Шейдт С.

88

(Scheidt) Самуэль (крещён 3 XI 1587, Галле - 24 III 1654, там же) - нем. Композитор и органист, один из основателей северогерманской орг. Школы. В 1608-09 обучался у Я. П. Свелинка в Амстердаме. В 1603-08 органист Морицкирхе, с 1609 придв. Органист, с 1619 - капельмейстер, с 1628 - музик-директор гор. Церквей в Галле. В 1630 ушёл со службы и с этого времени занимался в основном сочинением музыки. Наибольшую известность получили произв. Ш. Для органа. Его осн. Труд "Новая табулатура" ("Tabulatura nova", 3 т., 1624, 1650, 1653) содержит вариационные обработки хоралов, частей месс, светских песен и танцев, а также токкаты, фантазии, каноны, фуги, в к-рых мастерски используется мануальная и педальная техника, предвосхитившая позднейшие достижения орг.

Иск-ва. В "Новой табулатуре" Ш. Впервые в Германии применил совр. Линейную нотацию для записи орг. Музыки. Изданная в Гёрлице в 1650 "Табулатурная книга" Ш. (состоит из 100 4-гол. Орг. Обработок духовных песен и псалмов, предназначенных для сопровождения общинного пения) явилась важным этапом на пути к баховским гармонизациям протестантского хорала. Вкладом в развитие нем. Инстр. Музыки были также его "70 симфоний в концертном стиле" (1644) и "Музыкальные игры" ("Ludi musici", 2 части, 1621, 1622) - сб-ки танцев, содержащие падуаны, гальярды, аллеманды, куранты и др. Ш. Был выдающимся мастером вок.-хор. Музыки. Ему принадлежат "Священные песнопения" ("Cantiones sacrae") для 2 хоров (1620), вок.-инстр. "Духовные концерты" (1621-22), 4 сб-ка духовных концертов для 2-4 голосов и basso continue (1631, 1634, 1635, 1640) и др.

В целом для творчества Ш. Характерна пластичность мелодич. Языка, в к-ром самобытные интонационные обороты органично сочетаются с народно-песенными. Среди учеников - комп. А. Кригер. В Лейпциге под ред. К. Маренхольца переизданы "Табулатурная книга" (1940) и "Новая табулатура" (1953) Ш.Брат Ш.- органист и композитор Готфрид Ш. (20 IX 1593, Галле - похоронен 3 VI 1661, Альтенбург) также был учеником Я. П. Свелинка. Известен своими хоральными обработками. Нек-рые из них помещены в "Табулатурной книге" Ш.Собрания сочинений. Gesamtausgabe der Werke S. Scheidts, hrsg. Von G. Harms und von Ch. Mahrenholz, Bd 1-13, Hamb., 1923-1965, Bd 14-16, Lpz., 1971 (изд. Продолжается).Литература. Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960, с. 208-09. Mahrenholz Сh., Samuel Scheldt, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1924, Farnborough Hunts, 1968.

Его же, Samuel Scheldt und die Orgel, "Musik und Kirche", 1955, Jahrg. 25, No 1. Hьnicken R., Samuel Scheidt, ein althallischer Musicus, sein Leben und Wirken, Halle, 1934. Seraukу W., Samuel Scheidt in seinen Briefen, Halle, 1937. G e finer E., Samuel Scheidts geistliche Konzerte, В., 1961. Grьss H., Ьber Notation und Tempo einiger Werke S. Scheidts und M. Praetorius, в кн. Deutsche Jahrbuch fьr Musikwissenschaft, Вd 11, 1967. Вreig W., Zu der handschriftlich ьberlieferten Liedvariationen von Samuel Scheidt, "Mf", 1969, Jahrg. 22, H. 3.B. M. Штейнгард.

Значения в других словарях
Шёгрен Ю. Г.

(Sjцgren) Юхан Густав Эмиль (16 VI 1853, Стокгольм - 1 III 1918, там же) - швед. Композитор и органист. Учился в 1870-74 у X. Тегерстрём и О. Буландера (фп.) в консерватории в Стокгольме, у Г. Манкелля (орган) и Г. Беренса (муз.-теоретич. Предметы), в 1879-80 - у Ф. Киля (композиция) и К. А. Хаупта (орган) в Берлине. Совершенствовался (инструментовка) у X. Т. О. Греденера в Вене. Жил в Стокгольме. Служил церк. Органистом (в 1881-84 и 1890-1918), в 1886-88 преподавал в частном муз. Ин-те Р. Андер..

Шейблер Т. К.

Трувор Карлович (28 II (12 III) 1900, Рига - 17 III 1960, Нальчик) - сов. Композитор, дирижёр и фольклорист. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1957). В 1919-23 учился в Петрогр. Консерватории по классу композиции у М. О. Штейнберга и в Петрогр. Ун-те на юридич. Ф-те. В 1934-38 учился заочно в ГИТИСе (Москва) на режиссёрском отделении. В 1917-39 концертмейстер и дирижёр петрогр. Т-ров Пролеткульта (1917-22) и Первого передвижного (1923-24), передвижных коллективов оперы и муз. Комедии (Омск, Томск, Тюмень..

Шейка

(нем. Hals, итал. Manico, англ. Neck, франц. Manche, испан. Cuello). 1) Конструктивная деталь нек-рых смычковых и щипковых (гл. Обр. Лютневых) струн. Инструментов. Ш. Крепится к корпусу инструмента или составляет с ним одно целое. Заканчивается головкой. Изготовляется из тех же пород дерева, что и корпус. Верхняя сторона Ш. - плоская, у мн. Инструментов служит одноврем. И грифом (лютня, мандолина, бандура, дутар, чонгури). У инструментов с грифом последний наклеивается на плоскую сторону Ш. Нижн..

Шейн И. Г.

(Schein) Иоганн Герман (20 I 1586, Грюнхайн, близ Аннаберга, Саксония - 19 XI 1630, Лейпциг) - нем. Композитор. С 1599 пел в Дрезденской придв. Капелле, с 1603 воспитанник княжеской школы Пфорта, близ Наумбурга, с 1608 изучал право в Лейпцигском ун-те. С 1615 придв. Капельмейстер в Веймаре, с 1616 кантор Томаскирхе и Томасшуле в Лейпциге. Наряду с Г. Шюцем и С. Шейдтом Ш. Был крупнейшим композитором Германии 17 в. Высоким мастерством отличаются его мотеты, духовные концерты и мадригалы, в к-рых ..

Дополнительный поиск Шейдт С. Шейдт С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шейдт С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шейдт С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 8 символа