Ламаистские Школы
Институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. Буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. Н. Э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. На терр. Тибета было создано теократич. Гос-во во главе с далай-ламой. Согласно учению ламаизма, у верующего должен быть духовный наставник и руководитель — лама, помогающий рекомендациями и советами, совершающий разл. Обряды и оберегающий дом от беды. Численность лам достигала более трети всего населения. Родители старались хотя бы одного сына сделать членом высш. Сословия — духовенства, т. К. Лама имел авторитет и власть, был свободен от налогов и др. Обществ, повинностей, подчиняя всю жизнь выполнению ре лиг.
Долга.Л. Ш. Существовали, как правило, при монастырях, на фоне широкого развития индивидуального обучения (см. Также Буддистские школы). Длительность и содержание обучения зависели от того, какого иерархич. Уровня лам готовила школа. Пед. Идеал включал требования к личным качествам ученика, знанию догматики и пригодности к проповеднич. И преподавательской деятельности. Распорядком Л. Ш. Предусматривался полный отказ воспитанников от своей воли и гордости и полное повиновение ламе.Предварительно (до поступления в монастырь) ок. 1 года обучение грамоте, нач. Культовым обрядам и молитвам проводилось ламой в семье. В возрасте 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем занимался в нач. Религ, школе, где совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, синонимику и композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т.
Н. Пять малых предметов). Давалось представление также о «пяти больших предметах» — языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Мн. Ламы не оканчивали и нач. Школы, покидая её без получения подтверждающей их звание грамоты. Малообразованные ламы не имели права жить в монастырях и назывались «степными». Хотя формально подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс монастырского обучения, однако уровень образованности лам часто был низким.Способные ученики, имевшие нач. Ре-лиг, образование, в возрасте 15—20 лет распределялись в монастырские (да-цанские) школы, к-рые представляли собой ср. Ступень образования лам. В них изучалась «внутр. Наука», т.е. Ре-лиг.-филос. Система буддизма. Дацанские школы делились на 3 класса.
Низший (5 лет, изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма), средний (5 лет) и старший (4 года), включавшие религ. Философию (этику, метафизику, гносеологию и др.) и канон монашеской дисциплины. Выпускники, сдав экзамен, получали спец. Грамоту. После этого можно было поступить в высшую религ.-филос. Школу, где в течение 7 лет повторялось и углублялось ранее пройденное, писались под контролем наставников самостоят, сочинения и комментарии к текстам буддийского канона. Окончившие её получали право поступить на богословские или филос. Ф-ты (чжуд-да-цан, цаннид) при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10—15 лет всему курсу наук и мистич. Философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для «достижения состояния Будды».
Выпускники в возрасте 50—60 лет получали высшие учёные степени.В процессе обучения в Л. Ш. Наставники стремились обеспечить единство «взгляда», «созерцания», «поведения», т.е. Теории и практики. Многоступенчатая дидактич. Система предусматривала последоват. Введение разл. Методов и приёмов обучения от простой наглядности и поучительных примеров до диспутов, медитации и йогических средств.Ряд Л. Ш. Функционирует и в 20 в. В Тибете и др. Регионах распространения ламаизма.В России первая высшая Л. Ш. (цаннид) создана в сер. 19 в. При Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Агинский Бурят, нац. Округ в Читинской обл.). К кон. 19 в, в Забайкалье насчитывалось 32 школы с числом учеников от 100 до 300 в каждой (всего ок. 7 тыс.). В дальнейшем Л.
Ш. Довольно продолжит, время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразоват. Сети в этом регионе, а также в силу влияния религ. И культурных традиций (в 1929 — 73 школы, насчитывавшие св. 4 тыс. Уч-ся).Лит. Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в кн. Записки Имп. Рус. Геогр. Об-ва по отд. Этнографии, т. 16, СПБ, 1887. Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев, СПБ, 1905. Андреев В. И., Школьное образование у бурят во второй пол. XIX в., Иркутск, __ 1958. Кычанов Е. И., Савицкий Л — С., Люди и боги Страны снегов. Очерки истории Тибета и его культуры, Ми975. Даши ев Д. Б., Нек-рые соци-ально-психол. Аспекты культа наставника (по тибетским источникам), в кн.
Психол. Аспекты буддизма, Новосиб., 1986. Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центр. Азии, Новосиб., 1989. Рампа Т., Л о б с а и г, Третий глаз, Л., 19922. В. Г. Безрогое,.
Дополнительный поиск Ламаистские Школы
На нашем сайте Вы найдете значение "Ламаистские Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ламаистские Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 17 символа