Данилов Михаил Александрович

288

[13(25).4.1899, дер. Васильевщина Псковской обл., — 25.11.1973, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1959), дер пед. Наук (1960), проф. (1961). Окончил физ.-матем. Ф-т Ленингр. Пед. Ин-та им. Н. А. Некрасова (1924) и АКВ им. Н. К. Крупской (1928). С 1918 учитель математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовско-го у. Петрогр. Губ. С 1931 на науч.-пед. Работе в вузах и н.-и, учреждениях. В АКВ (1931—34), Смоленском пед. Ин-те (1934—39), НИИ школ (1939—44), НИИ ОП АПН (1944—73). Разрабатывал проблемы методологии педагогики, пед. Образования, методики пед. Исследований. Осн. Внимание уделял проблемам дидактики.Создал концепцию нач. Образования, в основе к-рой идеи отбора знаний, стимулирования внутр. Сил личности, организации уч. Труда, требующего самостоятельности мысли и действия («Задачи и особенности нач.

Образования», 1943. «Дидактич. Условия прочного усвоения знаний», 1945. «Роль нач. Обучения в умственном и нравств. Развитии человека», 1947). Изучая и анализируя массовую практику и передовой пед. Опыт («Пути повышения качества знаний», 1948. «Сов. Дидактика и творч. Опыт учителей», 1948, и др.), показал, что гл. Причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиц. Процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в сов. Пед. Науке и практике 40—60-х гг. Сформулировал ряд концептуальных положении, нашедших развитие в дидактич. Исследованиях 60—80-х гг. Направленность уч. Процесса на воспитание у уч-ся устойчивой позна-ват.

Потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта уч.-познават. Деятельности и др. Статьи Д. Предлагали учителям средства и приёмы побуждения школьников к учению, формирования умения отбирать существенное в уч. Материале, помогали предупреждать типичные ошибки и массовое отставание при изучении трудных тем, т. Е., по существу, вырабатывали методы оптимизации обучения.В кн. «Процесс обучения в сов. Школе» (1960) анализ уч. Процесса сочетается с «синтетич. Обзором обучения в его осн. Структурных единицах» (урок, система уроков, ступени обучения и пр.), раскрываются диалектика процесса обучения, его внутр. Источники, движущие силы, противоречия и т. Д.В трудах «Пед. Процесс и его диалектика» (1970), «Всеобщая методология науки и спец.

Методология педагогики в их взаимоотношениях» (1971), «Проблемы методологии педагогики и методики исследований» (1971) и др. Обоснованы взгляды Д. На создание методологии педагогики как самостоят, отрасли пед. Знания, разработку её задач, предмета, структуры, связей со смежными науками и пр. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в «гуще жизни» и о коллективе как объекте воспитания, Д. Возродил понятие «пед. Процесс», вошедшее в отеч. Педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диа-лектич. Природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному пед. Мышлению, сориентированному на пед. Руководство как «целенаправленное пед. Воздействие на учащихся», противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся.

Многие идеи Д. Не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиц. Педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектич. Природы обучения, понимании сущности пед. Руководства уч. Процессом. Нек-рые из его идей были реализованы лишь в совр. Школе, в частности идеи т. Н. Педагогики сотрудничества.С о ч. Дидактика К. Д. Ушинского, М., 1948. Дидактика, М., 1957 (соавт.). Пед. Эксперимент, его теоретич. Основы и условия применения в исследовании, М., 1971. Разработка методология, проблем педагогики, М 1971. Теоретич. Основы и ^методы фундаме. — тальных пед. Исследований, М., 1972.ЛитБилькеев Д., М. А. Данилов СП, 1980. №8. С т с и а III к о Л., М. А Данилов (1899 — 1973). СП, 1989, № 5..

Значения в других словарях
Дальтон-план (Dalton Рlan)

Система индивидуализированного обучения. Возникла в нач. 20 в. Наименование получила по г. Долтон (шт. Массачусетс, США). Автор Д.-п. — Е. Паркхерст. При организации работы по Д.-п. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения разл. Уч. Предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объём уч. Материала разбивался на месячные разделы — «подряды», к-рые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания...

Данилов Владимир Валерьянович

[20.7(1.8).1881, г. Духовщина, ныне Смоленской обл., — 24.4.1970, Ленинград], филолог, канд. Пед. Нау к (1946). По окончании Нежинского ист.-филол. Ин-та (1905) на пед. Работе в Екатерино-славе (ныне Днепропетровск), Одессе. С 1911 в Учительском ин-те в Петрограде, в 1918—19 — в 1-м Петроградском пед. Ин-те, с 1921 в учреждениях Воен.-мор. Флота. В 1948—56 в Ин-те рус. Лит-ры (Пушкинский Дом) АН СССР. Д.-последователь культурно-ист, школы в литературоведении. Труды в области укр. Фольклора, этно..

Дания

(Danmark), Королевств Дания, гос-во в Зап. Европе, на п-ов. Ютландия и о-вах Дат. Архипелага. П.~ 43 тыс. Км2. Нас. 5,13 млн. Чел. (1989 Офиц. Яз. — датский. Столица — Копенгаген.С распространением христианства (IQ—12 вв.) в крупных городах создавались кафедральные и монастырские школы В 1479 в соответствии с указом папы Сик ста IV осн. Копенгагенский ун-т, ставши, — на неск. Веков гл. Центром просвещения s стране. Дети ремесленников получал. Практич. Обучение в гильдиях, к-рые сох раняли функци..

Данюшевский Израиль Исаакович

[18(30).12.1890, местечко Кобыльник Ви-ленской губ., — 19.7.1950, Москва], педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. В 1911 окончил учительский ин-т в Вильнюсе. Пед. Деятельность начал в 1909. В 1923—30 в Наркомпросе РСФСР. Организатор и первый директор (1930—43) Эксперим. Дефектологич. Ин-та (с 1935 Науч.-практич. Ин-т спец. Школ и дет. Домов, на базе к-рого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН), а также Моск. Пед. Дефектологич. Ин-та (1939—42). В 1943—47 директор Центр, науч.-метод,..

Дополнительный поиск Данилов Михаил Александрович Данилов Михаил Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Данилов Михаил Александрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данилов Михаил Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 28 символа