Музыкальное Воспитание

288

Процесс приобщения личности к муз. Культуре общества. Цель М. В. — передача опыта муз. Деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа муз. Произведения) новому поколению. М. В. Предполагает целенаправленное пед. Воздействие на индивида и рассматривается как средство общего гармонич. Развития личности, формирования нравств.-эсте-тич. Чувств, идеалов, муз. Вкуса и потребностей. Содержание, формы и методы М. В. Зависят от признанных в обществе социальных, филос., общепед. Установок, сложившегося типа муз. Культуры, от соотношения видов муз. Деятельности и «звуковой среды» окружающей человека.М. В. Является особой областью эстетического воспитания. Оно опирается на закономерности муз. Иск-ва, особенности муз. Языка и исторически сложившуюся логику муз.

Мышления. Система средств муз. Выразительности отличается сложностью и высокой степенью худож. Обобщённости. Являясь иск-вом «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), музыка способна воплощать широкий спектр эмоциональных состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности, отражать уровень духовных и худож. Потребностей об-ва. Существенным компонентом М. В. Являются муз. Обучение и образование, позволяющие овладеть языком музыки, приобрести знания, умения, навыки, развить муз. Способности, необходимые для муз. Деятельности.Теория М. В. Формируется на основе интеграционного взаимодействия фундаментальных гуманитарных наук — общей и муз. Педагогики, психологии, эстетики, музыкознания, культурологии. Для совр.

Теории М. В. Важную роль играют положения муз. Науки об интонационно-фабульной и коммуникативной специфике музыки, концепции о социальных функциях муз. Иск-ва и худож.-творческой природе муз. Деятельности. Психол. Исследования позволяют выявить закономерности психич. Развития ребёнка в процессе освоения разнообразных форм муз. Исполнительства и творчества. Данные психологии используются в М. В. Для разработки теории возрастных особенностей муз. Обучения.Важнейшими в теории М. В. Являются проблемы муз. Восприятия и муз. Способностей. Восприятие музыки (слушание, переживание, понимание, оценка) основано на сложном взаимодействии эмоционального и рационально-логич. Механизмов психики, в результате к-рого в сознании слушателя рождается муз.

Образ. В совр. Науке утвердилось мнение об активной творческой природе муз. Восприятия и, следовательно, множественности слушательских интерпретаций муз. Образа. Вместе с тем для теории М. В. Особое значение имеет положение об адекватном и реальном восприятии муз. Произведения. Потенциально каждый ребёнок обладает способностью активно-творческого постижения замысла композитора. Однако такая возможность зависит от общего культурного развития, личного муз. Опыта человека, наличия сформированного эстетич. Вкуса, муз. Воспитанности и муз. Образованности, а также от социальных факторов, играющих важную роль в формировании муз.-эстетич. Оценок.Формирование муз. Способностей рассматривается в теории М. В. Как процесс, подчинённый общим психич.

Закономерностям развития творческих способностей. Считается, что муз. Способности развиваются в процессе муз. Деятельности и зависят от эмоционально-эстетич. От-ношения человека к действительности, развитости образного мышления, муз.-слуховых представлений (муз. Слух, ладовое и ритмич. Чувства). Совр. Педагогика исходит из положения о возможности развития муз. Способностей у детей при условии применения соответствующих методик обучения и воспитания, среди к-рых важное место занимают активное музицирование и творчество. Соотношение нравственно-эстетич., воспитат. И худож. Начал в теории и практике М. В. Было исторически изменчивым. Их разл. Сочетания обусловливали ведущие установки, формы и методы М. В. Для антич. Периода (Др. Греция) характерно понимание М.

В. (мусического воспитания) в тесной связи с требованиями гармоничного сочетания духовного и физич. Развития личности. В ср.-век. Худож. Культуре религ. Мировоззрение существенно влияло на идейный смысл и средства выразительности муз. Иск-ва, канонизировав музыку и определив её место в богослужении. Тем самым М. В. Полностью подчинилось религ. Дидактич. Задачам. Центрами М. В. Стали монастыри и кафедральные соборы. В теоретич. Трактатах, создававшихся в них, воздействие музыки на человека рассматривалось сквозь призму абстрактного рационализма и символизма, умалявшего непо-средств.-чувственный эстетич. Элемент в муз. Восприятии. В эпоху Возрождения (15 в.) формировалась муз. Педагогика, возвращавшаяся к древнегреч. Идеалу человеческой личности.

Формированию гуманистич. Позиций М. В. Способствовали ломка ср.-век. Муз. Мышления в самом муз. Творчестве, возникновение новых светских форм музицирования. Развитию М. В. Способствовало возникновение более точной системы нотной записи и постепенное распространение нотопечатания.М. В. В эпоху Просвещения тесно связано с тенденциями демократизации культуры, с интересом к науч. Познанию мира. Ярко выраженная просветит, направленность М. В. Сказалась в трудах Ж. Ж. Руссо, к-рому принадлежит изобретение цифровой нотации, облегчающей приобщение к муз. Иск-ву широких нар. Масс. После Вел. Франц. Революции иск-во стало восприниматься как активное средство воспитания человека-гражданина. Под воздействием демократизации худож. Культуры и муз. Творчества изменялись и формы М.

В., на к-рые влияли такие факторы муз. Жизни, как развитие нац. Оперных и симфо-нич. Школ, расцвет концертного музицирования. В ряде европ. Стран появились муз. Уч. Заведения, в к-рых занимались не только профессионалы, но и любители разного возраста и уровня подготовки. В нек-рых странах музыка закрепилась в качестве уч. Предмета в школе.В 20 в. Тенденции М. В. В заруб, странах отличаются сложностью и противоречивостью. Рождение муз. Авангарда, характерными чертами к-рого являются ликвидация традиц. Муз. Интонаций и ладовой системы, отрицание логики гармо-нич. И мелодич. Движения, способствовало возникновению авангардистских форм М. В. В 70-е гг. Возникла концепция «экспериментальной» муз. Педагогики, основанная на приобщении детей к звуковым конструкциям «новой» музыки (напр., система М.

Р. Кагеля).На развитие совр. Теории М. В. Оказывают влияние разнообразные течения муз. Социологии и культурологии, а также полемика о специфике музыки как вида иск-ва, о её социальной роли и воспитат. Функциях. Нек-рые педагоги считают, что музыка предназначена гл. Обр. Для развлечения и освобождения психики человека от напряжения, вызываемого темпом совр. Жизни. Поэтому большое место в муз.-пед. Лит-ре занимают исследования, посвящённые воздействию раз-влекат. Муз. Жанров (прежде всего рок-музыки) на личность. Мн. Социологич. Концепции массового М. В. Опираются на теорию «массового общества». Большое место в совр. Заруб, методиках М. В. Занимают системы, основанные на процессе освобождения спонтанной дет. Экспрессии.В числе наиб, распространённых методик в странах Зап.

Европы и в США остаются системы К. Орфа (комплексное сочетание пения, движения, декламации, игры на элементарных муз. Инструментах) и Э. Жак-Далькроза (в основе — ритмич. Движение, сочетающееся с сольфеджио и муз. Импровизацией на фп.). Плодотворным оказалось также фольклорное направление (3. Кодай, Б. Бар-ток), в к-ром ведущая роль принадлежит приобщению широких масс к нар. Музыке, обладающей высокохудож. И этич. Ценностью.Становление традиций М. В. В Др. Руси тесно связано с развитием нар. Муз. Творчества и церк. Знаменного пения. Сис-тематич. Освоение проф. Хорового иск-ва проходило в церквах и монастырских школах. В сер. 16 в. Распространению певческой культуры способствовало решение Стоглавого собора об открытии школ для обучения детей грамоте и «пению псалтырному».

В 15—17 вв. Было создано большое кол-во певческих азбук, к-рые служили пособиями по изучению знаменного одноголосия. Рождение партесной многоголосной музыки во 2-й пол. 17 в. Изменило основы М. В. (см. В ст. Музыка).Во 2-й пол. 19 в. Развитие теории и практики М. В. В России связано с расцветом нац. Композиторской школы (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и др.), открытием первых консерваторий в Петербурге и Москве, бесплатной муз. Школы (1862) под руководством М. А. Балакирева и Г. А. Ломакина. Проблемы муз. Просвещения становятся предметом анализа в статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова. Вопросы М. В. Разрабатывались в трудах известных педагогов-музыкантов А. И. Пузыревского, А. Л. Масло-ва, А. Н. Карасёва, Д. И. Зарина, П. П. Мироносицкого, С.

И. Миропольского, позднее С. Т. И В. Н. Шацких. На рубеже 19—20 вв. Большой вклад в развитие М. В. Внесла школа Синодального уч-ща (С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков), Моск. Нар. Консерватория (осн. Под руководством С. И. Танеева в 1906).В 1918 музыка (пение) становится обя-зат. Уч. Дисциплиной в общеобразоват. Школе. Важное значение для становления теории и практики М. В. Имела пед. Деятельность Б. Л. Яворского, труды Б. В. Асафьева и др.В 30—40-х гг. Складывается разветвлённая система муз. Уч. Заведений. Консерватории, муз. Уч-ща, муз. Пед. Ин-ты, муз.-пед. Ф-ты пед. Ин-тов и пед. Уч-щ, муз. Школы, школы-студии при общеобразоват. Школах, муз. Кружки, хоровые студии, кружки общего эстетич. Воспитания и т. Д. Одновременно с этим закрепляются негативные тенденции в М. В., связанные с излишней идеологизированностью уч.

Программ, преобладанием в них технологич. Знаний о музыке в ущерб её воспитат. Задачам. Кол-во часов на уроки музыки в общеобразоват. Школе постепенно сокращалось. Изменения в теории и практике М. В. Наметились в 60- 70-х гг., когда в процессе критич. Осмысления накопленного опыта начала складываться совр. Система М. В. Были созданы методики М. В. Дошкольников и мл. Школьников (Н. А. Ветлугина), школьников на уроках музыки в 1—8-х кл. (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский и др.), в дет. Муз. Школах (Л. А. Баренбойм, А. А. Николаев, А. И. Лагутин и др.), а также старшеклассников при изучении курса «Мировая худож. Культура» (Л. М. Предте-ченская). В 80-е гг. Получило развитие новое науч. Направление, связанное с подготовкой учителя музыки для массового М.

В. (Л. Г. Арчажникова, В. И. Муцмахер, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цы-пин и др.).Для методики М. В. Дошкольников большое значение имеют теоретич. Исследования и метод, разработки H. A. Вет-лугиной, Т. С. Бабаджан и др. Программа дошк. М. В. Рассчитана на детей от 2 мес до 6 лет. Муз. Занятия усложняются и видоизменяются в зависимости от возраста ребёнка. В основе М. В. Дошкольников — совр. Науч. Представления о возможных формах муз. Деятельности детей во взаимосвязи с др. Видами худож. Деятельности на основе активного восприятия музыки. На 1-м году жизни ребёнка его муз. Деятельность ограничена прислушиванием к мелодиям разного характера, на 2—3-м — в муз. Деятельность детей наряду с прослушиванием простых и ярких муз. Произведений вводятся элементы подпевания, при-плясывания.

На 4—6-м — эмоциональное и осознанное слушание музыки, пение, ритмич. Движения под музыку, игра на дет. Муз. Инструментах. Методика М. В. Дошкольников непосредственно связана с подготовкой детей к урокам музыки в общеобразоват. Школе (см. Музыка в школе).Существенную роль играет внешк. М. В., осуществляющееся в разл. Формах. Наиб, распространённой является худож. Самодеятельность. Созданы хоры, ансамбли, оркестры, известные в нашей стране и за рубежом. Ансамбль песни и пляски им. В. С. Локтева (осн. В 1941), дет. Хор НИИ ХВ АПН СССР (осн. В 1936, руководитель — проф. В. Г. Соколов) и др. Распространены муз. Школы, школы-студии при общеобразоват. Школах, программа М. В. В к-рых предполагает обучение муз. Лит-ре, муз. Грамоте, игру на муз. Инструментах, хоровое пение.

Внешк. М. В. Занимаются также Все-рос. Хоровое об-во, филармонии, муз. Театры, в т. Ч. Муз. Дет. Театр (худ. Рук. Н. И. Сад), радио и телевидение. Науч. Разработки теории и методики М. В. Осуществляют НИИ развития личности и Центр эстетич. Воспитания РАО, муз.-пед. Ф-ты пед. Вузов. Существ, вклад вносят журн. «Муз. Академия», «Музыка в школе», «Муз. Жизнь». В 1953 при ЮНЕСКО было создано Междунар. Об-во по М. В. — ИСМЕ (ISME).Лит. Муз. Воспитание в СССР, в. 1, Ми978. Из истории муз. Воспитания, сост. О. А. Апраксина М., 1990. Муз. Воспитание в школе, в. 1 — 17, М., 1961—86. Ветлу-гина Н. А., Муз. Развитие ребенка, М., 1968. Асафьев Б. В., Избр. Статьи о муз. Просвещении и образовании. Л19732. Шацкая В. Н., Муз.-эстетич. Воспитание детей и юношества, М., 1975. Роль музыки в эстетич. Воспитании детей и юношества.

Сб. Ст., Л1981. Апраксина О. А., Методика муз. Воспитания в школе, М., 1983. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В., Теория и методика муз. Воспитания в дет. Саду, М.,' 1983. Назайкинский Е., О психологии муз. Восприятия, М., 1972. Медушевский В. В., О закономерностях и средствах худож. Воздействия музыки, Ми976. Б арен бой м Л. А., Путь к музицированию. Л. 19792. Т а р а с о- в а К. В., Онтогенез муз. Способностей, М. 1988. Ражников В. Г., Диалоги о муз. Педагогике, М., 1989. Мелик-Паша-е в А. А., Педагогика иск-ва и творческие способности, Ми981. Кабалевский Д. Б., Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973. Его же, Воспитание ума и сердца. M., 19842. Ц ы и и и Г. М., Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества, кн. 1, М., 1988. Рапацкая Л. А., Формирование худож. Культуры учителя, М., 1991.

Jaques-Dalcrose E., Le rythme, la musique et l'education, P., 1920. Гайтанджиев Г. С., Масовото музи-кально везпитание. Принципи, идеи, проб-леми, София. 1980. О г. F r K., Schulwerk. Elementare Musik, Tutzing, 1976.Л. А. Рапацкая..

Значения в других словарях
Музыкальное Воспитание

МУЗЫКАЛЬНОЕ воспитание - область эстетического воспитания. Приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания - научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства - слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школ..

Музыкальное Воспитание

Область эстетического воспитания. Приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания - научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства - слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное.. ..

Музыкальное воспитание

Целенаправленное и систематич. Развитие муз. Культуры, муз. Способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. В. Есть процесс передачи общественно-историч. Опыта муз. Деятельности новому поколению, оно включает элементы муз. Обучения и музыкального образования. Сов. Теорию муз.-эстетич. Воспитания отличает убеждённость в возможность формирования муз. Способностей у широкого круга людей.М. В., осуществляемое в общеобра..

Музей Игрушки

Художественно-педагогический, на-уч.-пед. Учреждение РАО, ведущее работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании детей. Осн. В 1918 при Наркомпросе РСФСР художником Н. Д. Бартрамом (он же первый директор). Открыт 7 нояб. 1920 в Москве. В собрание музея вошли игрушки из царских дворцов (Александровского, Гатчинского, Екатерининского, Ливадийского), частные коллекции, экспонаты Эрмитажа, Русского, Исторического и др. Музеев, а также произве..

Музыка Для Детей

Произведения нар. И проф. Композиторского творчества, специально предназначенные для дет. Восприятия или исполнения. Однако дета слушают, поют и играют не только М., созданную специально для них. Круг муз. Лит-ры, доступной детям, значительно шире. Общение детей с М., сочинённой не специально для них, является нормальной формой постепенного естественного овладения ими богатством муз. Культуры, оказывает положит, воздействие на их развитие, расширяет духовный и эстетич. Кругозор.Обществ, потребно..

Музыкальные Школы Для Детей

Уч. Заведения, дающие учащимся нач. Муз. Образование. В дорев. России частные платные М. Ш. Возникли в 1-й пол. 19 в. В нек-рых крупных городах (напр., «Муз. Класс» Д. Кашина в Москве, 1840). Общедоступные бесплатные М. Ш. Были созданы во 2-й пол. 19 в. Рус. Музыкантами А. К. Лядовым, Н. А. Римским-Корсаковым, С. И. Танеевым (часто они наз. Нар. Консерваториями и не были предназначены специально для детей, но подростки, молодёжь их посещали). Наиб, известна Бесплатная М. Ш., организованная М. А...

Мультфильмы Для Детей

Область киноискусства, представленная фильмами, к-рые создаются путём покадровой съёмки последоват. Фаз движения рисованных, живописных (графич. Мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. Multiplicatio — умножение) благодаря специфике и неограниченным выразит, возможностям (трансформации могут подвергаться и пространство, и движение, и время) позволяет не только «оживить», но и «одушевить» героев лит. Произведений, нар. Сказок и оригинальных ..

Дополнительный поиск Музыкальное Воспитание Музыкальное Воспитание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музыкальное Воспитание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыкальное Воспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 22 символа