онеггер. Начало 20 в. - период расцвета швейц. Музыковедения. В числе швейцарских музыковедов - Р. А. Мозер, К. Неф, Э. Бернулли, Э. Ислер, Ж. Хандшин, Ж. Обер. Наряду с ними в Швейцарии работали крупные австр.

И нем. Муз. Теоретики Э. Курт, П. Вагнер, К. Г. Феллерер и др. Отличит. Черта Ш. М. 20-30-х гг. - взаимопроникновение нем. И франц. Влияний. В ряде произв. Претворены традиции позднего нем. Романтизма и франц. Импрессионизма.Этот синтез типичен для Ф. Мартена, получившего междунар. Известность (оперы, оратории, многочисл. Симф., камерно-инстр. И вок. Произв.). Среди др. Композиторов - выдающийся педагог В. Буркхард (опера "Чёрный паук", оратории, инстр. И вок. Соч.), К. Бек (симфонии, концерты, камерно-инстр. Соч., хоры), О. Нуссио (ученик О. Респиги), в сочинениях к-рого ощутимо влияние итал. Музыки, П. Мюллер, Р. Обусье, B. Грезер, К. Регамей, Э. Стемпфли. Под влиянием додекафониста В. Фогеля (уроженец Москвы. Ранние соч. - в духе А. Н. Скрябина, соч. 30-х гг. - антифашистские массовые песни), эмигрировавшего в 1933 из Германии в Швейцарию, к серийной технике обратились Р.

Либерман (оперы "Леонора 40/45", 1952. "Школа жён", 1955. Концерт для джаз-бэнда и оркестра, 1954) и Г. Зутермейстер (оперы "Волшебный остров", 1942. "Раскольников", 1948. Инстр. Концерты, хор. Соч.). Среди их современников - А. Эшбахер, Р. Висмер. В кон. 1940-х гг. Возник интерес к джазовой музыке. В числе музыковедов 30-40-х гг. - В. Шу, В. Мериан, М. Фер, А. Э. Шербюлье.Композиторы 50-60-х гг., сочетающие традиц. Формы и технику с поисками новых выразит. Средств, в т. Ч. С приёмами авангардизма, - А. Шиблер (оперы, 3 симфонии, инстр. Концерты, камерно-инстр. Ансамбли разл. Составов), Р. Штурценэггер (камерно-инстр. Соч., хоры), Ж. Вильдбергер (телевизионный балет "День", кантаты, орк. И камерно-инстр. Соч.), К. Хубер, Дж. Дж. Энглерт и Р. Кельтерборн (оперы, оратория "Потоп", симфонии, камерно-инстр.

Ансамбли).В Ш. М. 1960-х - нач. 70-х гг. Заметно сказалось влияние К. Штокхаузена, П. Булеза и др. Лидеров совр. Авангардизма. Многие из швейц. Композиторов проходили подготовку на курсах совр. Музыки и семинарах в Донауэшингене и Танглвуде. Наряду с произв. X. Холлигера, опирающегося на старые традиции, исполняются т. Н. Экспериментальные соч. Ю. Виттенбаха, П. Марьетана, Х. У. Лемана, У. П. Шнайдера, Р. Мозера.Муз. Жизнь страны (начиная с 1910-х гг.) отличалась высоким уровнем, что в значит. Степени связано с пребыванием в Швейцарии (нейтральной во время двух мировых войн) выдающихся музыкантов из разных стран, в их числе - И. Ф. Стравинский (1914-18. Здесь он создал свои соч. "Свадебка", "История солдата" и др.), Ф. Бузони (1915-20), Ф. Ярнах (1918-21), Э.

Леви (1916-20), С. В. Рахманинов (1932-39), Г. Шерхен (с 1933), Р. Штраус (кон. 40-х гг.), П. Хиндемит (1953-63), Э. Петри (1957-62), Б. Мартину (кон. 50-х гг.). Мн. Соч. Этих композиторов впервые исполнены швейц. Муз. Коллективами.После окончания 2-й мировой войны 1939-45 муз. Жизнь разных городов Швейцарии ещё более активизировалась. Продолжали развиваться культурные связи с др. Странами. Здесь сосредоточились мн. Междунар. Организации, в т. Ч. Ряд музыкальных - Европ. Ассоциация муз. Фестивалей (в Женеве), Междунар. Федерация музыкантов (в Цюрихе), Междунар. Музыковедч. Об-во (в Базеле).В сер. 1970-х гг. Функционируют более 10 симф. Оркестров, крупнейший - оркестр Романской Швейцарии, осн. В 1918 дирижёром Э. Ансерме (руководил им 50 лет, до конца жизни).

С 1973 оркестр возглавляет В. Заваллиш. Работают Цюрихский, Лозаннский, Люцернский и Базельский камерные оркестры. Последний (осн. В 1926, рук. П. Захер) пропагандирует гл. Обр. Совр. Музыку. Среди многочисл. Камерно-инстр. Ансамблей - Бернский квартет "Новые горизонты" (рук. У. П. Шнайдер), базельский "Флонцелай-квартет". Оперные труппы существуют в Базеле, Берне, Цюрихе, Люцерне, Санкт-Галлене, Биле. В первых трёх городах, а также в Лозанне и Женеве имеются известные хор. Коллективы - цюрихский Баховский хор (особенно знаменит), Бернский камерный хор и вок. Ансамбль "Энгадинер канторай", любительские хор. Союзы - Певч. Союз Швейцарии, Швейц. Союз рабочих певцов и др. Высок уровень церк. Хоров, в т. Ч. При кафедральных соборах в Базеле и Женеве, св.

Жанны в Лозанне и др. С ними связаны лучшие органисты страны К. В. Зенн, Э. Кауфман, К. Функе и др. Наиболее видные исполнители. Дирижёры - Э. Аппиа, С. Варвизо, Н. Эшбахер. Пианисты - Э. Фишер, Р. Баумгартнер, Э. Фрей, Н. Магалов, С. Гехвиллер, М. Вебер, Ш. Доблер. Скрипачи - А. Пошон, В. Фрей, Ф. Хирт. Виолончелист А. Онеггер, альтист С. Пассажьё, флейтист К. Даинден, гобоист Э. Паролари, кларнетист Й. Михаэлис и др. Певицы - Л. Делла Каса, X. Граф, Э. Матис, певцы - Э. Хефлигер, Э. Беттаис, X. Ю. Рефус, Я. Стемфли. Среди музыковедов и муз. Библиографов - В. Хесс, Э. Мор, П. Мейлан, Ф. Муглер, М. Цулауф.В 1970-е гг. Проводятся междунар. Муз.-науч. Симпозиумы, муз. Фестивали, в т. Ч. В Лозанне, Люцерне, Асконе, Гштаде (фестиваль Иегуди Менухина), Монтрё (хор. И джазовая музыка), Цюрихе (Баховский) и мн.

Междунар. Конкурсы, в т. Ч. В Женеве (музыкантов-исполнителей, с 1939), Сьоне (скрипачей, в рамках Фестиваля Т. Варги).В числе муз. Объединений - Ассоциация швейц. Композиторов, Союз швейц. Музыкантов (с 1900), Швейц. Объединение исполнителей, а также многочисл. Муз. Об-ва. Муз. Жизнь Швейцарии координируется Швейц. Муз. Советом (осн. В 1964), входящим в Междунар. Муз. Совет при ЮНЕСКО.Высоким уровнем отличаются системы муз. Образования и муз. Воспитания. Имеются консерватории в Базеле (там же Академия музыки и "Схола канторум"), Берне, Лозанне, Люцерне, Винтертуре, Фрибуре, Женеве, Невшателе, Цюрихе. Существуют гор. И церк. Муз. Школы. Муз. Ф-ты в ун-тах Женевы и Цюриха славятся методикой преподавания. Среди периодич. Муз. Изданий в Цюрихе - "Schweizerische Musikzeitung" (с 1937), в Женеве - "Dissonnances" (1923-1941 и с 1946) и "Arts et Musique" (1956-60), в Берне - "Fanfare" (с 1929), Лозанне - "Feuilles musicales" (с 1948).

Имеются муз. Изд-ва, связанные гл. Обр. С крупными междунар. Фирмами, и компании грамзаписи. Швейц. Радиовещание уделяет большое внимание муз. Просвещению, в т. Ч. Знакомству с новой музыкой (проводится цикл концертов "Диорама современной музыки"). Получили распространение разл. Формы популярной музыки, а также джаз, эстрадная музыка народного характера (песни и йодли Ф. Лихти и др.).Литература. Копчевский Н., Фортепьянная музыка Швейцарии (вступ. Статья к нотному изд. Пьесы композиторов Швейцарии для фортепьяно, М., 1980). Soubies A., Histoire de la musique suisse, P., 1899. Schweizer Theatergeschichte, Z., 1914. Schweizer Musikbuch, hrsg. V. W. Schuh, Z., 1939. Schuh W., Schweizer Musik der Gegenwart, Kritiken, Kssays, Ansprachen, Z., 1948.

Его жe, Von neuer Musik, Z.- Freiburg in Breisgau, 1955. Mieg P., La Musique en Suisse Romande de 1900 а 1950, Z., 1950. Der Schweizerische Tonkьnstlerverein..., Festschrift zur Feier des 50-Jдhrigen Jubilаums 1900-50, Z., 1950. Musik der Schweizer Komponisten, Bern, 1955. Jaccard H., Initiation а la musique contemporaine. Trois compositeurs vaudois. Raffaele d'Alessandro, Constantin Regamey, Julien-Franзois Zbinden, Lausanne, 1955. 40 schweizer Komponisten der Gegenwart, Amriswйl, 1956. Regamey С., Musiques du vingtiиme siиcle, Lausanne, 1966. Jahrbuch 1968 der Neuhelvetischen Gesellschaft, Bern, 1968. Ansermet E., Ecrit sur la musique, Neuchвtel - P., 1972. Tendenzen und Verwirklichungen. Festschrift..., Z., 1975. См.

Также лит. При ст. Цюрих.Дж. К. Михайлов..

Значения в других словарях
Шведов Д. Н.

Дмитрий Николаевич (21 XI (4 XII) 1899, Москва - 8 VIII 1981, Тбилиси) - сов. Композитор и педагог. Нар. Арт. Груз. ССР (1979). В 1918 окончил Моск. Синодальное уч-ще, где обучался у А. Д. Кастальского и H. M. Данилина. В 1919-21 учился в Моск. Консерватории у К. А. Киппа (фп.) и А. А. Ильинского (композиция). В 1918-23 концертмейстер и оперный дирижёр в т-рах Москвы, Самары (Куйбышев), Саратова. С 1923 преподавал в Ленингр. Консерватории (с 1929 доцент), в 1931-81 - в Тбилисской (с 1941 професс..

Шведская музыка

Богат и разнообразен швед. Песенно-танц. Фольклор, имеющий местные особенности в разных ленах. Популярны хороводные танцы с пением и парные, восходящие к обрядовым свадебным. Древнейшие жанры нар. Ш. М. - вальвиса или вальлот (пастушеская песня-перекличка) и сэтерсонг (пастбищная песня), близкие йодлям. Сохранило популярность существовавшее с давних пор иск-во деревенских музыкантов - спельманов, к-рые играли соло, позднее в ансамбле (т. Н. Артель спельманов) на деревенских празднествах, а также..

Швейцер Ал.

(Schweitzer) Альберт (14 I 1875, Кайзерсберг, Эльзас - 4 IX 1965, Ламбарене, Габон) - мыслитель, богослов, органист, музыковед, протестантский миссионер. Род. В семье лютеранского пастора. Дед Ш. - пастор в Мюльбахе, играл на органе и занимался строительством органов. С детских лет обучался игре на органе под рук. Эугена Мюнха в Мюльхаузене. С 1893 изучал теологию и философию в ун-тах Страсбурга, Парижа и Берлина. Будучи студентом Страсбургского ун-та, обучался игре на органе у Эрнста Мюнха, пом..

Швейцер Ан.

(Schweitzer) Антон (крещён 6 VI 1735, Кобург - 23 XI 1787, Гота) - нем. Дирижёр и композитор. Первоначальное муз. Образование получил в Кобурге. С 1745 служил в придв. Капелле в Хильдбургхаузене. Позднее занимался под рук. Я. Ф. Клейнкнехта в Байрёйте, в 1764-66 обучался в Италии. С 1766 придв. Камер-музыкант, с 1769 музик-директор театр. Труппы в Веймаре, с 1774 служил в придв. Т-ре Гота. Среди соч. Ш. Выделяются зингшпили (ок. 20), из к-рых популярностью пользовались "Валмир и Гертруда", "Элиз..

Дополнительный поиск Швейцарская музыка Швейцарская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Швейцарская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Швейцарская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 18 символа