Когнитивная Психология

100

(от лат. Cognitio — знание, познание), одно из ведущих направлений совр. Заруб, психологии, изучающее структуру и протекание познават. Процессов человека. Возникла в США в кон. 50-х гг. 20 в. Как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психич. Процессов и их структурной организации в деятельности человека. Развитие К. П. Было подготовлено работами в области гештальтпси-хологии, в к-рых подчёркивалась роль восприятия в обучении с учётом отношения воспринимаемых данных к уже известным, а также работами К. Левина и Э. Толмена, показавших зависимость поведения индивида от его субъективного представления окружающей действительности — личностного пространства или т. Н. Когнитивных карт.Первоначально гл. Задачей К. П. Был анализ преобразований сенсорной информации от момента попадания на рецепторные поверхности органов чувств до осуществления ответа.

Исследования во многом основывались на «компьютерной метафоре» — аналогии между преобразованиями информации в вычислит, устройстве и осуществлением познават. Процессов у человека. Были выделены многочисл. Структурные составляющие (блоки) познават. И исполнит, процессов, прежде всего памяти. Иконическая, эхоическая, кратковременная и т. П. (Р. Аткинсон). Однако лавинообразное увеличение числа структурных моделей не привело к соответствующему росту психол. Знаний и решению практич. Проблем. В дальнейшем центральными стали вопросы организации знания в памяти субъекта. Соотношение вербальных и образных представлений, структура естеств. Семантических категорий. Роль обобщённых структур опыта, т. Н. Схем, в реализации разл. Видов моторной активности.В качестве общетеоретич.

Подхода К. П. Оказывает влияние на все разделы психол. Науки. Так, согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создаёт имеющую разл. Сложность и содержание систему познават. «персональных конструктов», через призму к-рых он оценивает внеш. Мир, др. Людей и себя. Поведение человека детерминировано его знаниями, к-рые представители К. П. Обычно трактуют как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации. Мотивация обычно понимается в К. П. Как результат рассогласования имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. В области дифференц. Психологии интенсивно развиваются исследования, центр, понятиями к-рых являются «когнитивный стиль», «когнитивная сложность».В области возрастной и дет.

Психологии большинство исследований опирается на теорию Ж. Пиаже. Они, как правило, носят эксперим. Характер и посвящены изучению относительно частных процессов и функций. Значит, внимание в рамкахК. П. Уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны уч. Процесса — от способа предъявления материала до соци-ально-психол. Аспектов отношений учащихся в классе. В основе исследований лежит иерархически организованная система знаний учащихся, т. Н. Когнитивная структура. С позиций К. П. Эффективное обучение возможно только тогда, когда нозый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Д. П. Озбел, Дж. Брунер). Важным условием обучения является т. Н. Внутр. Мотивация, связанная с познават.

Интересом учащихся к изучаемому предмету.С сер. 70-х гг. К. П. Подвергается критике из-за неспособности объединить разрозненные исследования на единой концептуальной основе.Лит. Линдсей П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. С англ., М., 1974. Брунер Д. С., Психология познания, пер. С англ., М., 1977. Роговин М. С., Предмет и теоретич. Основы когнитивной психологии, в кн. Заруб, иссл. По психологии познания, М., 1977. Аткинсон Р., Человеческая память и процесс обучения, пер. С англ., М., 1980. Трусов В. П., Социально-психол. Иссл. Когнитивных процессов, Л., 1980. Н а и с-с с p У., Познание и реальность, пер. С англ., М., 1981. Величковский Б. М., Совр. Когнитивная психология, М., 1982. Б p y-сенцова Т. Н., Теория осмысленного вербального обучения, СП, 1988, № 2.

С о l t h е-art M., Readings in cognitive psychology, Toronto, [1972]. С o h e n G., The psycholoKy of cognition, L. — N. Y., 1977. С l a X t o n G. (ed.), Cognitive psychology, L. — [a. O.), [1980]. Understanding cognitive Science, Chichester — Ca. O.], 1988..

Значения в других словарях
Когнитивная Психология

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лат. Cognitio - знание - познание), направление в психологии, возникшее в США в кон. 50-х - нач. 60-х гг. 20 в. В противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - "персональных конструктов". Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие ..

Когнитивная Психология

(англ. Cognitive psychology) - одно из направлений преимущественно амер. Психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. Как альтернатива бихевиоризму. К. П. Реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. П. Состоит из многих разделов. Восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интелл..

Когнитивная Психология

(лат. Cognitio -знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в кон. 50-х - нач. 60-х гг. 20 в. В противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, осн. Принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внеш. Мир, др. Людей и себя сквозь призму созданной им позиават. Системы - "персональных конструктов". Важную роль играет введённое Л. Фестингером понятие "когнитивный диссонанс" - расхождение и..

Коваленко Борис Игнатьевич

[16(29).1.1890, г. Свенцяны (ныне Швен-чёнис), Литва, — 10.9.1969, Ленинград], тифлопедагог, чл.-корр. АПН РСФСР . ..

Ковачев Иосиф Антонов

(14.1.1839, Штип, Македония, — 31.10.1898, София), болг. Педагог. Окончил Киевскую духовную академию (1868). До 1877 работал учителем в Габровской школе, в бо-гословско-пед. Уч-ще в Штипе, в Прилен-ской школе. Сторонник активных приро-досообразных методов обучения. Способствовал введению звукового метода обучения чтению в нач. Школе. В 1888—98 читал лекции по педагогике, истории педагогики и пед. Психологии в Софийской высш. Школе. Автор букваря («Белгарски буквар по звучната метода за народните..

Кодай (Кodaly) Зольтан

(16.12.1882, Кечкемет, — 6.3.1967, Будапешт), венг. Композитор, учёный-фольклорист, педагог, основоположник системы массового муз. Воспитания в Венгрии. Чл. Венг. АН (с 1943, в 1946—49 — през.), почётный през. Междунар. Об-ва муз. Воспитания (1964—67). Совместно с Б. Бартоком К. Стал родоначальником новой школы в венг. Музыке, обратившейся к древним пластам фольклора. К. Считал музыку чудодейственным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Основой его пед. Концепции является обязате..

Козелев Борис Григорьевич

[31.12. 1891 (12.1.1892), Ростов-на-Дону, — 12.9. 1936], профсоюзный деятель, организатор проф.-тех. Образования. Окончил гор. Уч-ще и гимназию (экстерном). Чл. РСДРП с 1910, активный участник Окт. Революции в Москве. Чл. ВЦИК СССР (1920- 1927), чл. През. ВЦСПС, чл. Коллегии Главпрофобра от ВЦСПС (с 1920). В годы 1-й пятилетки руководил стр-вом металлу ргич. Заводов на Урале и подготовкой кадров для них.Участвовал в разработке теоретич. Основ и создания системы проф. Образования в Сов. России, п..

Дополнительный поиск Когнитивная Психология Когнитивная Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Когнитивная Психология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Когнитивная Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 22 символа