Петровский Артур Владимирович

137

(р. 14.5 1924, Севастополь), психолог и педагог, акад. РАО (1992. Акад. АПН СССР с 1971), през. РАО (1992—97), дер психол. Наук (1966), проф.(1968). Засл. Деятель науки РФ (1994). Окончил Моск. Гор. Пед. Ин-т им. В. П. Потёмкина (1947). Преподавал в Вологодском пед. Ин-те (с 1950), в Моск. Гор. Пед. Ин-те им. Потёмкина (с 1952). В 1966—71 зав. Кафедрой психологии МГПИ. С 1968 в системе АПН СССР. Академик-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии (1968—76), вице-президент (1976—79). Одновременно в 1978—82 зав. Кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе МГУ, в 1972—91 зав. Лабораторией психологии личности НИИ ОПП. В конце 1991 президент-организатор РАО, в 1992 избран президентом РАО. В 1972—73 чл. Междунар. Комиссии ЮНЕСКО по развитию образования.Исследовал историю развития психол.

Мысли в России. В ряде работ 2-й пол. 80-х гг. Впервые поставил вопрос о необходимости объективной науч. Оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, П. П. Блон-ского и др.В области социальной психологии П. Сформулировал концепцию деятельност-ного опосредствования межличностных отношений, позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. В частности, показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на др. Группы. Разработал т. Н. Стратометрич. Концепцию групповых связей. Обосновал трёхфазную концепцию развития личности, выявившую закономерность смены этапов её адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней.

На этой основе им предложена возрастная периодизация, в к-рой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преим. Адаптация личности), отрочества (преим. Индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе. С этих позиций подверг критич. Переоценке концепцию ведущей деятельности. В теории межличностных отношений предложил трёх-факторную модель «значимого другого», где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость др. Человека, выступают властные полномочия, аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность мнений, оценок, стиля поведения). Сложные соотношения и количеств, изменения этих факторов образуют «отражённую субъектность значимого другого».П. — редактор и соавтор ряда учебников по общей, социальной, возрастной и пед.

Психологии. Редактор кн. «Новое пед. Мышление» (1989), в к-рой обобщён опыт исследоват. Работ по подготовке реформы образования в Рос. Федерации. Автор науч.-познават. Книг. Консультант науч.-популярных фильмов, посвящённых проблемам психологии и разви-10 Рос. Педагогическая энц., т. 2 тия личности («Семь шагов за горизонт», 1969).С о ч. Психология, M., 19583 (совм. С Г. А. Фортунатовым). История сов. Психологии. Формирование основ психол. Науки, М., 1967. Психол. Проблемы юности, М., 1969 (ред. И соавт.). О психологии личности, М., 1971. К построению социально-психол. Теории коллектива, в кн. Проблемы общения и воспитания, Тарту, 1974. Социально-психол. Аспекты деятельности педагога, в кн. Третья конф. Педагогов социалистич. Стран, Варшава, 1977. Социальная психология коллектива, М., 1978 (совм.

С В. В. Шлалинским). Возрастная и пед. Психология, M., 19792 (ред. И соавт.). Психол. Теория коллектива, М., 1979 (ред. И соавт.). Дети и тактика семейного воспитания, М., 1981. Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982. Популярные беседы о психологии, M., 19832. Вопросы истории и теории психологии. Избр. Труды, М., 1984. Общая психология, M., 19863 (ред. И соавт.). Психология развивающейся личности, М., 1987 (ред. И соавт.). Психология. Словарь, M., 19902 (соред. И соавт.). История психологии, М., 1994 (совм. С М. Г. Ярошев-ским). Психология о каждом из нас, М., 1992. Studies in psychology. The collective and the indivi-dual, Moscow, 1985. Psychology in Soviel Union. A historical outline, Moscow, [1990]..

Значения в других словарях
Петровский Артур Владимирович

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924) - российский психолог, академик (1992) и президент (с 1992) Российской академии образования. Основные исследования по истории психологии, социальной психологии и психологии личности.. ..

Петровский Артур Владимирович

Известный отечественный психолог Артур Владимирович Петровский родился 14 мая 1924 г. В Севастополе. Судьба его сложна и интересна. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушел на фронт. После демобилизации Петровский, проработав некоторое время на военном заводе, поступил в ремесленное училище. Следующим этапом его образования была школа рабочей молодежи, где молодой Петровский увлекся филологией и по окончании школы поступил на филологический факультет Московского городског..

Петерсен (Рetersen) Петер

(26.6.1884, Фленсбург, — 21.3.1952, Иена), нем. Педагог. Образование получил в ун-тах Лейпцига, Киля, Копенгагена, Позена. В 1908 на филос. Ф-те Йенского у-та защитил дисс. На тему «Идея развития в философии В. Вундта». Пед. Деятельность начал в 1909 учителем ср. Школы. В 1920 возглавил эксперим. Школу в предместье Гамбурга. В 1920 преподавал философию и педагогику в только что открывшемся Гамбургском ун-те. С 1923 работал в Йенском ун-те (проф. Кафедры педагогики), где, в частности, руководил п..

Петерсон Николай Павлович

[16(28) 6 1844, с Барановка Пензенской губ., — 17.3.1919, г. Звенигородка Киевской губ.], публицист, педагог. По окончании Пензенского дворянского ин-та поступил на ист -филол ф-т Моск. Ун-та (1861), но обучение было прервано из-за студенч. Волнений. В нач. 1862 по приглашению Л. Н. Толстого уехал в Ясную Поляну. В течение неск. Месяцев преподавал в Головлинской и Плехановской нар. Школах. В журн. «Ясная Поляна» за подписью «Н П. II » (1862, № 6, 10) вышли статьи II о его учительской работе, с в..

Петяев Иван Матвеевич

[25.8(6.9). 1861, дер. Болтаевка Карсунского у. Симбирской губ., ныне в Ульяновской обл., — 17.12.1930, Пермь], педагог, методист нач. Обучения, организатор нар. Образования в Поволжье. По окончании Порец-кой учительской семинарии (1880) работал в нач. Нар. Уч-щах Симбирской губ. И Симбирска. На летних пед. Курсах и съездах учителей Поволжья организовал обмен опытом учителей из отдалённых сёл, поиск оптимальных методов и приёмов преподавания отдельных, в т. Ч. Наиб, трудных, разделов программы. ..

Пешковский Александр Матвеевич

[11(23).8.1878, Томск, — 27.3.1933, Москва], языковед, методист по рус. Языку, проф. Окончил естеств. Отделение Берлинского ун-та (1901) и ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1906). С 1906 преподавал в частных гимназиях Москвы, в 1914—17 — на Высш. Пед. Курсах им. Д. И. Тихомирова, в 1918—21 — в вузах Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Проф. 1-го МГУ (1921—24), Высш. Лит.-худож. Ин-та им. В. Я. Брюсова (1921- 1924), 2-го МГУ (1926—32).Труды по синтаксису, стилистике, методике рус. Языка. Выступал за..

Дополнительный поиск Петровский Артур Владимирович Петровский Артур Владимирович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петровский Артур Владимирович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петровский Артур Владимирович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 29 символа