Ирак
Иракская Республи-к а, гос-во в Юго-Зап. Азии. Пл. 434,9 тыс. Км2. Нас. 17,7 млн. Чел. (1990). Офиц. Языки — арабский и (на терр. Курдской автономии) курдский. Столица — Багдад.На терр. Совр. И. В 3-м тыс. До н. Э. Существовали крупные города-государства, с развитием к-рых связано зарождение ранних видов письма (клинопись) и возникновение первых храмовых школ (см. В ст. Древний Восток).Первые мусульм. Уч. Заведения на терр. И. Появились в начале араб, завоевания (7 в.). В 8—И вв. Багдад стал одним из гл. Культурных центров мусульм. Мира. В период тур. Колон, господства (30-е гг. 17 в.— 1918) осн. Типами уч. Заведений оставались мектебы и медресе. Во 2-й пол. 19 в. Открыты первые светские школы. В 1920/21 уч. Г. Было 88 нач. Школ с 8 тыс. Уч-ся. Значит, влияние на нац. Школу оказала брит, система образования (в 1918—40 И.
Находился под брит, мандатом). В 1940 принят закон об обязат. Обучении на родном языке детей от 6 до 12 лет, однако выполнялся он формально. Накануне революции 1958 св. 90% нас. Было неграмотным, школой охвачено менее 20% детей шк. Возраста.В 1958 принят закон об обязат. Нач. Образовании, началось строительство школ. Образование стало развиваться более быстрыми темпами после 1968, когда пр-вом страны был осуществлён ряд прогр. Социально-экон. Реформ. В 1970 введено обязат. Обучение всех детей и подростков от 6 до 14 лет. В 1974 национализированы все уч.-воспитат. Учреждения от дошкольных до высших, отменена плата за обучение. Учебники в школах стали выдаваться бесплатно. Законом 1976 возраст обязат. Обучения продлён до 15 лет.Современная система образования включает дошк.
Учреждения для детей 4—5 лет, 6-летнюю нач. Школу, 6-летнюю ср. Школу, проф. Уч. Заведения, вузы.Управление школьной и проф.-тех. Подготовкой осуществляет Мин-во образования, вузами — Мин-во высш. Образования и науч. Исследований. Нач. Школы находятся в ведении местных органов — комитетов образования. Общие расходы на нужды образования в 1985 составили 3,8% ВНП.Дошкольное воспитание. Для детей 4—5 лет имеются дет. Сады. В 1985 в дет. Садах (все — государственные) было св. 81,4 тыс. Воспитанников, ок. 4,7 тыс. Воспитателей.Общее образование. В нач. Школу принимаются дети с 6 лет. С 1978/ 1979 уч. Г. Практически все дети в возрасте 6 лет поступают в 1-й кл. Нач. Школы. В 1990/91 в нач. Школах обучалось св. 3 млн. Уч-ся (в т. Ч. 45% девочек), работало св. 122 тыс.
Учителей. Уч. План включает религию, араб., англ, языки, математику, нац. Воспитание, историю, географию, естествознание и гигиену, фи-зич. Культуру, пение и музыку, рисование, с. Х-во и домоводство. Обучение в нач. Школах как раздельное, так и совместное. Смешанные школы составляют приблизительно половину всех начальных. С 1976 экзамены после окончания нач. Школы отменены, уч-ся получают свидетельство.Ср. Общеобразоват. Школа 6-летняя, обучение состоит из двух циклов по 3 года. Первый из них (т.н. Промежуточный) даёт неполное ср. Образование. В 1990/91 уч. Г. Работало св. 2,3 тыс. Средних (полных и неполных) школ, в к-рых обучалось ок. 1 млн. Уч-ся, или ок. 47% подростков в возрасте от 12 до 17—18 лет (в т. Ч. 35% девушек), работало св. 39 тыс.
Учителей. Уч. Программа неполной ср. Школы. Религия, араб, и англ. Языки, история, география, нац. Воспитание, математика, общий курс естеств. Наук, химия, физика, биология, физич. Культура, иск-во, гигиена, семейное воспитание (для девушек), рисование, воен. Подготовка (для мальчиков). В полной ср. Школе на 1-м году обучения (10-й кл.) все уч-ся обучаются по общей программе. В 11—12-м кл. Уч-ся распределяются по двум отделениям — гуманитарному и естеств.-математическому. На обоих отделениях изучаются религия, араб. Яз. (8 ч в нед на 1-м отделении и 4 ч — на 2-м), англ, яз., математика (соответственно 2 и 5—6 ч), преподаются иск-во, физич. Культура, гигиена и семейное воспитание (для девушек). На гуманитарном отделении также изучаются история, география, социология, экономика, на естеств.-математическом — физика, химия, биология.
Особые программы существуют для нач. И ср. Курдских школ. Большинство их находится на терр. Пров. Эрбиль.Профессионально-техническая подготовка осуществляется на базе неполной ср. Школы в пром., с.-х., коммерч. И техн. Уч-щах в течение 3 лет. В 1990/91 уч. Г. В 245 проф.-тех. Уч. Заведениях обучалось св. 153 тыс. Уч-ся.Высшее образование. Первое высш. Уч. Заведение — юрид. Колледж, осн. В Багдаде в 1908. В 1927 открыт мед. Колледж. В систему высш. Образования входят ун-ты (состоящие из колледжей и ин-тов, срок обучения от 4 до 6 лет), самостоят, колледжи и ин-ты (2—3 года), большинство — технические. В 1989 насчитывалось 8 ун-тов и 19 самостоят, ин-тов и колледжей. Все вузы государственные, обучение бесплатное, осуществляется на араб, и англ, языках.
Крупнейшие вузы (1989). В Багдаде — ун-т аль-Мустансирия (осн. В 1963, с 1974 государственный. 8 колледжей, 11 тыс. Студентов), Багдадский ун-т (осн. В 1957 на базе ряда колледжей. 15 колледжей, академия, пед. Центр, 19,3 тыс. Студентов, 6 исследоват. Центров), тех-нол. Ун-т (1975. 9 отделений, ок. 7,4 тыс. Студентов). Ун-т в Басре (1964. По др. Источникам, 1967. 9 колледжей, 13, 6 тыс. Студентов). Ун-т в Мосуле (1967. 11 колледжей, ок. 21,5 тыс. Студентов). Курдский ун-т в Эрбиле с обучением на араб., англ, и курдском языках (1968. 7 колледжей, св. 7 тыс. Студентов). В 1990/91 уч. Г. В вузах обучалось ок. 142,5 тыс. Студентов, из них св. 110 тыс.— в ун-тах.Образование взрослых получило развитие после революции 1958. В городах были созданы центры по ликвидации неграмотности.
В 1963 их было 386 (330 для мужчин и 56 для женщин), в них занималось ок. 27 тыс. Чел. В сер. 60-х гг. Неграмотность среди взрослого населения составляла 73,7%, в 1980 — ок. 56,9% (33,4% мужчин и 77,6% женщин). В 1978 принят закон, по к-рому все неграмотные в возрасте от 15 до 45 лет обязаны в течение 3 лет обучиться на спец. Курсах. В 1979 действовало ок. 27 тыс. Центров и курсов по ликвидации неграмотности, к-рые посещало ок. 2 млн. Чел. В 1985 св. 10% населения в возрасте 15— 45 лет оставалось неграмотным.Педагогическое образование. Подготовка учителей для нач. Школы до 1986/87 уч. Г. Осуществлялась в пед. Уч-щах в течение 3 лет на базе неполной ср. Школы (в 1985/86 уч. Г. В уч-щах обучалось св. 28 тыс. Чел.). С 1986/87 уч. Г. Пед. Училища преобразованы в учительские ин-ты.
Учителей для неполной ср. Школы готовят пед. Ин-ты (на базе полной ср. Школы). Учителей для полной ср. Школы —пед. Колледжи (4 года), к-рые входят в состав ун-тов аль-Мустансирия, Багдадского, в Мосуле, Басре и др.Пед. Иссл. Ведутся в Центре пед. И пси-хол. Иссл. (осн. В 1966) при Багдадском ун-те (публикует «Journal of Educatio-nal Psychological Research» — «Журнал пед. И психол. Исследований»), в пед. Колледжах, ун-тах, а также в Дирекции иссл. И документации при Мин-ве образования.Лит. Данциг Б. М., Ирак в прошлом и настоящем, М., 1960. Совр. Ирак, М., 1966. Герасимов О., Ирак, М., 1984.В. 3. Клепиков..
Дополнительный поиск Ирак
На нашем сайте Вы найдете значение "Ирак" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ирак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 4 символа