Визуальная Грамотность
(англ, visual literacy), направление в совр. Педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией.Пед. Концепция В. Г. Возникла в кон. 60-х гг. 20 в. В США. Основывается на положениях о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания ребенка к деятельности в условиях всё более «визуализи-рующегося» мира и увеличения инфор-мац. Нагрузки.Следует различать понятия В. Г. И аудиовизуального обучения (audiovisual education), под к-рым понимают использование аудиовизуальных материалов и соответствующих техн. Средств в обра-зоват.
Процессе.Понятие В. Г. Рассматривают в разл. Аспектах. Как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектом восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы.Для анализа понятия В. Г. С пед. Позиций наиб, важна коммуникативная сторона процесса её формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа (описаны в монографии Д. А. Дон-дис < Учебник по визуальной грамотности» — D o n d i s D. A., «A Primer of visual literacy», 1973). К ним относятся. Точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком зрительной информации.
В концепции аудиовизуальной грамотности, предложенной в нач. 70-х гг. Ю. Н. Усовым, понятие грамотности расшифровывается как основа постижения природы киноиск-ва, а процесс овладения аудиовизуальной грамотностью рассматривается как формирование навыков анализа и синтеза худож. Зву-ко-зрительного образа. Главным является создание представлений о компонентах киноиск-ва и выяснение степени их «род-ства» с тем или иным видом иск-ва, напр. Видеоряд — живопись, аудиоряд — музыка и т. Д. Особое внимание уделяется таким элементам киноязыка, как монтаж, план, ракурс и т. П. Дондис предостерегала от прямой аналогии с языковой грамотностью, т. К. Логика структуры языков как искусств, систем, созданных для кодирования, хранения и раскодирования информации, не может соответствовать В.
Г. Она считала, что в понятии В. Г. Акцент необходимо ставить на в и — зуальном.На 1-й Нац. Конференции по В. Г. (1969, г. Рочестер, США) было принято определение В. Г., предложенное Дж. Деб-сом. В. Г. Относится к числу визуальных способностей, к-рые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами и к-рые необходимы для нормального процесса становления личности. Визуально грамотный человек сможет различать и интерпретировать видимые действия, объекты и символы, окружающие его, и творчески использовать эти способности.Это определение фокусирует внимание на «зрителе» как на потенциальном «ученике» и предполагает выработку у учащихся в процессе обучения базовых визуальных умений. Дебс приводит их иерархию.
От формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать визуальное выражение идеи, образа.Дебс и его коллеги по Центру В. Г. При ун-те г. Рочестера рассматривают В. Г. Как шк. Предмет, помогающий учащимся с помощью фото- и кинооборудования определить пути самовыражения.Установлено, что до 90% усваиваемой информации человек получает посредством зрения. Эти данные приобрели особое значение в работах Дж. Брунера и Ж. Пиаже, подчёркивавших важность роста интеллектуального потенциала ребёнка в первые годы его жизни.Интерес к изучению проблем зритель-ноге восприятия усилился с возникновением телевидения, ставшего своеобразным «окном в мир» для мн.
Детей. Р. Либерт, Дж. Нил, Э. Дейвидсон показали зависимость развития мышления от интеллектуальной насыщенности телепрограмм, а также роль демонстрации насилия на телеэкране в возникновении агрессивных форм поведения.В целом природа визуальной коммуникации к нач. 90-х гг. Была мало изучена.На концепцию В. Г. Оказали влияние работы амер. Психологов, к-рые зрительное восприятие рассматривали как чувств, опыт, приобретший смысл. Подобной точки зрения придерживался Л. С. Выготский, высказавший в 1925 мысль, что центр, идея психологии иск-ва выражается в признании иск-ва обществ, техникой чувства, а худож. Произведение можно рассматривать как «совокупность эсте-тич. Знаков», направленных на возбуждение в людях эмоций. Анализ этих знаков помогает воссоздать соответствующие им эмоции.Определились разл.
Подходы к концепции В. Г., к-рые процесс визуальной коммуникации расчленяют на 3 центральных, взаимосвязанных элемента. Субъект, объект, средства коммуникации (или окружающая среда)..
Дополнительный поиск Визуальная Грамотность
На нашем сайте Вы найдете значение "Визуальная Грамотность" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Визуальная Грамотность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 22 символа