Монастырские Школы

105

Институт духовного наставничества в монашестве и проф. Подготовки духовенства. В сер. 1-го тыс. До п. Э. В буддийских монастырях Индии возникли своего рода шкалы, обучение в к-рых состояло из нравств. Бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (VI в.), связано становление М. Ш. Как важнейшего образо-ват. Института в Византии и Зап. Европе периода раннего средневековья. Различались внутренние школы (scholae interio-res) — закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы (scholae extc-riores), располагавшиеся вне монастырской ограды, к-рые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан.

В М. Ш. Принимались дети 5—7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности, что обусловило разнообразный социальный состав учащихся (аристократия, среднее дворянство, светские клирики, крестьянские дети). Во внеш. М. Ш. Преподавались основы грамотности (чтение, письмо, счёт), богослужебное пение, реже предметы тривиума (грамматика, диалектика, риторика). Внутр. М. Ш. Обычно давала более высокий уровень образования. Изучали тривиум, а часто и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку), теологию. В лучших школах преподавались также медицина, греч. Язык. Предусматривалось чтение духовных и светских соч., в т. Ч. Антич. Авторов. Отличит, особенностью образования в монастырях было преобладание кропотливого (нередко механического) труда по книгописанию и пере воду рукописей, хранившихся в монастырских б-ках.

Практич. Потребностями быта монастырей было продиктовано обучение ремёслам и начаткам агрономии во мн. М. Ш. (как внутренних, так и внешних). С их деятельностью связывается появление первых с.-х. Школ. В жен. Монастырях образование девочек обычно ограничивалось чтением, письмом, пением. Они обучались также рукоделию и жен. Ремёслам.В 13 в. Монахи-францисканцы открывали в городах элементарные школы для детей из беднейших слоев населения и создали значит, кол-во рукописных учебников и руководств. При сравнительно низком уровне обучения эти школы были более доступными и по численности учащихся намного превосходили бенедик-тинские школы.Разновидностью М. Ш. Можно считать школы, готовившие певчих для хоров в капеллах Богородицы монастырских церквей, к-рые получили развитие в 13 в.

В связи" с распространением культа Девы Марии. Школы размещались в комнате или домике раздатчика милостыни, у ворот монастыря. Хористы часто обеспечивались жильём и питанием. Гл. Задачей этих школ было религ.-нравств. Воспитание и обучение пению, преподавалась также грамматика. В Зап. Европе наиб, значит, центрами образования были монастыри в Фульде и Хиршау (Германия). Туре, Корби, Беке, Клюни (Франция). Санкт-Галлене (Швейцария). Кентербери (Англия). Монтекассино (Италия). К кон. 12 — нач. 13 в. Обучение сосредоточилось в осн. Во внутр. Школах и ориентировалось на потребности монастырей, ограничивая тем самым круг учащихся. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам, создававшимся в это время в крупных городах.

Однако М. Ш. Сохраняли своё образоват. Значение вплоть до 14—15 вв., а в южнослав. Странах -до 16 в.В Др. Руси с 11 в. Монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако М. Ш. Не были регулярным уч. Заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1—3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров лит. Работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский монастырь (осн. В 1051). В 12 в. При жен. Монастырях открывали школы для девочек. Однако они не получили распространения. В 14 в. Развивались школы моек, и подмоск. Монастырей. Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Анд-роникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования, церк.-слав.

Языка, в них много внимания уделялось книгописанию. В 17 в. Благодаря деятельности моек, просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов к-рого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф. М. Ртищевым было основано уч-ще при Андреевском монастыре, в к-рое для преподавания свободных иск- в были приглашены иноки из Киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Моги-лянской и моек. Славяно-греко-лат. Академий, развитием в 18 в. Проф. Образования монастыри частично утратили своё просветит, значение.ЛитИванов К. А., Средневековый монастырь и его обитатели, П., 19154.

Т и — хомиров M. H., Средневековая Москва в XIV — XV вв., М., 1957. Карсавин Л. П., Монашество в ср. Века, М., 1992. Power E., Medieval English nunneries с. 1275 to _1535, Camb., 1922. Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№, Y.), [1969]. M. M. Баришанская..

Значения в других словарях
Монастырские школы

возникли в середине 1-го тыс. В Индии в буддийских монастырях. С появлением христианства в 6—8 вв. Получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М. Ш. Пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучен..

Моль (Мoles) Абраам Андре

(19.6.1920, Париж, — 25.5.1992, Страсбур), франц. Физик, философ, психолог Учился в ун-тах Франции, Швейцарии, США. В 1945—1954 работал в Нац. Центре науч. Исследований Франции, в 1954—57 — в Нац. Франц. Телерадиокомпании, в 1957 — 1958 — в эксперим. Лаб. Электронной музыки при Колумбийском ун-те в США. Преподавал в Страсбурском ун-те (1959—66). В 1966—86 возглавлял основанный им Ин-т социально-психол. Проблем коммуникации в Страсбуре. С 1984 читал курс лекций в мекс. Нац. Автономном ун-те.Автор..

Мольков Альфред Владиславович

[28.10(9.11).1870, Иркутск, — 20.5.1947, Москва], гигиенист и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, проф. (1935). Окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та (1895), св. 20 лет работал земским и сан. Врачом. В 1901—19 чл. Правления Об-ва рус. Врачей в память Н. И. Пирогова, пред, комиссии по распространению гигиенич. Знаний. В 1919—31 директор Гос. Ин-та социальной гигиены (до 1923 Музей социальной гигиены). Один из основателей Всес. Об-ва социальной..

Монахов Вадим Макариевич

(р. 15.5. 1936, Москва), педагог, математик-методист, ч.-к. РАО (1933. Ч.-к. АПН СССР с 1982), дер педагогических наук (1973), проф. (1976). Окончил физ. Ф-т МГУ (1950), работал в Центр, ин-те прогнозов. В 1961—68 преподавал математику и программирование в ср. Школах Москвы. С 1963 в системе АПН. С 1976 зам. Директора, в 1981—92 директор НИИ СиМО (с 1992 НИИ общеобразоват. Школы РАО). Один из авторов шк. Учебника «Алгебра—8» (1971, 19887). Осн. Труды по проблемам преподавания совр. Приложений ма..

Монголия

Государство в Центральной Азии. Пл. 1566,5 тыс. Км2. Нас. 2116 тыс. Чел. (1990). Офиц. Яз.-монгольский. Столица — Улан-Батор.До нач. 20 в. Духовная жизнь в стране находилась под полным влиянием буддизма. Получить образование было возможно только в буддийских монастырях (дацанах).В 1911 в М. Имелись 3 светские школы (одна из них для девочек), где обучали кит., маньчжурскому и монг. Языкам, отдавая предпочтение двум первым. В 1915 в Урге (совр. Улан-Батор) была открыта первая нач. Школа европ. Тип..

Дополнительный поиск Монастырские Школы Монастырские Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монастырские Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монастырские Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа