Модернизм

116

МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne - новейший, современный) - общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. Объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.). Некоторые из них противоречат друг другу в понимании средств и способов выражения реальности, но вместе с тем обладают принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью. Своим появлением М. Обязан французскому символизму и декадансу. Часто отождествляемый со своей ранней фазой - авангардизмом, М.

Может рассматриваться в конкретных хронологических рамках (условно с 1890 по 1968) или как вневременной феномен в широком историческом контексте неклассического искусства вообще, в русле протестанствую-щей традиции европейской культуры (Барокко - Романтизм - Модернизм), выступающей по отношению к социуму как культура отрицания. Главное, что позволяет включить М. В эту традицию - это воинствующий антитрадиционализм, подчеркнутый эстетический антинормативизм, нередко приобретающий бунтарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер. М. Свойственны принципиальный разрыв с устоявшимся художественным опытом в лице канонизированного реализма, салонного искусства, академической культуры как условие обновления искусства и ощущение переломного кризисного характера этих явлений.

Остро переживая дисгармонию мира, представшего перед авангардистами как жестокий и абсурдный, антигуманность общественных отношений, отчуждение личности, саморазорванность ее сознания, несвободу и нестабильность положения художника в обществе, М. Отрицает возможности предшествующей культуры в познании и адекватном отражении этих коллизий. Восприняв от романтиков идею Zeitgeist ("духа времени"), модернисты попытались решить задачу перекодирования культуры, связанного с утверждением нового порядка, выразить новое мировоззрение. Следствием явились поиски нового языка, создание его "грамматики", желание превратить творчество из способа самовыражения художника в способ познания мира и его преобразования.

Стратегия обновления языка символизирует для М. Возможную трансформацию мира. Философско-мировоззренческой основой М. Послужили идеи Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Бергсона, Фрейда, позднее - Ортеги-и-Гассета, Камю, Адорно и др. Можно выделить следующие характеристики М. Активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению. Непримиримость. Настоятельная потребность действовать против чего-либо или против кого-либо. Нигилизм. Без колебаний преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности. Культ молодости и новизны, устремленность в будущее. Эпатажность и революционность (в культурном смысле, ибо хотя авангардизм неустанно воспроизводит тип художника-оппозиционера, экстремистский радикализм в области искусства не обязательно предполагает политическую активность.

Союз авангардистов с революционным пролетариатом носил случайный и временный характер (например, в России), поскольку сознание художника-авангардиста склонно оценивать в качестве конгениального именно идеал анархизма). Экспериментализм, стилевое новаторство. М. Отказался от эстетики реализма, от узких рамок традиционной конкретности сюжета, от ренессансной оптической системы и продуцировал кардинальные технические инновации, отвечающие духу технической цивилизации. Исконная по-нятийность словесной речи подверглась существенным трансформациям вплоть до разрушения синтаксиса, отрицания правописания во имя возвращения языку его подлинных первичных значений. Так, А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и др. Поэты почувствовали и выразили настоятельную потребность в очищении подлинной сущности человека от нормативных наслоений языка и культуры, в освобождении, автономизации субъекта посредством языковой революции.

Современная эстетика немыслима без художественных средств, изобретенных модернистами ("поток сознания", ассоциативный монтаж, коллаж, "освобождение" цвета). Постоянная смена критериев новизны отчасти объясняет нередкую смену стиля одним и тем же художником (П. Пикассо, И. Стравинский, Дж. Джойс). М. Стоит у истоков поэтики "открытого произведения", включив зрителя, читателя в процесс творчества, активизировав его восприятие. Для М. Характерен программный концептуализм, преобладание поэтики над произведением. М. - первая художественная культура, столь плотно насыщенная теоретическими сочинениями, ибо "коммуникационный вакуум", образовавшийся в результате отказа от прежних выразительных средств, потребовал вербального пояснения, подключения зрителя к тому конвенциональному языку, которым оперирует данный автор.

Понятийное мышление становится составной частью творческого процесса, более того - концептуальное искусство вводит "первичную рефлексию глаза" и систематическую теоретическую рефлексию в саму структуру произведения. Потребность в метатексте рождается искусством, которое открывает свои заколы, вырабатывает систему новых художественных методов и новую оценочную шкалу. Возникновение М. Было обусловлено всем ходом исторического развития (так же, как и его неизбежная трансформация в "китч"). Постмодернизм осознал и воспринял факт врастания авангарда в отрицаемую им культуру, его поглощения обществом потребления и слияния с традиционными институтами. Необходимый М. Пафос негативизма был легитимирован открытыми обществами как локальный, вполне безобидный и даже полезный всплеск эмоций, способствующий перманентному процессу обновления и развития.

Значение М. Заключается в том, что он выступил особой формой самопознания культуры, предопределил современные формы бытия искусства, раскрепостил художественное сознание, обнаружив возможности новой семантики, переставил акценты во взаимоотношениях искусства с обществом, предвосхитил (что представляет особый интерес для современной философии) глубокий интерес к бессознательным структурам языка. К числу наиболее известных модернистов, работы которых эстетически радикальны и способствовали оформлению модернистской традиции, относятся следующие авторы. Дж. Джойс, М. Пруст, Кафка, Р. Музиль, Камю, Т. Манн и др. (в прозе). А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. (в драматургии). А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, P.M.

Рильке, Г. Аполлинер и др. (в поэзии). И. Стравинский, А. Шенберг, П. Булез, К. Штокхаузен и др. (в музыке). В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др. (в живописи)..

Значения в других словарях
Модернизм

IМодерни́зм (франц. Modernisme, от moderne — новейший, современный) главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве середины и 2-й половины 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинств..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ - направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.. ..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм>, экспрессионизм>, кубизм, русский "авангард" 1910-х гг., включая беспредметничество, сюрреализм>, футуризм, примитивизм и т.д.) - метафорическое построение образа по принципу разветвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений, пережива..

Модернизм

(варв.-лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[фр. Modernisme] - общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетические принципов, разрыв с реализмом. См. АВАНГАРДИЗМ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)варв.-лат. Вкус нового времени и склонность к нему.(Ис..

Модернизм

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Модернизм

Направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.. ..

Модернизм

М.Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов и разрыв с реализмом.. ..

Модернизм

МОДЕРНИ́ЗМ [дэ], -а. М. [франц. Modernisme от лат. Modernus - новый современный] В искусстве и архитектуре конца 19 - начала 20 в. Направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы, замещающие национальные самобытные приёмы и стили (к нему относятся импрессионизм, символизм, экпрессионизм и др.). В модернизме преобладает установка на поиск новых выразительных средств. М. В музыке, в литературе.. ..

Модернизм

(дэ), модернизма, мн. Нет, м. (фр. Modernisme) (искус.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.. ..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ - см. Символизм. ..

Модернизм

- (от франц. Moderne - современный, новейший) -. ..

Модернизм

        (франц. Modernisme, от moderne - новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма. Основная направленность буржуазного искусства этого времени. Модернизму свойственны принципиальный разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремление утвердить некие новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению..

Модернизм

Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) конституи..

Модернизм

(франц. Modernisme, от moderne - новейший, современный) - определение, относимое к ряду художеств. Течений 20 в., общим признаком к-рых является более или менее решительный разрыв с эстетич. Нормами и традициями классич. Иск-ва. На отд. Историч. Этапах в понятие М. Вкладывался разл. Смысл. В конце 19 - нач. 20 вв., когда это определение стало входить в обиход, оно применялось к творчеству таких композиторов, как Дебюсси, Равель, Р. Штраус. С сер. 20 в. Под М. Обычно понимают явления совр. Муз. "..

Модернизм

— общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—начала XX вв. Кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др. Тот же термин применяется для обозначения направления в католицизме конца XIX—начала XX вв. Стремился к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением.. ..

Модернизм

(франц. Modernisme) в религии - течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. Вероучения к уровню совр. Науки и к новым явлениям в обществ. Жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. Возник в кон. 19 - нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. Положения католич. М. Религия создается человеком. Библия - не ..

Модернизм

Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы 'вещи-в-себе' выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. МЕТАФИЗИКА, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) конституи..

Модель

МОДЕЛЬ (лат. Modulus - мера, образец) - объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график, схема, программа, теория). Возможны два способа конструирования М. Если первый идет от эмпирически выявленных свойств и зависимостей объекта к его М., то второй уже в исходной точке предполагает доопытн..

Модернизации Концепция

МОДЕРНИЗАЦИИ концепция - один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно - теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества. Параллельна концепции индустриализации, рассматривающей процесс превращения традиционного аграрного общества в индустриальное с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда. Ранними аналогами концепции М. Явились идеи о со..

Модус

МОДУС (лат. Modus - мера, образ, способ) - 1) философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. Обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. Есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания". 2) в логике..

Монада

МОНАДА (греч. Monas - единица, единое) - понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. И диады (греч. Dias - двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср. Айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное..

Модернизм

— неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) констит..

Дополнительный поиск Модернизм Модернизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Модернизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Модернизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа