Китай

106

Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Центр, и Вост. Азии. Пл. 9,6 млн. Км2. Нас. 1111,9 млн. Чел. (1989), 94% — китайцы (или ханьцы). Гос. Язык — китайский. Столица — Пекин.По традиции считается, что первые школы появились в 3-м тыс. До н. Э. (см. Древний Восток). В произведениях кит. Классич. Лит-ры древние школы наз. Сян («место, где старики учат молодых») и сюй («место, где молодые учатся владеть оружием»). Достоверные материалы о наличии соответствующих школ относятся к эпохе Шан (или Инь) (1600- 1027 до н. Э.). В эпоху династии Чжоу (1027- 256 до н. Э.) уже существовали центр, «государственные» школы (госюэ, для детей знати) и местные («волостные») школы (сянсюэ. Для детей простолюдинов). В школах изучались т. Н. Шесть искусств (Лю и).

Мораль, музыка, стрельба из лука, письмо, счёт, управление колесницей. Одарённые выпускники продолжали совершенствоваться в соответствии со своими наклонностями.С оформлением гл. Течений кит. Этико-политич. И филос. Мысли (5—3 вв. До и, э.) возникли частные школы (сысюэ). Первую общедоступную частную школу осн. Конфуций. В первые века н. Э. Заметную образоват. Роль в К. Играли буддистские монастыри. В 7—13 вв. Открылись специализиров. И проф. Школы (матем., мед., юрид. И др.), как провинциальные, так и местные. К 13—14 вв. Насчитывалось примерно 24 тыс. Разл. Школ.В эпоху династии Мин (14—17 вв.) появилась система школ, к-рая просуществовала до нач. 20 в. Она включала «общинные» школы 1-й ступени (деревенские начальные — шэсюэ). Создававшиеся местными властями школы 2-й ступени — «уездные» (сяньсюэ).

«областные» (фусюэ) и «книжные дома» (шую-ань), образованные в провинциях, а также высш. Школы для привилегиров. Лиц (гоцзыцзянь). Подавляющее число школ относилось к частным. Обучение было платным. В казённых школах (гуаньсюэ) расходы на обучение и проживание устанавливались в едином порядке для всех учащихся. Получение даже начального шк. Образования не считалось в К. Обязательным. Лишь мальчики из семей обеспеченных родителей имели возможность поступить в школу (возраст обучения с 6—7 лет до 18—19 лет). Девочки могли получить образование только на дому. Уч. Процесс длился целый год, за исключением праздников и новогодних каникул. Ежедневные занятия шли с 7 час утра до 6 час вечера, на отдых отводилось 12—14 час.6—7-летние дети начинали осваивать грамоту путём заучивания «Троесловия» («Саньцзыцзин»), своего рода «букваря», к-рый содержал 1068 иероглифов и был написан на древнем лит.

Языке вэньянь (отличался от разговорного языка бай-хуа). «Саньцзыцзин» был написан в стихотворной форме и по своему содержанию представлял краткое изложение основ конфуцианской морали. Затем учащиеся переходили к изучению др. Уч. Пособия «Фамилии всех родов» («Байц-зясин»), содержавшего перечень 408 односложных и 30 двусложных кит. Фамилий. Следующим учебником был «Ты-сячесловник» («Цяньцзывэнь»), состоявший из 1 тыс. Иероглифов, из к-рых ни один не повторялся. Его содержание было сходно с «Саньцзыцзином». Выучив около 2—3 тыс. Иероглифов и сдав экзамены за курс нач. Обучения, учащиеся продолжали учёбу в школе 2-й ступени, где весь процесс воспитания и обучения сводился к заучиванию текстов древних классич. Книг, входивших в состав конфуцианских «Четверокнижия» (Сышу) и «Пятикнижия» (Уцзин), а также «Книги почитания родителей» (Сяоцзин).

В «Четверо-книжие» входили. «Беседы и суждения» (Луньюи), трактат «Мэнцзы», «Великое учение» (Дасюэ) и «Учение о середине» (Чжунюн). В «Пятикнижие» входили. «Книга перемен» (Ицзин), «Книга истории» (Шуцзин), «Книга стихов и песен» (Шицзин), «Книга обрядов» (Лицзи) и «Весна и осень» (Чуньцю). В последний период обучения в школе изучали стилистику, принципы стихосложения, упражнялись в написании сочинений и в комментировании классич. Текстов. Задачей образования считалась подготовка к гос. Экзаменам, к-рые открывали путь к получению чиновничьих и высоких гос. Должностей. Система экзаменов для поступления на гос. Службу сложилась к периоду династии Суй (кон. 6 — нач. 7 вв.) и практиковалась до конца династии Цин (до 1905).

Гос. Экзамены в период династий Мин и Цин предполагали 3 ступени. Экзамены 1-й ступени проводились в уездных центрах осенью каждого года. Сдавший экзамен получал звание сюцай («расцветающий талант»). Экзамены 2-й ступени проводились весной, один раз в 3 года в гл. Провинц. Центрах. Выдержавший экзамен становился цзюйжэнем («кандидатом наук»). Экзамены 3-й ступени на степень цзиныни («учёный доктор») проходили в столице 1 раз в 3 года. Предполагались 2 этапа. Сначала экзамен, организуемый ведомством церемониала, затем императорский экзамен — дяныни («дворцовое испытание»). Часть получивших звание цзиныни становилась членами ист. Академии наук «ханьлинь-юань». Др. Часть направлялась либо в центр, гос. Ведомства, либо на места в качестве чиновников.

Эта сложная система экзаменов просуществовала более 1300 лет и имела большое влияние на образование, а также политику и экономику К. Несмотря на то что экзамены принимались очень строго, нередки были случаи покупки учёных степеней.В сер. 19 в. Развернулось движение за реформу системы образования. Возникли первые школы, организованные по зап.-европ. Образцу. В 1902—03 по указу императора была учреждена следующая система образования. Дет. Сады для детей от 4 до 7 лет, мл. Нач. Школа (5-летняя), высш. Нач. Школа (4-летняя), ср. Школа (5-летняя), пед. И др. Проф. Уч-ща, а также ун-ты. В 1905 система гос. Экзаменов была отменена. Важную роль для создания новой системы уч. Заведений сыграл труд Чжан Чжидуна «Книга советов ученикам» (1898).

В 1903 был создан Комитет по образованию, к-рый в 1905 преобразован в Мин-во просвещения. В 1906 организованы провинц. Отделы просвещения.Синьхайская революция (1911—13) свергла монархич. Строй и способствовала развитию нар. Образования. Из курса нач. Школы было исключено изучение конфуцианских книг, введено преподавание арифметики, истории К., живописи, музыки, физкультуры. По инициативе первого министра просвещения республики Цай Юаньпэя в 1912 была введена новая система образования. Дет. Сады (для 4—7-летних детей), нач. Школа (с двумя циклами обучения. 4 и 3 года, возраст с 7 до 14 лет), ср. Школа (4-летняя). Были также приняты меры по расширению обучения девочек.В 1922 была введена система шк. Образования, к-рая просуществовала до 1949, — нач.

Школа (два цикла обучения. 4 и 2 года), ср. Школа (два цикла по 3 года). Эта система была близка американской и предполагала 12 лет обучения. В уч. Заведениях практиковалась ранняя специализация, большое внимание уделялось практич. Занятиям. Нач. Школу посещала лишь */s детей соответствующего возраста. По статистич. Материалам гоминьдановского мин-ва просвещения, в 1946—47 насчитывалось 289 тыс. Нач. Школ (гл. Обр. 4-летних. Около 10% составляли 6-летние школы) и 4226 ср. Школ. В освобождённых районах в кон. 30-х гг. Создавались нар. Школы, к-рые называли ленинскими нач. Школами, организовывались ликбезы, читальни и т. Д. Накануне революции 1949 90% нас. Оставалось неграмотным.После образования КНР были проведены реформы в интересах создания единой системы образования (здесь и далее сведения и статистич.

Данные о периоде после 1949 не охватывают терр. О. Тайвань). В 1949—57 были увеличены расходы на образование. Разработаны единые программы обучения и уч. Материалы. В 1956 уровень неграмотности снизился до 78%. Была создана система школ для обучения взрослого населения. В 50-х — нач. 60-х гг. Уч. Заведения всех видов изучали пед. Теорию и опыт Сов. Союза, а также приглашали сов. Специалистов. Сов. Помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производств, обучения и проф.-тех. Образования.В 1949—59 в уч. Заведениях К. Работало св. 760 сов. Преподавателей, при их участии было создано 337 кафедр и почти 560 лабораторий. Одновременно они подготовили св. 4 тыс. Аспирантов и св. 7 тыс. Пед. Работников. В кон. 50-х — нач. 60-х гг. В уч. Заведениях СССР прошли обучение более 10 тыс.

Кит. Специалистов. После провозглашения политики «большого скачка» (1958) управление образованием было передано от Мин-ва просвещения (учреждено в 1949) местным органам власти — нар. Коммунам. Они создавали самостоят, уч. Заведения гл. Обр. С сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в к-рых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения. «Великая культурная революция» (1966—76) нанесла нар. Образованию огромный ущерб. В течение 1966—68 уч. Гг. Занятия во всех уч. Заведениях прекратились. Осенью 1968 возобновились занятия в ср. Школах, в 1970 — в ун-тах.В 1-й пол. 70-х гг. Была сформирована следующая система образования. Дошк. Учреждения при гор. Пром. Пр-тиях, сел. И поселковых нар.

Коммунах. 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя мл. Школа, 2-годичная неполная ср. И 2-годичная полная средняя), проф. И высшие уч. Заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на пром. Предприятиях, в с. Х-ве или в воен. Орг-циях.В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (нач. Школа — 5 лет обучения. Неполная средняя — 3 года. Полная средняя — 2 года), был также увеличен до 4—5 лет срок обучения в высш. Школе. В 1-й пол. 80-х гг. Восстановлено 12-летнее общее образование. Мл. Школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года). Было воссоздано Мин-во просвещения.Современная система образования.В 1985 году ЦК КПК принял решение о реформе системы образования.

Её осн. Направления. Повышение культурного уровня народа. Подготовка кадров для нужд социально-экон. Развития страны. Передача прав по развитию нач. Образования местным органам власти. Поэтапное введение 9-летнего обязат. Образования. Регулирование ср. Образования с преим. Развитием учреждений проф.-тех. Образования. Совершенствование приёма в высш. Школу и распределения её выпускников. Расширение прав высш. Школы. Совершенствование руководства образованием.Всекит. Собрание нар. Представителей в апр. 1986 приняло закон КНР об обязат. 9-летнем образовании детей от 6 лет и старше. В тех районах, где нет достаточных условий для посещения школы всеми детьми шк. Возраста, допускается начало шк. Обучения в 7 лет. На уроках в школе должен использоваться путунхуа (вводимый в стране общекит.

Яз., в основе к-рого пекинский диалект кит. Яз.). Обязат. 9-летнее образование состоит из 2 ступеней. Нач. Обучение (6 лет) и неполное ср. Образование (3 года). Возможны также варианты в рамках установленных сроков обучения. После 9-летнего образования можно продолжать учёбу в полных ср. Уч. Заведениях (всего 10—12 лет) либо поступать в проф.-тех. Уч-ща.Управление образованием. В 1985 вместо Мин-ва просвещения создан Гос. К-т просвещения при Госсовете КНР, в функции к-рого включён контроль за реализацией осн. Направлений реформы системы образования.С кон. 70-х гг. Возрастают расходы на нар. Образование. В 1980—85 гос. Финансирование этой области увеличилось более чем в 4 раза. В сер 80-х гг. Расходы на образование составляли от 2,5% до 4,7% ВНП.

В 1989 св. 12% расходов по госбюджету приходилось на нужды нар. Образования.Дошкольное воспитание. Первые дет. Сады в К. Появились после реформ 1902—03. В 1931 насчитывалось 829 дет. Садов (36,7 тыс. Детей), в 1946 — 1300 садов (130 тыс. Детей). После образования КНР система дет. Садов расширилась. Дети принимаются в них с 3-летнего возраста. Дет. Сады создаются учреждениями нар. Образования, пр-тиями, орг-циями, уличными к-тами (в городах и посёлках) и частными лицами. В 1989 насчитывалось 172,6 тыс. Дет. Садов, где воспитывалось св. 18 млн. Детей и было занято свыше 709 тыс. Сотрудников.Общее образование. Совр. Тип нач. Школы стал формироваться после реформы просвещения 1902—03. В 1912 имелось 86,3 тыс. Нач. Школ, в к-рых обучалось ок. 1 млн. 795 тыс.

Чел. Самое большое (до образования КНР) число школ и учащихся было зарегистрировано в 1946 — 290,6 тыс. Школ и ок. 22,9 млн. 858 тыс. Уч-ся. В кон. 80-х гг. 97% детей соответствующего возраста поступало в нач. Школу. Срок обучения в нач. Школе составляет 5—6 лет. Программа обучения предусматривает след, дисциплины. Полит, и нравств. Воспитание, кит. Яз., арифметику, географию и историю (объединены в один предмет), природоведение, физкультуру, музыку, рисование и труд. Определённое время выделяется на спорт и общественно полезную деятельность. В 1989/90 уч. Г. Насчитывалось 777,2 тыс. Нач. Школ, где обучалось 123,7 млн. Чел. И было занято св. 5,5 млн. Учителей.Обшее среднее образование. В кон. 19 в. В Пекине, Шанхае, Гуандуне (Гуанчжоу) и в др. Городах появились первые ср.

Уч. Заведения типа европ. Реальных, где преподавались иностр. Языки, математика, физика, химия, право, а также читались лекции по инж. Делу, навигации и др. Практич. Предметам. В 1861—98 было создано 17 таких уч. Заведений. Совр. Тип ср. Общеобразоват. Школы формировался после реформ 1902—03. Самое большое (до образования КНР) число ср. Школ было в 1946 — св. 4,2 тыс. (ок. 1,5 млн. Уч-ся). В 1989/90 уч. Г. Насчитывалось 89,6 тыс. Ср. Школ (неполных средних — 73,5 тыс., полных средних — 16,1 тыс.), в них было занято ок. 3 млн. Преподавателей (в неполной средней — ок. 2,4 млн., в полной средней — св. 550 тыс.). Число уч-ся достигло 45,6 млн. (в неполной средней — 38,4 млн., в полной средней-ок. 7,2 млн.). Срок обучения в ср. Школе составляет 6—7 лет (возможны разл.

Варианты продолжительности обучения в рамках неполной ср. Школы. 3—1—3 или 4 + 3. Срок обучения в полной ср. Школе 3 года. В программу обучения неполной ср. Школы (7—9-е кл.) включены полит, воспитание, кит. Яз., математика, иностр. Язык, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, худож. Воспитание, трудовая и техн. Подготовка. Предусмотрены факультативные занятия. Часть времени отводится для общественно полезной деятельности.Программа полной ср. Школы (10- 12-е кл.) включает кроме названных предметов совр. Кит. Лит-ру, электротехнику, изучение ЭВМ, черчение, второй иностр. Яз., кит. Классич. Лит-ру, теорию лит-ры и иск-ва и др. 240 уч. Часов отводится на факультативы. Ежегодно в течение 4 нед (в день по 6 час) проводятся трудовые и практич.

Занятия.Профессиональное образование. Проф. Уч. Заведения стали составной частью системы образования в К. После реформ 1902—03. Появились проф. Уч-ща и 2 вида профшкол (куда поступали после окончания нач. Школы или после 1-й ступени ср. Школы). В 1912 насчитывалось 79 проф.-тех. Школ (9,5 тыс. Уч-ся). В 1946 имелось 724 школы (наиб, число до образования КНР), реально уровень обучения в этих школах оставался невысоким. Со 2-й пол. 80-х гг. В проф. Образовании, как и во всей системе образования, проводятся реформы, цель к-рых создать широкую перспективную программу проф. Обучения на базе 9-летней школы. Фактически проф. Подготовка осуществляется также на базе нач. Школы. В 1989/90 уч. Г. В системе проф.-тех. Образования обучалось св. 6,5 млн. Чел.

Существует также более 8 тыс. С.-х. Уч-щ (2,3 млн. Уч-ся).Образование взрослых. После реформы системы образования в 1951 была создана сеть вечерних и заочных учебных заведений (от нач. Школ до ун-тов). Одновременно открылись краткосрочные школы для рабочих и крестьян, организовались группы по ликвидации неграмотности. По офиц. Данным, к 1965 неграмотность была ликвидирована среди 100 млн. Китайцев, в т. Ч. 8 млн. 500 тыс. Чел. Окончили вечерние и заочные нач. Школы, 1 млн. 650 тыс. — вечерние и заочные ср. Школы, 200 тыс. Чел. — вечерние и заочные ун-ты. В годы «Великой культурной революции» работа по обучению взрослого населения оказалась практически свёрнутой. После 1976 система обучения взрослого населения начала восстанавливаться. В 1990 насчитывалось 224 млн.

Неграмотных (26,7% взрослого населения). В систему образования взрослых входят. Курсы по ликвидации неграмотности, общеобразовательные начальные и средние вечерние школы, заочные и вечерние проф. И высш. Уч. Заведения. Срок обучения в нач. Вечерней школе 2 года, в вечерней средней школе — такой же, как и в дневной. В 1989/90 уч. Г. В вечерних нач. Школах обучалось св. 19 млн. Чел., в вечерних ср. Уч. Заведениях — 12,6 млн. Чел., в вечерних и заочных вузах — 1,7 млн. Чел.Высшее образование. В 1898 в К. Основан первый ун-т — Пекинский, в 1902 — Нанкинский и Пекинский пед. Ун-ты. В 1912 имелось 115 вузов (св. 40 тыс. Студентов), в 1949 — ок. 200 вузов (117 тыс. Студентов). 61% вузов были государственными и 39% — частными или миссионерскими. Вузы располагались гл.

Обр. В провинц. Городах. Часть уч. Заведений лишь по названию можно было отнести к высшим. В действительности они давали ср. Спец. Образование. В программах преобладали гуманитарные курсы, часто с неотчётливо выраженной специализацией. После образования КНР началось создание единой гос. Системы высш. Школы. В нач. 50-х гг. Вузы были переданы в ведение Мин-ва просвещения и разделены по профилям специализации на ун-ты, ин-ты (политехнические, технические, лесные, с.-х., мед., педагогические). Из числа старых сохранены 13 ун-тов, в к-рых имелись ф-ты как гуманитарных, так и естеств. Наук. На базе старых ун-тов было создано 20 политехн. Ин-тов, а также вузы др. Профилей. Для подготовки руководящих кадров экономики был организован Нар. Ун-т Китая.

В 1953 в ун-тах и отраслевых вузах обучалось 212 тыс. Студентов, в 1957 — 440 тыс. (40% выпускников — специалисты по техн. И естеств. Наукам). Остро встали вопросы демократизации высш. Школы. В 1957—59 св. 36% студентов составляли выходцы из рабочих и крестьян. В годы «большого скачка» высш. Образованию был нанесён значит, урон. С 1966 вузы практически не функционировали. В 1970 только 50 вузов вели приём студентов, в 1974 в 300 действовавших вузах обучалось всего 167 тыс. Студентов, причём срок обучения с 4—6 лет сократился до 3 лет.В 1977 проведена реформа высш. Образования. Срок обучения в техн. Вузах и на ф-тах естеств. Наук ун-тов был установлен 4—5 лет, на ф-тах обществ, наук — 4 года. Организованы мн. Новые ин-ты, введена аспирантура, разработаны единые экзаменац.

Нормы для поступления в вуз. В 1979 насчитывалось 598 вузов (850 тыс. Студентов). В 1980—85 кол-во вузов выросло с 675 до 1016. Срок обучения 4—5 лет, в мед. Ин-тах — о лет. Обучение в вузах платное, в пед. Ин-тах бесплатное. В 1989/90 уч. Г. Насчитывалось 1075 вузов, в т. Ч. 611 университетского типа. В вузах получали образование св. 2 млн. Студентов. К науч. И науч.-пед. Работе готовились св. 100 тыс. Аспирантов. Среди вузов Китая выделяются. Ун-ты — Пекинский (св. 10 тыс. Студентов), Нанкинский (4,5 тыс.), а также шанхайский ун-т Фудань (осн. В 1905. 4 тыс.), пекинский ун-т Цинхуа (1911. 6 тыс. Студентов), тяньцзинский ун-т Нанькай (1919. 4,8 тыс. Студентов), Сямыньский ун-т (1921. 4 тыс. 500 студентов), гуан-чжоуский ун-т Чжуншань (1924. 5 тыс. Студентов).

Пекинский мед. Ин-т (1912. 2,8 тыс. Студентов).Педагогическое образование. В 1898 в Пекинском ун-те был создан спец. Ф-т — шифаньчжай («пед. Дом»), в Шанхае в ин-те Наньян — ши-фаньюань («пед. Парк»). В 1911 насчитывалось 8 пед. Вузов, среди к-рых Пекинский и Нанкинский педагогич. Ун-ты. После реформы системы образования (1912) для подготовки учителей были созданы 2 вида уч-щ. Для окончивших нач. Школы и для окончивших неполные ср. Школы. Всего действовало 253 уч-ща, где обучалось 28,5 тыс. Чел. Наиб, число пед. Уч. Заведений насчитывалось в 1946 — 902 (245,6 тыс. Уч-ся, из к-рых 20,8 тыс. — студенты пед. Вузов). В 80-х гг. Срок подготовки учителей нач. Школы был установлен 3 года, контингент формируется из окончивших неполную ср. Школу. Учителя неполной ср.

Школы готовятся в течение 3 лет, набор осуществляется из числа выпускников, имеющих законченное ср. Образование. Подготовка учителей полной ср. Школы проводится в пед. Ин-тах и пед. Ун-тах, срок обучения 4 года. Принимаются выпускники полной ср. Школы.В 1989/90 уч. Г. Св. 1 тыс. Пед. Уч-щ (св. 680 тыс. Уч-ся) готовили учителей нач. Школы. В 57 уч-щах (24,3 тыс. Уч-ся) готовили педагогов для дошк. Учреждений. В системе высш. Пед. Образования насчитывалось св.250 вузов (492 тыс. Студентов).Педагогическая наука и педагогические научные учреждения. В Древнем К. Пед. Мысль развивалась в рамках этико-филос. Теорий. Создателем первой в К. Пед. Теории был Конфуций. Последователи Конфуция Мэн-цэы (Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) развили его тезис о значении врождённых качеств человека.

Мэн-цзы утверждал, что человек от рождения добр, и задача воспитания — сохранить и развить эти добрые качества. Сюнь-цзы считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, а добро — результат воспитания. Во 2 в. До н. Э. Пун Чжуншу и его сторонники сыграли большую роль в реформировании учения Конфуция и превращении его в офиц. Идеологию, определившую на 2 тыс. Лет характер и содержание системы образования в К. В 1-м столетии н. Э. Философ и просветитель Ван Чун в трудах «О воспитании характера человека», «Трактате о морали» и др. Критиковал нек-рые положения учения Конфуция и доказывал, что человек формирует свои качества и приобретает знания в процессе изучения реальной действительности. В 11 в. С критикой схоластической, оторванной от жизни шк.

Системы выступал Чжан Цзай, к-рый считал, что уч. Материал должен усваиваться учащимися сознательно, а не путём зубрёжки, и отмечал особую роль наставника в уч.-воспитат. Процессе. Крупным педагогом 11 в. Был Ван Ан гии. За развитие у детей способности самостоят, мышления и за умение применять полученные знания на практике выступал на рубеже 15—16 вв. Просветитель и педагог Ван Янмин. С 19 в. Пед. Мысль в К. Развивалась противоречиво, существовали разл. Пед. Течения. Наряду с традиц. Педагогикой популярными стали идеи Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. В кон. 19 в. Сторонники реформаторского движения Хун Жэньган, Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. Выступили с проектами создания в К. Новой шк. Системы по образцу зап. Стран. В нач. 20 в. Под влиянием англ., нем.

И амер. Педагогики возникли след, течения. «худож. Воспитание», пропагандировавшееся Цай Юанепэем. «проф. Образование» (Хуан Яньпей). «демокр. Образование» (Янь Янчу). — «живое воспитание» (Чэнь Хаоцин) и — «воспитание жизнью» (Тао Синчжи). «Проф. Образование» было одним из значит, пед. Течений до 1949. Хуан Яньпей считал, что именно развитие проф. Образования выведет К. В число передовых и сильных стран мира. В 1904 он основал науч. Пед. Об-во, стал одним из учредителей Об-ва учителей К., а в 1917 в Шанхае основал Об-во проф. Образования. Теория «демокр. Образования» базировалась на идее Дж. Дьюи о всеохватывающей массовой школе. Янь Янчу считал, что массам надо давать самый необходимый круг знаний для практич. Работы. С этой целью он рекомендовал чтение лекций для народа и обучение крестьян грамоте.

Теоретики «живого воспитания» стремились найти пути развития инициативы учащихся, формирования у них качеств деловых людей. Чэнь Хаоцин отвергал традиц. Понимание руководящей роли учителя в процессе воспитания, критически оценивал классно-урочную систему занятий. На определённом этапе идеи прагматич. Педагогики сыграли прогрессивную роль в преодолении формализма и схоластики традиц. Системы обучения, способствовали сближению школы с жизнью через активизацию процесса обучения и усиление в нём практич. И трудовых начал. Лу Синь (Чжоу Шужэнь), Ян Сяньцзян уделяли большое внимание пропаганде осн. Положений марксистского подхода к воспитанию. Они связывали задачу просвещения и гражд. Воспитания народа с борьбой за демократизацию общества.

До 1949 в К. Были изданы. Кит. Пед. Словарь, Шанхай, 1928. Большая энциклопедия образования, Шанхай, 1930. Первый кит. Ежегодник по образованию, Шанхай, 1934. Второй кит. Ежегодник по образованию, Шанхай, 1948.После провозглашения КНР характер просвещения был определён высказыванием Мао Цзэдуна, что нар. Культура и нар. Просвещение является «просвещением и культурой новой демократии». Этот тезис был положен в основу решений 1-й Всекит. Конференции по нар. Образованию (1949), в к-рых подчёркивалось положит, значение опыта организации школ в освобождённых районах, а также сов. Пед. Теории.После «Великой культурной революции», в кон. 70-х гг. Стали приниматься меры по развитию пед. Науки, начался пересмотр ряда положений Мао Цзэдуна об образовании.

В 1978 в Пекине возобновил работу Центр, н.-и, ин-т педагогики, а также аналогичные НИИ в ряде провинций и крупных городах. В кон. 70-х гг. Создана Нац. Пед. Ассоциация, в состав к-рой входят науч. Об-ва педагогики, истории педагогики, сравнит, педагогики, дошк. Воспитания, преподавания кит. Яз. В школе, преподавания иностр. Языков. В 1983 организован К-т по координации пед. Исследований. К кон.80-х гг. Действовало более 30 науч. Учреждений в области педагогики и нар. Образования, а также ок. 300 кафедр педагогики и психологии при высш. Уч. Заведениях. Выпускаются периодич. Пед. Издания, книги, монографии. Журналы «Цзя-оюй яньцзю» («Пед. Исследования»), «Женьминь цзяоюй»(«Нар. Образование») и «Вайго цзяоюй» («Заруб, педагогика»), а также«Чжунго цзяоюй бао»(«Кит.

Пед. Газета») и др. В кон. 70-х и в 80-е гг. Опубликованы крупные труды. «Педагогика», «История кит. Педагогики», «История заруб, педагогики», изданы справочные пособия, в т. Ч. Спец. Том по педагогике и нар. Образованию Большой кит. Энциклопедии.Лит. Бичурин Н., Китай в гражд. И нравств. Состоянии, ч. 3 — Просвещение, СПБ, 1848. Кривцов В. Н., Нар. Образование в Китае, в сб. Китай, М. -Л., 1940. Школа и просвещение в Нар. Китае, М., 1957. К л с и и к о в В. 3., Школа в Китае в конце XIX — первой пол. XX в., М., 1968 (дисс.). Боревская H. Е., Школа в КНР. 1957—1972 гг., М., 1974. С л а дек о в с к и и М. И., Китай. Осн. Проблемы истории, экономики, идеологии, М., 1978. Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Ф p а и ч у к Н. В., Политика в области науки и образования в КНР.

1949—1979, М., 1980. На кит. Яз. — Ч э и Дун-юань, Образование в Китае в период существования системы гос. Экзаменов «Кэцзюй», Шанхай, 1934. Мат-лы по истории совр. Образования в Китае, Пекин, 1962. Чжан Ань-го, История педагогики, Чанша, 1956. Шэнь Гуань-цюнь, Воспитание и пед. Мысль в Др. Китае, Ухань, 1956. Ло Бин-чжи, Кит. Педагогики нового времени, Ухань, 1958. Общая история образования в Китае, под ред. Мао Лижуй, Цзинань, 1988. Пед. Наука в Китае, Пекин, 1988. Образование в новом Китае за 40 лет (1949—1989), под ред. Го Шен, Фучжоу, 1989. В. 3. Клепиков..

Значения в других словарях
Китай

Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. — крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире. Расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У побережья многочисленные острова, крупнейшие — Тайвань и Хайнань. На севере К. Граничит с СССР и МНР, на западе и юге — с Афганистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, Бирмой, ..

Китай

КИТАЙ - Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. И Вост. Азии. 9,6 млн. Км². Население 1179 млн. Человек (1993). Китайцы (Хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо и др. (всего св. 50 народов, принадлежащих к различным языковым семьям и группам). Ок. 80% населения живет в восточной части страны (ок. 1/10 территории). Городское население 26% (1991). Официальный язык - китайский. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Административно-..

Китай

(см. Соотв. Статью). — После войны К. С Японией (1895 г.) к последней отошел о-в Формоза. Затем в 1898 г. Особыми договорами уступлены европейским державам на правах аренды прибрежные участки. Цзяо-чжоу — Германии [По соглашению 1905 г., состоявшемуся между К. И Германией по окончании Русско-Японской войны, последняя очищает в пользу первого арендованные ею участки], Порт-Артур — России (по портсмутскому мирному договору в 1905 г. Передан Японии), Вей-хай-вэй — Англии, Куанг-чжоу — Франции. За и..

Китай

Страна в Азии, официальное название - Китайская Народная Республика.. ..

Китай

Китай поднимается. Влад. Неодобр. Готовится что-то недоброе, приходит несчастье. СРНГ 13, 240.. ..

Китай

Небесная империя, поднебесная (империя). ..

Китай

Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. И Вост. Азии. 9,6 млн. Км2. Население 1179 млн. Человек (1993). Китайцы (хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо и др. (всего св. 50 народов, принадлежащих к различным языковым семьям и группам). Ок. 80% населения живет в восточной части страны (ок. 1/10 территории). Городское население 26% (1991). Официальный язык - китайский. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Административно-территориаль..

Китай

Кита́й др.-русск. Китай (Афан. Никит. 20), отсюда фам. Китаев, с ХV в. (см. Соболевский, РФВ 69, 390). Через тат., уйг., тоб. Kуtаi "Китай, китаец", тур. Хуtаi "Сев. Китай" (см. Вамбери, Uigur. Spr. 223. Радлов 2, 786. 1723), др.- тюркск. Qуtаn из кит. K᾽itаn – тунгусо-маньчжурская народность, завоевавшая в Х в. Китай. См. Бартольд у Маркварта, WА 35. О. Франке, ZfslPh 14, 16 и сл. Рамстедт, KWb. 233. Габайн, Sitzber. Рrеuß. Аkаd., 1938, стр. 393. Отсюда название стар. Торгового квартала Москвы ..

Китай

        Китайская Народная Республика, социалистическое государство в Восточной и Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Китая восходят к 3-му тысячелетию до н. Э. Сохранились остатки обнесённых рвами неолитических поселений с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные, разнообразные по размерам и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным г..

Китай

Китайская Народная Республикa (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), - гос-во в центр. И Вост. Азии. Пл. 9,6 млн. Км2. Hac. (включая o. Тайвань, Аомынь и Сянган) 1032 млн. Чел. (1982). Столица - Пекин. Офиц. Язык - китайский. Денежная единица - юань. K. - чл. Междунар. Валютного фонда, Междунар. Банка реконструкции и развития.Общая характеристика хозяйствa. Нац. Доход в 1982 в текущих ценах составил 424,7 млрд. Юаней. B структуре нац. Дохода 42,2% приходится на пром-сть, 44,6% - на c. X-во, 4,6% - на ..

Китай

(Zhongguo, английское China), Чжунго, крупнейшее гос-во в Вост. Азии. Пл. 9528 тыс. Км², столица Пекин. Др. Крупнейшие города. Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Шэньян, Ухань, Гуанчжоу, Харбин. 23 провинции (включая Тайвань), 5 авт. Районов, 4 города центр. Подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин) и особый адм. Район Сянган. В 1999 г. Португальская колония Макао (ныне Аомынь)на Ю. Перешла под суверенитет КНР. В истории К. Выделяются следующие периоды. Ся (ок. XXI–XVI вв. До н. Э.). Инь, или Шан (..

Китай

Китайская Народная Республика, КНР, гос-во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. Племен, покоривших в средние века территорию сев. Областей совр. Китая и образовавших гос-во Ляо (X-XI вв.). Сами китайцы свыше двух тысяч лет называют свою страну Чжунго - 'Срединное государство'. Во многих других странах для Китая используются названия Хина, Чина, Кина, образованные от названия Цинь - царства в Древнем Китае, которое по кит. П..

Китай

Китайская Народная Республика, - гос-во, расположенное в Центр. И Вост. Азии. Площ. Ок. 10 млн. Км2. Нас. 656,6 млн. Чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения - китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи, корейцы и др. Столица - г. Пекин. К. - социалистич. Гос-во. Высший орган гос. Власти - Всекит. Собрание нар. Представителей. Высший орган гос. Управления - Гос. Совет. Гос. Флаг и герб К. См. В таблицах к статьям Флаг государственный и Герб государств..

Киселёв Андрей Петрович

[30.11 (12.12).1852, Мценск, ныне Орловской обл., — 8.11.1940, Ленинград], педагог-математик. После окончания (1875) физ.-мат. Ф-та Петерб. Ун-та работал преподавателем математики, механики и черчения в реальном уч-ще (до 1891), затем в кадетском корпусе в Воронеже (до 1901), после чего вышел в отставку. В 1884 издал «Систематич. Курс арифметики для ср. Уч, заведений» (191830), в 1888 — «Элементарную алгебру» (192333), в 1892 — «Элементарную геометрию» (192327). Эти книги отличались от существов..

Кисель Александр Андреевич

[19(31).8. 1859, Киев, — 8.3.1938, Москва], педиатр, проф. (1910), засл. Деят. Науки РСФСР (1933). В 1883 окончил мед. Ф-т Киевского ун-та. В 1887 защитил докторскую дисс. С 1910 до конца жизни работал в Оль-гинской дет. Больнице (ныне 1-я дет. Туберкулёзная больница) в Москве. Одновременно в 1892—1911 приват-доцент Моск. Ун-та, с 1910 проф. И директор клиники дет. Болезней Высш. Жен. Курсов (с 1930 кафедра дет. Болезней 2-го Моск. Мед. Ин-та), с 1927 науч. Руководитель Центр, ин-та охраны здоро..

Клапаред (Сlaparede) Эдуар

(24.3. 1873, Женева, — 29.9.1940, там же), швейц. Психолог, проф. Женевского ун-та (с 1908). Один из основателей пед, ин-та им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912) и журн. «Archives de Psychologie» («Архивы психологии», 1902). Продолжатель традиций франц. Школы эмпирич. Психологии (Т. Рибо, П. Жане, А. Бинеи др.). К. Утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, мотивов и потребностей. В работах, посвящённых связи психологии с клинич. И пед. Практикой, К. Показал важность знания пси..

Класс

1) школьный-постоянный в пределах уч. Года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе (см. Классно-урочная система обучения). В РСФСР в 1918—34 наз. Также группой. Предусмотрено деление К. На группы для занятий по иностр. Языку, на звенья или бригады при организации трудового обучения. Общее руководство уч.-воспитат. Работой в К. Осуществляет классный руководитель. Орган ученич. Самоуправления в К. — классное собрание, к-рое принимает решения по вопросам деятельности коллектива. ..

Китай

Китайская Народная Республика (КНР) - гос-во в Центр, и Вост. Азии. Б. Империя. Монархия свергнута в результате Синьхайской революции 1911-13. КНР провозглашена 01.10.1949. Общегос. Почта организована в 1878, в обращение поступили первые марки с изображением дракона и надписью «Китай» на англ, и кит. Яз., а в 1894 вып. Первые памятные марки. В 1897 вышли марки с оригинальными рис. И надписью «Императорская китайская почта» на кит. И англ, яз. В 1912 на марках сделана надпечатка (кит.) «Китайская..

Дополнительный поиск Китай Китай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Китай" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Китай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа