Петровский Артур Владимирович
(р. 14.5 1924, Севастополь), психолог и педагог, акад. РАО (1992. Акад. АПН СССР с 1971), през. РАО (1992—97), дер психол. Наук (1966), проф.(1968). Засл. Деятель науки РФ (1994). Окончил Моск. Гор. Пед. Ин-т им. В. П. Потёмкина (1947). Преподавал в Вологодском пед. Ин-те (с 1950), в Моск. Гор. Пед. Ин-те им. Потёмкина (с 1952). В 1966—71 зав. Кафедрой психологии МГПИ. С 1968 в системе АПН СССР. Академик-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии (1968—76), вице-президент (1976—79). Одновременно в 1978—82 зав. Кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе МГУ, в 1972—91 зав. Лабораторией психологии личности НИИ ОПП. В конце 1991 президент-организатор РАО, в 1992 избран президентом РАО. В 1972—73 чл. Междунар. Комиссии ЮНЕСКО по развитию образования.Исследовал историю развития психол.
Мысли в России. В ряде работ 2-й пол. 80-х гг. Впервые поставил вопрос о необходимости объективной науч. Оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, П. П. Блон-ского и др.В области социальной психологии П. Сформулировал концепцию деятельност-ного опосредствования межличностных отношений, позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. В частности, показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на др. Группы. Разработал т. Н. Стратометрич. Концепцию групповых связей. Обосновал трёхфазную концепцию развития личности, выявившую закономерность смены этапов её адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней.
На этой основе им предложена возрастная периодизация, в к-рой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преим. Адаптация личности), отрочества (преим. Индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе. С этих позиций подверг критич. Переоценке концепцию ведущей деятельности. В теории межличностных отношений предложил трёх-факторную модель «значимого другого», где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость др. Человека, выступают властные полномочия, аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность мнений, оценок, стиля поведения). Сложные соотношения и количеств, изменения этих факторов образуют «отражённую субъектность значимого другого».П. — редактор и соавтор ряда учебников по общей, социальной, возрастной и пед.
Психологии. Редактор кн. «Новое пед. Мышление» (1989), в к-рой обобщён опыт исследоват. Работ по подготовке реформы образования в Рос. Федерации. Автор науч.-познават. Книг. Консультант науч.-популярных фильмов, посвящённых проблемам психологии и разви-10 Рос. Педагогическая энц., т. 2 тия личности («Семь шагов за горизонт», 1969).С о ч. Психология, M., 19583 (совм. С Г. А. Фортунатовым). История сов. Психологии. Формирование основ психол. Науки, М., 1967. Психол. Проблемы юности, М., 1969 (ред. И соавт.). О психологии личности, М., 1971. К построению социально-психол. Теории коллектива, в кн. Проблемы общения и воспитания, Тарту, 1974. Социально-психол. Аспекты деятельности педагога, в кн. Третья конф. Педагогов социалистич. Стран, Варшава, 1977. Социальная психология коллектива, М., 1978 (совм.
С В. В. Шлалинским). Возрастная и пед. Психология, M., 19792 (ред. И соавт.). Психол. Теория коллектива, М., 1979 (ред. И соавт.). Дети и тактика семейного воспитания, М., 1981. Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982. Популярные беседы о психологии, M., 19832. Вопросы истории и теории психологии. Избр. Труды, М., 1984. Общая психология, M., 19863 (ред. И соавт.). Психология развивающейся личности, М., 1987 (ред. И соавт.). Психология. Словарь, M., 19902 (соред. И соавт.). История психологии, М., 1994 (совм. С М. Г. Ярошев-ским). Психология о каждом из нас, М., 1992. Studies in psychology. The collective and the indivi-dual, Moscow, 1985. Psychology in Soviel Union. A historical outline, Moscow, [1990]..
Дополнительный поиск Петровский Артур Владимирович
На нашем сайте Вы найдете значение "Петровский Артур Владимирович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петровский Артур Владимирович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 29 символа