Швейцер

217

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немец-ко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924-1965). Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И. Канта", 1899). Доктор теологии (1900). Доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса. Характеристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской премии мира (1952) и франкфуртской премии Гете (1928). Основные сочинения. "Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса" (1901), "И.С.

Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I" (1923), "Культура и этика. Философия культуры. Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии" (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культуре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гете. Четыре речи" (1950), "Философия и движение в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую" (1953), "Проблема мира в современном мире" (1954), "Проблема этического в развитии человеческой мысли" (1954-1955), "Гуманность" (1961, опубликована в 1966) и др.

Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. "Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш. - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания. Второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества". Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая жить среди жизни". Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. Усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека.

"Благоговение перед жизнью", согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение - "новый рационализм"), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму. Мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом"). "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро- и жизнеутвержде-ние и соответствующую этику. Последняя у Ш. "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью". "Благоговение перед жизнью" постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле.

"Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, ". Сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию". Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека.

Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом "всеобщего". Воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. "Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал Ш., -. Сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья".

Смысл бытия человека, полагал Ш., - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению ТТТ., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосо-размерности..

Значения в других словарях
Швейцер

IШве́йцер (Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,—4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни (См. Философия жизни). Богослов, врач, музыковед и органист. Всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация «Философия религии Канта», 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины. В начале 20 в. Завоевал известность как концертирующий орга..

Швейцер

ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович (род. 1920), кинорежиссёр, народный артист СССР (1990). В кино с 1949. Режиссёрской манере Швейцера свойственны драматизм, романтическая приподнятость, острая наблюдательность, юмор, выразительность актёрских работ. Фильмы "Чужая родня" (1956), "Мичман Панин" (1960), "Время, вперёд!" (1965, совместно с С. А. Милькиной), "Золотой телёнок" (1968), "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975), "Какживёте, караси?" (1992), "Послушай, Феллини!.." (1993, совместно с Милькиной) и др. Осо..

Швейцер

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875 - 1965), мыслитель, представитель философии жизни, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Родился в Эльзасе. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон>), которая стала для Швейцера главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. Исходный принцип мировоззрения Швейцера - благоговение перед жизнью, ее сохранение и совершенствование как основы нравственного обновления человечества, выработки универсальной космической этики. Критерие..

Швейцер

(Schweitzer), Иоганн Баптист (12.VII.1833 - 28.VII.1875) - деятель герм. Рабочего движения. Адвокат. Ш. Увлекался идеями Ф. Лассаля и вступил в основанный последним Всеобщий германский рабочий союз. Стал одним из руководителей союза, в 1867-1871 возглавлял его. Поддерживал Бисмарка в вопросе объединения Германии под главенством Пруссии и был тайно связан с ним. Политика Ш. Вызывала растущую оппозицию в союзе. Значит. Часть членов вышла из него и, порвав с лассальянством, вошла в созданную в 1869..

Швейцер

(Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. 'Негритянский доктор' в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924- 1965). Доктор философии (тема диссертации 'Философия в постановке задач очищения религии И.Канта', 1899). Доктор теологии (1900). Доктор медицины (тема диссертации 'Психиатрическая оценка Иисуса. Характеристика и критика', 1913). Лауреат Нобелевской премии М..

Шанкара-ачарья

ШАНКАРА-АЧАРЬЯ(санскр. Саnkаrа - имя, acarua - учитель) (788-820) - индийский философ, мистик, поэт, ортодоксальный теолог и реформатор, учитель и проповедник школы Адвайта-Веданты (недуализм, недвойственность). Родом из Кералы, принадлежал касте брахманов. Стремясь постигнуть тайну жизни, становится саньясином (странствующим отшельником). Учится у Говинды, ученика Гаудапады. Проходит пешком всю Южную Индию, диспутирует с буддистами, вишнуитами, шиваитами, представителями разных философских школ..

Шарко

ШАРКО (Charcot) Жан Мартен (1825-1893) - французский врач и ученый. Один из основоположников современной невропатологии и психиатрии. Доктор медицины (1858), профессор невропатологии (1860), профессор патологической анатомии Парижского университета (1872), член Французской медицинской академии (1872), Парижской академии наук (1883), член различных зарубежных академий, университетов и научных обществ. Учитель Жане, Ж. Дежерина, Фрейда, Бехтерева и многих других ученых. Создатель научной школы. Ок..

Шелер

ШЕЛЕР (Scheler) Макс (1874-1928) - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. Профессор в Кельне (1919-1928), во Франкфурте (1928). Основные сочинения. "Трансцендентальный и психологический метод" (1900), "Гений войны и немецкая война" (191 5), "Война и строительство" (1916), "Формализм в этике и материальная этика ценностей" (тт. 1-2, 1913-1916), "О вечном в человеке" (1921), "Сущность и формы симпатии" (1923), "Формы знания и обще..

Шеллинг

ШЕЛЛИНa (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой классической философии. В 1790 в 15-летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гельдерлином). В 1798, в 23 года - профессор в Йене. Здесь Ш. Сближается с кружком романтиков (братья А. И Ф. Шлегели, Новалис, Шлейермахер и др.) В Мюнхене (1806-1820) становится членом Академии наук и генеральным секретарем академии изящных искусств. 1820-1826 - проф..

Швейцер

(Schweizer) Эдуард (р.1913), швейц.-нем. Протестантский богослов и экзегет. Род. В Базеле. Окончил ун-т в Майнце. С 1938 доктор богословия. В 1936-38 исполнял должность пастора в Базеле. Орд. Проф. По НЗ в ун-тах Майнца (с 1947), Бонна (с 1949) и Цюриха (1949). В ряде работ, используя подходы *"истории форм" школы, *"истории редакций" школы, а также применяя *"истории Прeдания" метод, пытался определить особенности тех конкретных общин, в лоне к-рых создавались канонич. Евангелия. В частн., он с..

Дополнительный поиск Швейцер Швейцер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Швейцер" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Швейцер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа