Субъект И Объект

97

СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ (лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectum - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями "субъективного" и "объективного". В данной связке более самодовлеющую природу имеет "объективное", в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. И О. Имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С.

Преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. Соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. И О., признав за С. Онтологические параметры материальных вещей, а за О. - производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. Осуществляется в философия Нового времени. Декартовское "мыслю, следовательно существую" в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. Задан через представление, в контексте которого С.

Наделяется безусловными полномочиями "ставить перед собой" те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. В новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. Как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума - всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности. Если же разум, также как и сам человек, про-изводен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С.

И О. В самосознании). Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие "трансцендентального С", воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обуславливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. Изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. И О. Обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. И О. По-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их про-цессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С, детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности.

При этом С. Выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. Предполагает прежде всего социально-исторического С. Практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. И О. Для феноменологической традиции С. Выступает как "чистое сознание" в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональ-ные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. Познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.).

Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С, то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая "смерть С", постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений..

Значения в других словарях
Субъект И Объект

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напр..

Субстанция

СУБСТАНЦИЯ (лат. Substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. Трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о..

Субъект

См. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.. ..

Судзуки

СУДЗУКИ (Suzuki) Дайсецу (1870-1966) - японский философ. Один из ведущих специалистов по дзен-буддизму. Профессор философии университета Отани в Киото. Член Японской академии наук. В молодости был мирским учеником буддизма в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. После получения образования преподавал в университетах Японии. В 1936 в качестве преподавателя по обмену посетил Великобританию, где начал чтение лекций о буддизме. В дальнейшем читал такие лекции и курсы лекций в различных университета..

Судьба

СУДЬБА - представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и выступали, например, в образах равных богам трех сестер-богинь (мойр), определяющих С. Лахесис назначала жребий еще до рождения человека, Клото пряла нить его жизни, а Атропос неотвратимо приближала будущее и перерезала нить жизни. Со временем С. Начали представлять как верховную справедливость, которая управляет миром. Во всех совр..

Субъект И Объект

(лат. Subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. — то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями "субъективного" и "объективного". В данной связке более самодовлеющую природу имеет "объективное", в то время как О., напр..

Дополнительный поиск Субъект И Объект Субъект И Объект

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Субъект И Объект" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субъект И Объект, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа