Этнические Группы В России

191

Проблемы образования. Россия - многонациональное гос-во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. Статис-тич. Учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 2—3 раза больше этнич. Общностей. По своему нац.-гос. Составу Рос. Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Федерации 32 имеют статус нац.-территориальных, для к-рых «коренными», или «титульными», выступают ок. 40 этносов.К титульным этносам республик и округов относится ок. 10% населения России. Из этого числа лишь 6% проживают на их территории. Остальные оказываются в положении нетитульных этносов на др. Территориях. Ещё ок. 10% населения не имеют нац.-терр. Образований в России. Т. О., ок. 14% населения России (не считая русских, проживающих в нац.-терр.

Образованиях) могут рассматриваться как «этнические группы».В зависимости от наличия нац.-терр. Образований среди Э. Г. Можно выделить неск. Типов:1) группы, имеющие свои нац.-терр. Образования в Рос. Федерации, но проживающие вне их пределов (татары в Башкирии, чуваши в соседних с Чувашией республиках и областях России и т. П.);2) группы, имеющие свою государственность вне пределов Рос. Федерации (немцы, греки, поляки, корейцы, евреи). Особую подгруппу среди них составляют титульные этносы бывших союзных республик СССР (украинцы, белорусы, молдаване, грузины, армяне и др.);3) группы, не имеющие своей государственности, но имеющие многочисленную диаспору вне пределов Рос. Федерации (напр., курды, цыгане, уйгуры, саамы, эскимосы);4) группы, не имеющие своей государственности и сосредоточенные преим.

На территории Рос. Федерации (вепсы, сибирские татары, кеты и т. Д.).Наличие и статус этнич. Государственности во многом определяет возможности и механизмы воспроизводства культуры, в частности уровень развития этнич. Образования и задачи, стоящие перед школой.Большой проблемой стала межрегиональная миграция. В 1989—93 в Россию из быв. Республик СССР прибыло 4,3 млн. Чел., а выбыло 2,8 млн. Чел. В миграц. Потоке постоянно увеличивалась доля русских (в 1993—78%). В целом миграц. Потоки усложняют этнокультурную ситуацию. Русские из республик быв. СССР заметно отличаются по своим культурным навыкам от населения регионов, в к-рые они прибывают. Значит, часть миграц. Потоков составляют представители этносов, имеющих государственность вне России (немцы, корейцы, греки и т.

Д.), и хотя в ряде случаев (напр., среди немцев) число убывающих на свою ист. Родину больше, чем прибывающих из республик быв. СССР, однако этнокультурные проблемы всё же возникают.Развитие школы для Э. Г. Не менее важно, чем для титульных этносов автономий России.Распространение школ титульных этносов России за пределами нац.-терр. Образований определяется численностью диаспоры.Уровень терр. Концентрации этносов и их доля в населении «своей» республики различаются весьма заметно. Более 90% тувинцев, якутов, кабардинцев, балкарцев, по данным переписи 1989, проживали на терр. Нац. Образований, названных их именем. В то же время у большинства народов Поволжья доля проживающих в «своих» республиках не превышает 50—60%.

Доля титульных этносов в населении республик колебалась от 10% (карелы) до 64% (тувинцы).Формирование этнич. Диаспор обусловлено двумя осн. Причинами. 1) несоответствие границ нац. Автономий и реального расселения этносов. Зачастую такое соответствие было невозможно ввиду исторически сложившегося «дисперсного» расселения этносов (напр., татар и башкир, чувашей и татар и др.). Иногда такое несоответствие отражает использование в прошлом расселения иноязычного населения в качестве инструмента нац. Политики. 2) миграция населения, в частности депортации 30- 40-х гг. Этот фактор наиб, сильно повлиял на большинство этносов Сев. Кавказа, на калмыков, а также немцев, корейцев, финнов и др. Последствия депортации были различны.

Напр., совр. Расселение карачаевцев очень компактно, в то время как чеченцы живут во мн. Регионах европ. Части и Сибири. Однако такое расселение - не столько результат депортации 1944, сколько следствие более активного (по сравнению с нек-рыми др. Этносами) участия в освоении природных ресурсов регионов.Э. Г. Диаспоры заметно отличаются по культурным характеристикам и самосознанию от осн. Части этноса. Одна из гл проблем для школ диаспоры - возможность использования программ и учебников, подготовленных в республике для обучения в школах диаспоры. Напр., буряты проживают в 3 нац -терр. Образованиях. Язык, культура, история этих групп бурят различаются весьма значительно. Даже конфессиональная принадлежность у них разная.

Также и для раз л. Групп татар нужны соответствующие учебники и по языку, и по истории, и по культуре, и по краеведению. В то же время для небольших групп якутов или тувинцев, проживающих за пределами «своих» республик, вполне достаточно учебников, изданных в республиках.Особую проблему представляет организация обучения для представителей Э. Г., имеющих в составе Рос. Федерации свои авт. Образования, но проживающих на терр. Другой автономии. Школа, созданная специально для детей из таких Э. Г., могла бы с макс, полнотой учитывать в уч. Процессе нац. Особенности. Однако развитие подобных школ и их пед. Обеспечение затруднено недостатком средств у титульных республик, а также зачастую нежеланием самого населения приобщаться к «отеческой» культуре и праг-матич.

Предпочтением рус. Яз. В сфере обучения.Э. Г., имеющие государственность за пределами Рос. Федерации, включают потомков давних переселенцев в Россию. Их предки обитали здесь в течение жизни мн. Поколений, поэтому их культура и язык зачастую очень отличаются от культуры и языка их ист. Родины.Т. О., подобные Э. Г., как правило, неоднородны в языковом, культурном и религ. Отношении, и их локальные общности зачастую говорят на достаточно далеких диалектах родного языка, если вообще помнят его. Попытки «возрождения нац. Культуры» фактически направлены на формирование совершенно новой общности, базирующейся на совр. Официальном лит. Языке их ист. Родины. На самосознание Практически всех подобных Э. Г. Повлияли репрессии 30—40-х гг. Неблагоприятные условия для их нац.

Культуры сохранялись вплоть до сер. 80-х гг. Были ограничены возможности общения на родном языке даже в местах компактного расселения. Поэтому среднее и младшее поколения фактически вынуждены изучать родной язык заново. Материалы микропереписи 1994 показали, что не более 20—30% представителей этих этносов считают родным язык своей национальности и не более 10—15% владеют им в качестве второго. Но в отличие от других именно эти Э. Г. Имели давнюю традицию развития нац. Образования на терр. России.Динамика численности этих Э. Г. Определяется двумя процессами. Притоком в Россию из бывших сов. Республик и оттоком в страны, к-рые принято считать ист. Родиной данных этносов. Соотношение этих процессов влияет на динамику численности каждой из Э.

Г. По оценкам микропереписи 1994, численность немцев на терр. России с 1989 по 1994 уменьшилась на 6%, евреев - на 27%. Ежегодный отток немцев в Германию в значит, степени компенсируется их притоком в Россию из республик быв. СССР. Отток греков и корейцев в соответствующие гос-ва уступает по численности притоку в Россию греков из Закавказья и корейцев из Ср. Азии. Представители этих этносов концентрируются гл. Обр. В крупных городах, проникая в ряд сфер х-ва - торговлю, снабжение, культуру.Направление этнокультурных процессов среди представителей таких Э. Г. Определяет выбор. Остаться в России или уехать на родину предков. В зависимости от ответа на этот вопрос по-разному могут формулироваться осн. Задачи школы. Программа каждой нац.

Школы предусматривает обе стратегии поведения, однако они соотносятся в разных пропорциях, причём со временем эти пропорции могут изменяться.В поддержании этнич. Идентичности значительна роль культурной традиции, стоящей за каждой из таких групп, и возможности помощи школе со стороны соответствующих roc-в. Израиль и Германия ведут весьма активную политику, в то время как Греция, Польша значительно меньше влияют на рос. Диаспору.Э. Г., не имеющие своей государственности, связывают свое сохранение с возможностью воспроизведения своей культуры и языка через школу. Угроза забвения родной культуры далеко не исчерпана. Однако все больше осознаётся опасность др. Крайности - отгородиться от общемировых тенденций развития цивилизации, затормозив социальное развитие собств.

Народа и его адаптивные возможности в условиях нового быта. Особенно остра эта проблема для малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.В 20-х гг. В условиях становления сов. Нач. Школы для большинства этносов речь шла именно о преподавании всех или большинства предметов на родном языке. В 30—50-х гг. Осн. Языком преподавания стал русский. Родные языки сохранились в основном как предметы обучения, преим. В нач. Классах. С нач. 90-х гг. Дети большинства этносов имеют возможность изучать родной язык на протяжении всего периода обучения, по крайней мере, в рамках базовой школы. Предпринимаются даже попытки перевода всего обучения на родной язык, сохранив русский в качестве предмета.Проблемы школы для Э. Г. Определяются прежде всего тем, что гл.

Акцент делается на образование для титульных этносов. Традиционно сильными остаются на всех территориях позиции рус. Яз. Данные этносоциологич. Исследований показывают, что в ряде случаев население испытывает определённую потребность в изучении языка и культуры своих предков. В то же время представители ряда Э. Г. Многонац. Областей предпочитают учить своих детей в рус. Школах. Образуется разрыв между позицией лидеров нац. Интеллигенции, настаивающих на развитии системы «этнического» образования, гл. Обр. В регионах компактного проживания меньшинств, и позицией самого населения.Особенностью уч. Программ в нац. Школах стало расширение изучения родного языка за счёт сокращения времени, отводимого на нек-рые предметы гуманитарного цикла, в первую очередь на рус.

Яз. И лит-ру. Инициаторы программ «национального» образования, как правило, стремятся расширить этот круг, включая изучение лит-ры, традиц. Круга занятий, обрядов и верований, истории этноса и т. П. Однако ист. Традиции и «культурный багаж» Э. Г. Различаются весьма заметно, что ставит нац. Школы в неравное положение. Напр., трудно подготовить сравнимые по объёму и содержанию курсы нем., татарской и, напр., вепсской лит-ры. В качестве выхода из этой ситуации нередко рассматривают объединение в одном курсе материала, связанного с родственными по языку народами. Напр., преподаются лит-ры всех финно-угорских или тюркских народов, а не той или иной группы. В реальности лит-ры малочисленных младописьменных народов, принадлежащих к одной языковой семье, далеко не всегда представляют из себя целостную систему, их объединение выглядит достаточно искусственным.

Иногда в шк. Программах пытаются увеличить удельный вес т. Н. Традиц. Культуры, к-рая, как правило, подаётся в иде-ализиров. Форме. Однако такой подход вряд ли будет способствовать адаптации молодого поколения к новой реальности. Наконец, для нац. Школы меньшинств ещё более актуальна, чем для учащихся «титульных» этносов республик, проблема межнац. Общения.Материалы ведомственной статистики охватывают далеко не все формы обучения. Тем не менее очевидно, что охват соответствующим обучением разл. Групп этносов крайне неравномерен. Так, напр., практически отсутствуют учитываемые статистикой школы для ряда этносов быв. Союзных республик, среди к-рых и такие многочисленные этносы России, как казахи и украинцы. В то же время ощущается вполне определённая потребность в развитии этнич.

Школы в районах компактного расселения этих этносов.Не всегда имеют возможности приобщаться к языку и культуре своих народов представители диаспор титульных этносов республик. Сеть школ для мн. Этносов финно-угорской языковой семьи распространена крайне недостаточно.Особенно остра проблема школ для цыган, талов, ассирийцев и др. Для абс. Большинства малочисленных Э. Г. Сохраняется проблема приобщения к языку и культуре своих предков. А. А. Сусоколов.Ассирийцы (св. 9 тыс. Чел., 1989), живут гл. Обр. В Армении, Грузии, Азербайджане, в Краснодарском крае Рос. Федерации. Поселения ассирийцев на терр. Быв. СССР существовали с сер. 18 в. В 1877 в с. Койласар (Армения) была открыта школа, где выпускник Тифлисской семинарии П. Бит-Айваз начал вести уроки ассир.

Яз. С 1880 здесь с ассир. Учащимися работали 5 учителей. В обучении ассирийцев использовалась и несторианская письменность.После установления сов. Власти в местах компактного проживания для ассирийцев открылись школы I и II ступеней. С сер. 20-х гг. Армавирский пед. Техникум и ЛИФЛИ готовили учителей для этих школ. Издавалась уч. Лит-ра, в т. Ч. Книги для нач. Чтения А. Осипова и И. Гиваргизова. Действовали ассир. Культ.-просвет, объединения. Эта работа прервалась в кон. 30-х гг., когда вся ассир. Интеллигенция была репрессирована. Со 2-й пол. 50-х гг. В Москве и др. Городах на обществ, началах работали курсы ассир. Яз. В 70-х - нач. 80-х гг. В Москве и Ереване изданы пособия для нач. Обучения ассир. Языку Г. В. И М. В. Арсанисовых и Л. М. Саргизова (Москва, Ереван).

Большинство ассир. Детей вырастает в двуязычной среде и получает базовое образование в школах с народным языком обучения. В местах компактного проживания (кроме Азербайджана) в кон. 80-х гг. Для ассир. Учащихся введены (с 4-го кл.) обязательные или факультативные уроки родного языка (1 час в неделю). К нач. 80-х гг. Уже имелась науч. Лит-ра, к-рая могла бы послужить основой для разработки соответствующих шк. Курсов и учебников. В с. Урмия (Краснодарский край) на базе обществ. Музея нац. Истории и культуры (осн. В 1988) ведутся занятия ассир. Историей, лит-рой, иск-вом. Здесь в дет. Саду накоплен опыт воспитат. Работы на родном языке с дошкольниками.Лит. М а т в с е в К. П., Столетие ассир. Школы в Армении, НО, 1978, № 11. Ч с p к а -шина Л., Урок ассир.

Яз. В Сокольниках, «Клуб», 1989, № 5. К. П. Матвеев.Греки (св. 91 тыс. Чел., 1989), живут во мн. Регионах, компактно - гл. Обр. В Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях, Сев. Осетии. По происхождению и ист. Судьбам в России различают неск. Подгрупп, но осн. Часть - потомки иммигрантов, попавших в Россию в период рус.-тур. Войн 17—19 вв., а также переселенцев с территорий (Крым, Бессарабия, Армения, Грузия и др.), вошедших в состав Рос. Гос-ва в 18—19 вв. По языку выделяются 2 крупные подгруппы. Эллинофоны (говорят на понтийском диалекте ново-греч. Яз.) и тюркоязычные (урумы. Часть из них говорит на крымскотатарском яз.). Др. Языковые подгруппы малочисленны. Используемые ими диалекты новогреч. Языка невзаимопонимаемы. Большинство греков знает рус.

Яз. Ок. 40 тыс. Чел. Считают его родным.Формирование крупных греч. Общин началось в 17 в. («Греч, купеческое братство» в Нежине). После рус.-тур. Войны 1768—74 Россия взяла покровительство над христ. Народами Османской имп., и грекам были предоставлены для поселения места в Приазовье (осн. 25 сёл и г. Мариуполь), а также в Таганроге, Керчи, Феодосии. В кон. 18 в. Крупная греч. Община сложилась в Одессе (10% населения города). В 19 в. Греки участвовали в хоз. Освоении Новороссии и Сев. Кавказа (Прикубанья, Ставрополья), отд. Терр. В Закавказье. Первые греч. Общинные школы созданы в Нежине (1811) и Мариуполе (1820). В Одессе в 20-х гг. Действовали начальное общеобразоват. И коммерческое (осн. В 1827) уч-ща. После соответствующей подготовки греки могли продолжать образование, в т.

Ч. И в ср. Уч. Заведениях России. Особой популярностью пользовались коммерч. Классы в гимназиях (Херсон и др.) и коммерч. Гимназии (Таганрог, Одесса), созданные по уч. Плану 1811. Греки поступали также в Ришельевский лицей в Одессе. В 30—40-х гг. 19 в. Греки-лицеисты рассматривались как кандидатуры, перспективные для пед. Работы в клас-сич. Гимназиях с двумя древними языками. С 1852 такие гимназии создавались гл. Обр. В городах со значит, греч. Населением (Одесса, Нежин, Таганрог, Кишинёв. Нежинская классич. Гимназия преобразована впоследствии в реальную). В сел. Общинах действовали небольшие приходские нач. Школы. Их положение ухудшилось после упразднения самоуправления для мариупольских греков-урумов (1857). Лишь с распространением системы обучения Н.

И. Ильминского (с 1870) вновь открывавшиеся министерские школы стали уделять внимание нач. Образованию греч. Детей.Во 2-й пол. 19 в. Активизировали просветит, деятельность греч. Общины Сев. Кавказа и др. Регионов Юга России. Гор. Школы открылись в Ставрополе (1864), Владикавказе (1894), сельские - в Дубовой Балке (близ Екатеринодара, 1890), станице Крымской (близ Ставрополя, 1894), в с. Мерчанское (в 1916). Они работали по уч. Планам рус. Нач. Школ, но греческий был языком обучения и (на 2—3-м году) отд. Предметом. Поддержке образования способствовала благотворительность греч. Коммерсантов бр. Зоси-ма, 3. Капланиса и др. Школы открывались также в Абхазии, Аджарии, Армении.После установления сов. Власти мн. Греч. Школы продолжали работу. В 1928—39 в СССР существовали авт.

Греч. Районы, в т. Ч. На Сев. Кавказе (центр. Станица Крымская, ныне Крымск) и на Украине (Мариуполь). На базе нач. Школ действовали курсы ликвидации неграмотности. В Краснодаре, станице Крымской, Мариуполе, Сухуми работали пед. Уч-ща, готовившие учителей для греч. Школ. Издавалась уч. Литра (единым язком стал лит. Новогреческий в форме димотики). В содержании шк. Образования обозначились тенденции к обособлению греков СССР от осн. Населения Греции. Нек-рое время сохранялась возможность поддержания этнич. Самосознания благодаря греч. Клубам, разл. Формам самодеятельного творчества. В 1927 для языка сов. Греков упрощена письменная графика, а позже для письменности принята русская гра-фич. Основа, что затрудняло значит, массе населения знакомство с нац.

Лит-рой. В 1938 большинство греч. Школ переведены на рус. Язык обучения. Мн. Деятели греч. Культуры репрессированы. Закрылись греч. Секции изд-в, выпускавших лит-ру на греч. Яз. В 40-х гг. Значит, масса греч. Населения Крыма, Абхазии переселены в Ср. Азию.После отмены спецпоселения греков (кон. 50-х гг.) возрождение греч. Школ началось лишь в 80-х гг. Вводится изучение совр. Греч. Литературного языка (димотики), в нач. 90-х гг. Созданы учебники для нач. И ср. Ступеней базовой школы.В местах компактного проживания греков работают школы двух типов. Обычные общеобразоват., с курсом греческого как иностранного, и воскресные, с изучением греческого как родного. Воскресные школы организованы во Владикавказе, Краснодаре, Крымске, Минеральных Водах, Ставрополе и др.

Всего работало (1995) св. 40 школ (св. 3,5 тыс. Учащихся). Педагоги готовятся путём стажировки гл. Обр. В Греции и в ун-тах России (Москва, Краснодар И др.). Я. К. Мацукатидис.Евреи (св. 551 тыс. Чел., 1989). 51% евреев живут в Москве (175,8 тыс.) и С.-Петербурге (106,5 тыс.), другие - дисперсно, гл. Обр. В областных центрах и крупных пром. Городах. В состав Рос. Федерации входит Еврейская автономная область. Её евр. Население (8 тыс.) составляет 1,4% всех рос. Евреев. Родным языком большинства евреев признаётся русский, остальные сохраняют знание идиша или др. Евр. Языков.95% рос. Евреев - потомки ашкена-зов, субэтнич. Евр. Группы, жившей со ср. Веков на терр. Вост. Европы и говорившей на идише (ашкеназы как общность распались окончательно в 20 в., их традиц.

Культура находится на грани исчезновения). В группу рос. Евреев входят таты - горские евреи (ок. 25 тыс.), живущие на Сев. Кавказе. Совр. Идиш использует модифициров. Вариант древнеевр. Квадратного письма. Письменность для татского яз. Существует с 30-х гг. 20 в. На основе кириллицы.Традиц. Евр. Образовательная система - древнейшая из существующих (за родилась в 1-й пол. 1-го тыс. До н. Э.). В ср.-век. Европе сложилась ашкеназ-ская система образования, основой к-рой стали хедер, талмуд-тора и иешива. В отличие от евреев Испании и их потомков сефардов, поселившихся в Вост. Средиземноморье и Зап. Европе, а также от евреев Италии, ашкеназы не изучали светских предметов. Нач. Образование велось на разговорном языке общины, гл. Обр. На идише, но специфич.

Языком евр. Образованности был иврит в ашке-назском изводе. Нач. Ступени ашкеназ-ской образоват. Системы (хедер, талмуд-тора) считались обязательными для мужчин. Сходная форма традиц. Образования существовала и у горских евреев. В нач. Уч-ще при синагоге (талмуд-хуна) обучали грамоте на иврите в горско-евр. Изводе с применением квадратного письма, молитвам. Изучались Пятикнижие Моисея и навыки религ. Жизни (в отличие от ашкеназской системы Талмуд не изучался).Евр. Население России формировалось с позднего средневековья. После разделов Польши (1772, 1793, 1795) б. Ч. Евреев Речи Посполитой (в т. Ч. Св. 600 тыс. Евреев с терр. Совр. Украины, Белоруссии, Литвы) оказались на терр. Рос. Империи. В 1787 подданными стали ок. 5 тыс. Евреев (крымчаков и караимов) бывшего Крымского ханства.

В кон. 18 в. В рос. Подданство из Черкесии перешло неск. Сотен адыгоязычных евреев, принадлежавших к исчезнувшей субэтнич. Группе мамшуков, потомков древнего населения Зап. Кавказа.В 19 в. Евр. Население империи увеличилось после присоединения Бессарабии (1812. Ок. 20 тыс. Ашкеназов и сефардов), Вост. Кавказа (1801—28. Ок. 7 тыс. Горских евреев и неск. Тысяч груз, евреев), Ср. Азии (1864—84. Ок. 10 тыс. Бухарских евреев). Рос. Империя стала местом обитания самой многочисл. Евр. Общины мира (к 1914 - более половины евреев мира).Большинство евреев жили в сел. Местности и в небольших городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, посреднической деятельностью между городом и деревней. Держались обособленно, управлялись общинными (кагальными) орг-циями.

Традиц. Система образования оставалась для них единственно возможной и охватывала практически всё муж. Население, девочки получали домашнее воспитание, зависившее от возможностей семьи.В 18—19 вв. Отношение офиц. Властей России к евреям как иноверцам было крайне противоречивым. С1791 осуществлялась гос. Политика, направленная на ограничение ареала проживания. Сложилось понятие т. Н. Черты еврейской оседлости. Евреям разрешалось жить только внутри черты оседлости, выезд из неё, даже временный, был осложнён. В её окончат, границы (1835) входили рос. Губернии. Ковенская, Сувалкская, Виленская, Витебская (в т. Ч. Севеж-ский, Невельской уезды, ныне на терр. Псковской обл. Велижский уезд, ныне на терр. Смоленской обл.), Могилёвская (в т.

Ч. Части Мстиславльского и Оршанского уездов, ныне на терр. Смоленской обл.), Минская, Гродненская, Волынская, Киевская, Черниговская (в т. Ч. Суражский, Молинский, Новозыбков-ский и Стародубский уезды, ныне на терр. Брянской обл.), Полтавская, Ека-теринославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская, а также 9 губерний Царства Польского. Из черты оседлости исключались Киев, Николаев, Ялта и Севастополь.Офиц. Политика в 19 в. Преследовала цель приобщить евреев к христ. Просвещению, внедрить в евр. Среду рос. Общее образование, к-рое рассматривалось как переходная ступень к христианизации. Положение о евреях 1804 провозгласило свободный доступ евреев в рос. Нар. Уч-ща, гимназии и ун-ты. Но оторванность евреев от общей рос.

Жизни, ограничение прав и прямые гонения, определявшиеся тем же «Положением», привели к тому, что евреи в массе не проявили доверия к рос. Общеобразоват. Школе. На практике офиц. Властями чинились препятствия евреям, желавшим воспользоваться правом обучения в унтах, если они не были готовы сменить религию.С 20-х гг. 19 в. По отношению к евреям стали применяться дискриминац. Меры. Среди них. Рекрутский набор евр. Детей в школы кантонистов с последующим отбыванием воинской повинности (1827—56). Цензура ввозимых и печатаемых в России евр. Книг (с 1826), полиц. Надзор (с 1844) за кагальными органами. По инициативе С. С. Уварова предпринята попытка реформировать традиц. Образование евреев. В 1844 по проекту раввина М. Лилиенталя и др. Учреждены т.

Н. Казённые евр. Уч-ща 2 разрядов и раввинские школы, по группе общеобразоват. Предметов сближаемые, соответственно, с рос. Приходскими и уездными уч-щами и гимназиями. В казённых уч-щах преподавались Пятикнижие, учение Маймонида и др. Религ. Предметы, нравств.-дидактич. Курс «Жизнь человека» (все по учебникам, сост. Л. И. Мандельштамом, первым евреем, окончившим Моск. Ун-т), рус. И нем. Языки, арифметика и др. До 1864 языком обучения был немецкий (рассматривался как лит. Форма идиша), впоследствии - русский. Казённые уч-ща (св. 100. Существовали до 1873) не привлекали евр. Молодёжь.При Александре II евреям разрешено (с 1859) обучать детей закону веры по собств. Усмотрению (т.е. Фактически легализованы хедеры). Введена обязательность шк. Обучения для детей евреев-купцов и почётных граждан.

В кон. 1861 разл. Льготы предоставлены евреям, окончившим гимназии и вузы. Сторонником подобных либер. Мер выступал Н. И. Пирогов, знавший нужды евреев как попечитель уч. Округов.В 19 в. Образовалась прослойка евр. Предпринимателей и аристократов (нотаблей), в их числе династии Гинцбургов, Поляковых и др. Росло-число представителей интеллигенции, в т. Ч. Технич. Под председательством барона Е. Г. Гинц-бурга осн. Об-во ипя распространения просвещения ме»^} евреями России (ОПЕ. 1863—1929). Оно привлекло мн. Представителей евр. Интеллигенции, сформировало фонды для финансирования школ, стипендий, издания уч. Литры. С. П. Поляковым и др. Осн. Об-во ремесл. И земледельч. Труда (ОРТ. 1880. Впоследствии всемирная евр. Просветит, и благотворит, орг-ция), к-рое открывало проф.

Уч. Заведения. Создавались частные евр. Гимназии и прогимназии, в т. Ч. Женские. В уч. Заведениях МНП к 1886 получали образование св. 35 тыс. Евреев. В 1899 в черте оседлости было св. 640 евр. Школ. Св. 390 частных, св. 180 общинных и 113 гос. (евр. Уч-ща нового типа, с 1875). В них обучалось всего св. 50 тыс. Чел., в т. Ч. 16 тыс. Девочек.Мн. Евреи стали отказываться от архаич. Форм нац. И религ. Традиций и стремились в светские уч. Заведения. Это привело к кризису прежней системы евр. Религ. Образования. В деятельности частных уч. Заведений проявлялись разл. Концепции нац. Образования, возникшие в евр. Среде. Сионистские (развитие нац. Сознания как базы для создания на земле Израиля нац. Гос-ва), идишистские (освоение и развитие нац. Культуры на разговорном яз.), светские (развитие гл.

Обр. Проф. И частных уч. Заведений). Стремление евреев к обучению в рос. Ср. И высших уч. Заведениях вызвало офиц. Ограничит, контрмеры. В 1887 впервые оформлена т. Н. Процентная норма евреев в числе учащихся общедоступных уч. Заведений. 10% в черте оседлости. 5% во внутр. Губерниях. 3% в столицах. Эти меры привели к сокращению числа евреев среди учащихся ср. Уч. Заведений (12,5% в 1882 и 6,8% в 1902), способствовали, с одной стороны, росту антисемитизма среди учащихся и пед. Персонала и, с другой - повышению образоват. Конкурентоспособности евр. Молодёжи.До 1917 число евреев, усвоивших рус. Культуру, оставалось небольшим. Практически всё муж. Евр. Население было охвачено хедером и талмуд-торой.Временное пр-во отменило все ограничит, меры по образованию евреев.

Но в обстановке рев. Лет 1917—18 мн. Евр. Уч. Заведения (уч-ща при ОПЕ, Петерб. Курсы востоковедения, осн. В 1908) закрылись из-за недостатка средств.После советского «Декрета о свободе совести и религ. Объединениях» (1918) деятельность ашкеназской системы образования перешла в разряд официально несанкционированной. В 1919 циркулярами Евр. Комиссариата Наркомнаца ликвидированы евр. Общинные заведения, в т. Ч. Образовательные. Преподавание иврита запрещено.В первые годы сов. Власти идиш был провозглашён «языком евр. Нар. Масс». В РСФСР создавались евр. Школы 1-й (большинство) и 2-й ступеней ев 360 в 1923/24, ев 1 тыс в 1928/29 уч г., они охватывали ок 17% евр детей (11 тыс чел) В школах 2-й ступени наряду с языком и курсом лит-ры на идиш в рамках курсов истории и обществоведения давались сведения по истории евреев В условиях всеобуча (с 1930) большинство евр детей получало образование на рус яз К 1939 школы с преподаванием на идише остались только в Евр авт области В Дагестане школы с преподаванием на татском яз действовали до кон 40-х гг Образование для евреев стало массовым на всех уровняхПотерявшие 2,5 млн чел в результате истребления фаш оккупантами сов евреи после кампании «борьбы с космополитизмом» (1948—49) полностью лишились к -л форм нац образования С кон 40-х гг началось негласное восстановление дискриминац практики в отношении евреев в области высш образования Тем не менее евреи занимали первое место среди национальностей СССР по уровню образования По переписи 1970, почти 100% взрослых евреев РСФСР имели образование выше среднего, 39,9% - полное или неполное высш образование Доля студентов-евреев уменьшалась (напр, в Москве с 3,16% в 1970 до 1,8% в 1979, в Молдавии с 6,4% в 1960 до 2,2% в 1985), доля аспирантов-евреев по СССР сократилась с 5,3% в 1960 до 2,9% в 1975Еще в «оттепель» сер 50-х - нач 60-х гг открылась при моек хоральной синагоге иешива «Кол-Яааков» («Глас Иакова», 1957) Вскоре началось неподконтрольное властям движение под сионистским лозунгом свободы репатриации в Израиль Возникла сеть неформальных кружков (для взрослых) по изучению иврита (ульпанов), евр истории и культуры С сер 70-х гг создавались несанкционированные официально просветит кружки для детей Активисты неформального евр образования подвергались преследованиям Большая часть учившихся в этих группах эмигрировала в ИзраильПодавляющее большинство евр детей в Рос Федерации учится в общеобразо-ват гос или частных школах С кон 80-х гг предпринимаются попытки создания собственно евр общеобразоват светских и религ школ, прежде всего как воскресных В 1993 общее число воскресных школ в России ок 150, дневных общеобразовательных - ок 20 Уч пособия по иудаике на рус яз доставляются из Израиля В С -Петербурге с 1992 издается журн «Евр школа» (на рус яз) Существуют курсы обучения ивриту, в т ч летние Большая их часть входит в систему Евр агентства, междунар орг-ции, стимулирующей «алию» - выезд евреев на ист родину Значит часть учеников евр школ имеет эмиграционную установкуВ кон 80-х гг возникли и евр высшие уч заведения негосударственные - Петерб евр ун-т (1989), Евр ун-т вМоскве (1991) и др, Гос евр академия им Маймонида в Москве (1991) Специализации по иудаике открыты на курсах и т и в Ин-те стран Азии и Африки при МГУ, Рос гуманитарном ун-те Общее кол-во студентов в 1994 ок 450 чел, они готовятся по профилям педагогика, журналистика, филология, история, философия Работает неск иешив, примыкающих к разл течениям иудаизма В РФ на идише издаются журнал и газета, на татском яз - газетаЛит M a p с к II С, Очерки по истории просвещения евреев в России, M, 1909, Познере В, Евреи в общей школе СПБ 1914, С о б к и и В, Евр школы в Москве, «Вестник Евр ун-та в Москве», 1993, № 3, Checinski M, Soviel jews and higher educa-tion, «Soviel Jewish Affairs», 1973, № 2, H a l e v у Z, Jewish umversily sludienls and Professionals m Tsansl and Soviel Russia, Tel Aviv 1976, Allshuler M, Soviel jewry smce Ihe Second World War Populalion and social slructure, № V, 1987, G 11 e l m a n Z A Century of ambivalence The jews of Russia and Ihe Soviel Union, 1881 to the presenl, № V, 1988M А Членов.Корейцы (ев 107 тыс чел, 1989) Первые группы корейских переселенцев появились на рос Д Востоке в 60-х гг 19 в в результате иммиграции, вызванной аннексионистской политикой Японии Первые кор школы (до 20 учащихся в каждой) открылись в нач 20 в Наиб крупная школа работала с 1911 во Владивостоке Значит роль в распространении кор школ сыграли просветители Ли Дон Хван С'—1928), Ли Джун и др К 1917 действовало ев 180 нач школ, содержавшихся на средства кор населения (ев 5,7 тыс учащихся, ев 250 учителей) Более 2,5 тыс корейцев училось в рус миссионерских и церк -приходских школахПосле установления сов власти (1922) стали организовываться гос школы К 1925 в Дальневост крае насчитывалось ев 150 школ с обучением на кор яз (10,5 тыс учащихся), в т ч неск 7-летних (ок 1 тыс учащихся), 9-летняя (осн в 1924 во Владивостоке) В начале введения всеобщего нач обучения (1931/32 уч г.) действовало 380 кор школ, в т ч ев 350 школ I ступени (ев 28 тыс учащихся), 4 школы II ступени (700 учащихся), 21 ШКМ, 4 школы ФЗУ Значит вклад в строительство сов кор школы внесли учителя II Ф Ни, Г В Ким, Хан Чан Гер и др В 30-х гг изданы первые ориг книги для нач обучения корейцев, переведены на кор яз осн стабильные учебники ср школы СССР Кадры для школ готовили кор пед техникумы в Николь-ске-Уссурийском (с 1924) и в пос Посьет (1930), Кор пед ин-т во Владивостоке (1931, 4 ф-та, ев 700 студентов ежегодно) Корейцы получали высш образование на спец отделениях Дальневост ун-та, Воет ин-та (Владивосток) и в др вузахОсенью 1937 последовала противоправная форсированная депортация кор населения из Дальневост края в республики Ср Азии и Казахстан В новых местах проживания открывались кор школы и классы только в Казахстане ок 10 тыс.

Корейцев училось в 87 школах, в т ч в 54 корейских Намечалась организованная подготовка пед кадров, однако воссозданные в 1938 Кор пед ин-т в Кзыл-Орде и пед уч-ще в Казалинске вскоре были переведены на обучение на рус язВ СССР сформировалась кор интеллигенция, для к-рой рус яз стал основным В 60—80-х гг корейцы вернулись на рос Д Восток, компактные поселения появились в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Сев Осетии и др В кон 80-х гг осн Междунар кор центр в Москве, Ассоциация корейцев в России и др нац -культурные объединения Возобновлено изучение кор яз как родного в школах Сахалинской обл (к 1997 ев 500 уч-ся), созданы ок 50 классов (при школах), групп, в т ч воскресных, для изучающих кор яз в Приморском и Хабаровском краях, в Нальчике, Моздоке, Пятигорске, Санкт-Петербурге и др В Москве работают школы рус -кор (на базе общеобразовательной), кор языка Ассоциацией преподавателей кор яз (с 1991) разработаны примерные программы изучения языка и нац культурыЛит Аносов С Д, Корейцы в Уссурийском крае, Хабаровск, 1928, Ким Сын X в а, Очерки по истории сов корейцев, А -А, 1965, Джарылгасинова P III, Осн тенденции этнич процессов у корейцев Ср Азии и Казахстана, в кн Этнич процессы у нац групп Ср Азии и Казахстана, M, 1980, X а и Б И, Пед проблемы обучения кор населения (на материалах Казах ССР), А -А, 1981 (Автореф дисс) Г Ким.Немцы (842 тыс чел в 1989) - гл обр потомки выходцев с герм земель Значит число немцев поступало на рус службу с кон 17 в, они образовали крупную слободу в Москве В нач 18 в мн семьи нем купцов, лекарей, военных обосновались в Петербурге Нем население пополнилось с присоединением к рос гос-ву в нач 18 в терр Прибалтики После 1763 приглашенные Екатериной II в Россию нем переселенцы образовали многочисл колонии на слабо освоенных землях в Поволжье и Новороссии, в 1-й четв 19 в подобные поселения появились и на Кавказе, а в кон века - на Юж Урале, Алтае, в Сибири Поданным всерос переписи 1897, насчитывалось ев 1,7 млн чел, родным языком к-рых указан немецкий К 1939 в РСФСР проживало ев 860 тыс немцев, компактно гл обр в АССР немцев Поволжья (осн в 1924, в 1918—24 Трудовая коммуна, ок 380 тыс - ев 66% ее населения), Омской обл, Крымской АССР, Ставропольском и Краснодарском краях В авг 1941 АССР немцев Поволжья упразднена Немцы из европ регионов РСФСР депортированы в Сибирь и Казахстан, где они до 1955 находились в условиях т и спецпоселения Перепись 1979 зарегистрировала в СССР ев 1936 тыс немцев, вт ч в РСФСР -ев 790 тыс (большинство - в Зап Сибири) С нач 90-х гг численность немцев снижается в результате выезда мн семей в Германию Одно-врем происходит миграция немцев в Рос- сию с терр.

Быв. Республик СССР, гл. Обр. Из Ср. Азии.Первые нем. Школы появились в Москве в нач. 17 в. При лютеранских церквах. В Петербурге нем. Религ. Общинами были осн. Крупные общеобразовательные Петершуле (1710) и Анненшуле (1736). Моск. И петербр. Нем. Уч-ща и школы в 19 в. Превратились в многоуровневые уч заведения, сохранявшие нац. Специфику, но развивавшиеся в русле рос. Классич. И реального образования. В нем. Поселениях формировался колонистский тип школы, близкий герм, приходской, с конфессиональными различиями, характерными для нем. Общин - менонитских в Новороссии и протестантских в Поволжье. В центр уч. Программ были поставлены закон Божий, чтение и счёт. Учебники для школ создавались рос. Немцами. В 1822 учреждены школы повышенного типа (центральные), в обязанности к-рых включена подготовка учителей.

Большинство выпускников колонистских школ владело только чтением. Лишь немногие осваивали навыки свободного письма. Уже в 40-х гг. 19 в. Школы в нем. Колониях перешли на 7—8-летний срок обучения. В 70-х гг. 19 в. Стали открываться частные школы, в т. Ч. - в центрах нек-рых провинц. Губерний с нем. Населением - гимназии и реальные уч-ща. В 1881 ок. 550 нем. Гор. И колонистских школ и т. П. Передано в ведение МНП. В уч. Программы включены обя-зат. Рус. Яз., рос. История и география. В кон. 19 в. В нем. Колониях появились земские школы. Закон Божий, родной яз. И лит-ра преподавались в них на немецко.

Значения в других словарях
Эстония

(Eesti), Эстонская Республика, гос-во на С.-З. Европы. Пл. 45,1 тыс. Км2. Нас. 1,4 млн. Чел. (1996). Гос. Яз. - эстонский. Столица - Таллин.На 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше в 1989 приходилось св. 800 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 679 чел.). В отраслях экономики было занято 228,2 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 101 тыс. С высшим и св. 127 тыс. Со средним специальным образованием.Дошкольные учреждения. Первые дошк. Воспитат. Учреждения возникли ..

Этика

(лат ethica, от греч etmke tech-пё - наука и иск-во нравственности), учение о нравственности, морали Термин «Э » введен Аристотелем, к-рый поместил Э между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой) Центр частью Э он считал учение о добродетелях как нравств качествах личности, в его системе уже присутствовали мн «вечные вопросы» Э о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравств поступков, высшем благе, справедливости и т пНа протяжении всей своей истории Э выступа..

Этнография Детства

Этнология детства, междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнит, изучением тра-диц. Способов воспитания детей и самого мира детства, включая дет. Игры, фольклор и т. Д.В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие много-числ. Этнич., культурно-групповые, регион., семейные и др. Вариации. Даже эмоциональные отношения родителей к ребёнку ..

Этнопедагогика

Направление в исследовании социализации и образования. Сформировалось во 2-й пол. 20 в. Как междисциплинарное, на стыке этно-логич. (см. Этнография детства) и пси-холого-пед. Наук. В Э. Этнич. Традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения и др. Рассматриваются в их значении для становления личности и интерпретируются в категориях педагогики.Осн. Целью Э. Стал учёт образоват. Интересов представителей отд. Этнич. Групп, к-рые в процессе интеграции в многонац. Гос-ве столкнулись с опасн..

Дополнительный поиск Этнические Группы В России Этнические Группы В России

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Этнические Группы В России" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этнические Группы В России, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 26 символа