Этика

245

(лат ethica, от греч etmke tech-пё - наука и иск-во нравственности), учение о нравственности, морали Термин «Э » введен Аристотелем, к-рый поместил Э между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой) Центр частью Э он считал учение о добродетелях как нравств качествах личности, в его системе уже присутствовали мн «вечные вопросы» Э о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравств поступков, высшем благе, справедливости и т пНа протяжении всей своей истории Э выступала одновременно и как практическая (нравственная) философия, т с учение о правильной и достойной жизни, и как знание о морали (о ее природе, происхождении и т д) Тем самым Э выполняла две общественно значимые функции - нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую Относительная самостоятельность, несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе Э двух взаимосвязанных частей - нормативной Э и теоретич Э, ориентированных соответственно на жизнеучение и на познание морали Во 2-й пол 20 в размежевание этих частей Э привело к фак-тич оформлению их в разные дисциплины Такое разграничение во многом обусловлено дидактич требованиями, связанными с организацией преподавания Э в уч заведениях (школах, колледжах, унтах и пр) Включение Э в уч программы - тенденция, характерная для всех развитых стран Курс Э может вводиться с целью оказать позитивное воздействие на нравств сознание обучаемых, на их ценностные ориентиры, в этом случае содержание курса составляют в основном нормативные компоненты этич учений, если же акцентированной целью является повышение мировоз-зренч культуры учащихся, получение ими знаний об обществе, механизмах его регуляции (к числу к-рых относится мораль) и т и, то упор делается на науч -объяснит аспектах Э Хотя ожидаемый воспитательный или познават результат преподавания этого предмета зависит от мн метод и содержат факторов, исходный выбор нормативной или теоретич Э в качестве основы уч курса имеет определяющее значение Напр, планируемый педагогом нравств -воспитат эффект разработанного им курса Э часто не достигается из-за того, что учащимся преподносится в основном описательный и объяснительный (теоретич) материал Такая ошибка обычно является следствием глубоко укорененной в пед среде «просветительской» иллюзии, будто любое знание (а тем более знание о морали) само по себе благотворно для личности, нравственно возвышает ее и т и Чтобы избежать подобных ошибок в преподавании Э, необходимо ясно различать ее нормативную и теоретич проблематикуНормативная этика - система моралистич рассуждений, имеющих целью поддержание в обществе фундамент нравств ценностей Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях Нормативно-этич учение провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравств идеалов, принципов, правил и норм поведения В отличие от голого морализаторства, для к-рого характерны назидательность, внушение, ссылка на авторитеты и образцы для подражания, нормативная Э апеллирует к разуму, ее методы - доказательство, довод, аргумент.

Если морализаторство как пед. Приём уместно по отношению к неразвитому (детскому или малокультурному) сознанию, то нормативная Э. Обращена к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений морали способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутр. Импульс (чувство долга, нравств. Мотивацию поведения). Нормативно-этич. Размышления и доказательства образуют одно из средств формирования нравств. Убеждений.Будучи филос. Дисциплиной, нормативная Э. Непосредственно не занимается доказательством конкретных, частных моральных оценок и предписаний. Выработка и обоснование нравств. Императивов применительно к единичным или типовым ситуациям, с к-рыми люди сталкиваются в своей личной и обществ, жизни, - область деятельности проповедников, литераторов-моралистов, педагогов, создателей проф.

Этич. Кодексов («врачебная Э.», «Э. Бизнеса» и т. П.), т.е. Вообще воспитателей в широком смысле этого понятия. Вся эта деятельность представляет собою конкретизацию и практич. Применение нек-рых общих этич. Принципов. Т. О., воспитатель опирается, в конечном счёте, на ту или иную философскую нормативно-этич. Позицию.Особенность нормативной Э. Как философии морали в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, к-рые служат ориентиром для воспитателя-практика. Гл. Задача филос. Обоснования морали - придать им надындивидуальный статус и утвердить безусловность моральных требований. Философ-моралист, как правило, выступает не от себя лично, не от имени к.-л. Социального института (в этих случаях его суждения несли бы на себе печать произвольности, необязательности), но как проводник некой высшей идеи.

Такой непререкаемый статус моральные императивы и оценки приобретают путём придания им либо сакрально-сверх естественного (ми-стич., божественного), либо естественно-объективного смысла. В первом случае категоричность принципов и норм морали обеспечивается абсолютным авторитетом Бога, во втором - принадлежностью к объективному миропорядку, с неотвратимо действующими законами к-рого человек вынужден считаться. Эти два способа обоснования морали определяют общие направления нормативно-этич. Мысли, внутри к-рых имеются многочисл. Ответвления.В религ. Учениях ведущий мотив авторитарного обоснования морали - это понимание Бога как олицетворения Добра, а норм нравственности как божеств, заповедей, благодаря чему эти нормы в сознании верующего получают позитив- ное и безусловно обязующее значение.

Нередко Бог выступает в качестве всеведущего стража своих заповедей, неотвратимо воздающего сообразно грехам и заслугам человека. В этом случае мораль подкрепляется уже не столько сакральным авторитетом и самоценностью Добра, сколько угрозой наказания или обещанием награды, поэтому исчезает и собственно моральный смысл такого обоснования. Однако авторитарный подход не был доминирующим в истории Э. Гораздо большее место занимал второй способ, связанный с объективацией моральных ценностей, вследствие чего они становились безальтернативными и в этом смысле - абсолютными. Доказывая объективность добра, долга и пр., философ тем самым обосновывает эти ценности, заставляет разумного индивида принять их и согласиться с ними.

Так, в учении Платона добро, или благо, - это объективно сущая «идея», воплощающая в чистом виде интегральную высшую ценность как таковую. Подобные ценности, стоит только признать их объективность, немедленно приобретают нормативный целеуказующий смысл. Платон вслед за Сократом считал (с нек-рыми оговорками), что человек, познавая объективное добро, становится тем самым добродетельным. Иначе трактовал объективность морали филос. Рационализм нового времени, растворявший нормативно-этич. Проблематику в теории познания. Для Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Канта объективность нек-рого суждения (в т. Ч. Морального) означала его логич. Необходимость, принудительность для разума. Знаменитый категорический императив и представлял собой такого рода необходимое положение (максиму), с к-рым, как полагал Кант, не может не согласиться всякое разумное существо, а потому формулирование этой максимы само по себе уже есть её рациональное обоснование.

Сходную позицию занимали представители интуитивизма 18—20 вв. (Р. Прайс, Дж. Э. Мур и др.). Согласно их взглядам, «моральная истина» воспринимается непосредственно (интуитивно) как самоочевидная, что и служит ее обоснованием. В этих концепциях признавалась автономность морали, т.е. Предполагалось, что собств. Основоположения морали объективны, абсолютны и не нуждаются в постороннем подкреплении.Концепции гетерономной Э. Ставят принципы морали в зависимость от других, более глубоких и прочных оснований, придающих этим принципам содержат, определённость и обязательность. В качестве таких оснований выступают разл. Филос. Положения, в к-рых фиксируются те или иные характеристики мира, общества, человека. Так, идея мировой необходимости, объективной предопределённости всех событий, их неподвластности человеку послужила основанием для жизнеучения, проповедующего смирение, самообуздание, мудрое бесстрастие и т.

П. [направления в китайской (даосизм) и др.-греч. (стоицизм) философии]. Из представлений об объективном «законодательстве» природы сложились императивы типа «жить в согласии с природой», «всё естественное является благом» и др. (учения др.-греч. Философов - киников, софистов и др.). Если при этом имелась в виду не внешняя, а человеческая природа, то указанные императивы трансформировались в призывы. «слушать голос собственной природы», «следовать своим естественным стремлениям» и т. П., что составило основу нормативно-этич. Натурализма, представленного учениями гедонизма, эвдемонизма, теорией эгоизма.В 19—20 вв. Широкое распространение получили концепции, в к-рых мораль обосновывается ссылкой на объективные законы развития природы или общества, т.е.

Должными или оправданными признавались поступки, согласные с направлением естеств. Эволюции (эво-люц. Э.) или соответствующие объективному ходу, тенденциям, «объективным потребностям» истории (марксистская Э.). Особую линию образуют концепции, в к-рых роль объективного основания морали играют внеморальные ценности. «Объективность» этих ценностей нередко отождествляется с их социальным, т.е. Надындивидуальным или над-групповым статусом, и в этом случае нравств. Императив, обращённый к личности или группе, обосновывается следующим образом. Нечто является добрым или должным, поскольку служит общественному (всеобщему) благу, социальному прогрессу, установлению справедливого строя, интересам гос-ва или нации, либо направлено на достижение наиб, счастья для наиб, числа людей (утилитаризм) и т.

Д. В др. Случаях объективные внеморальные ценности понимаются как «внечеловеческие», абсолютные, высшие (божеств, самоволие, стоящее «выше» добра. Космич. Цели и т. Д.), так что моральное достоинство поступков, обязующий характер соответствующих предписаний определяется их подчинённостью высш. Ценностям-целям (телеология, учение о целесообразности мироустройства).Теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Эта наука отвечает на вопросы. Что такое мораль, чем она отличается от др. Обществ, феноменов. Каково её происхождение, как она менялась исторически. Каковы механизмы и закономерности её функционирования. В чём состоит её социальная роль и т. Д. Вся эта проблематика стала оформляться в явном виде лишь в 18 в.

Кант усматривал специфику морали в самодостаточности, безусловной обязательности и универсальности её императивов (формализм, абсолютизм). А. Шёфтсбери, Д. Юм и др. Видели отличит, признак моральных оценок и предписаний в их особом психич. Субстрате -«нравств. Чувствах» (психологизм). Юм отмечал также и логич. Своеобразие моральных высказываний («суждений должного»), их невыводимость из высказываний о фактах («суждений сущего»). Развитием этой мысли явились идеи о невозможности науч. Обоснования морали (неопозитивизм), о наличии особой («деонтической») логики морального рассуждения и т. Д. Для представителей интуитивизма специфичность морали означала несводимость морального мотива к любому другому, уникальность содержания моральных понятий (добра, долга), их нередуцируемость к какому-то др.

Содержанию. Так, Мур всякое определение добра через др. Понятия квалифицировал как «натуралистич. Ошибку». Эта ошибка, по его мнению, характерна для всей трс., «щ. Э. Мн. Философы разл. Направлений (Аристотель, Кант, А. Шопенгауэр и др.) необходимым признаком морального сознания признавали свободу воли, без к-рой, полагали они, невозможен моральный выбор, а следовательно, невозможна моральная ответственность личности. При этом свобода воли противопоставлялась либо естественной (в т. Ч. Психической) детерминации, либо сверх естественному предопределению (волюнтаризм, детерминизм, фатализм). Проблема свободы воли ставилась и в ином контексте - в связи с выяснением источника морали, её происхождения. Свобода воли рассматривалась в этом случае уже не как предпосылка морально-ответственного выбора между добром и злом, а как способность человека произвольно полагать свои ценности, устанавливать критерий добра и зла (экзистенциализм, персонализм).В 19—20 вв.

Проблематика теоретич. Э. Всё в большей степени переходила в ведение конкретных наук, для к-рых мораль составляла часть их предметной области. Так, социология (включая социальную психологию) выясняет филогенез морали, её обществ, функции, содержание её принципов и норм, соотношение с др. Социальными явлениями и др. Психология личности изучает онтогенез морали, её психич. Субстрат и механизм. Этология ищет предпосылки человеческой нравственности в поведении животных. Логика и лингвистика исследуют язык морали, правила и формы нормативно-этич. Рассуждения. Теоретич. Э. Сводит воедино все эти науч. Данные, касающиеся сущности, происхождения и функционирования морали. Она охватывает широкий массив знаний, включая филос. Объяснит, концепции и идеи, к-рые составляют методологич.

Базу науч. Познания морали.Практич. Значение теоретич. Э. Состоит в том, что производимое её знание о законах и условиях формирования и изменения морали может быть использовано для сознат. Вмешательства в этот процесс с целью достижения желаемого результата, напр, закрепления в сознании индивида определённых нравств. Установок. Теоретич. Э. Сама по себе, разумеется, не содержит конкретных методик нравственного воспитания, однако она служит методологич. Основой для соответствующей практически ориентированной дисциплины (теории нравств. Воспитания). Если нормативная Э., обосновывая моральные ценности, может повлиять на нравств. Позицию личности непосредственно самим своим содержанием, то влияние теоретич. Э. Сказывается опосредованно - через выработку способов и приёмов нравств.-воспитат.

Деятельности. Поэтому преподавание теоретич. Э. Имеет свои особенности. В качестве уч. Дисциплины она рассчитана на аудиторию не «воспи-туемых», а воспитателей. Её целесообразно включать в программы подготовки и повышения квалификации педагогов.Лит. Мур Д ж. Э., Принципы этики, М.,1984. Гусейнов A. A., ИррлитцГ., Краткая история этики, М., 1987. Максимов П. В., Проблема обоснования морали, М., 1991. Л. В. Максимов..

Значения в других словарях
Этика

ЭТИКА (греч. Ethika - от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. Е. Совпадала с антропологией. "Этика" Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. Н. Автономной ..

Этика

ЭТИКА (греческое ethike, от ethos - обычай>, нрав, характер>), философская наука>, изучающая мораль>, нравственность. Термин> введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление> философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука> о природе человека, т.е. Совпадала с антропологией. "Этика" Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука> о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной этики как основанной на внутренних самоочевид..

Этика

I. Предмет этики и ее основные направления. — II. Исторический очерк этических учений. — III. Этика как философская дисциплина.I. Этика (от греч. Ήθος — нрав) или мораль (от лат. Mos — нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все стимулы, определяющие нравственные проявления человека, выводятся из тех или иных общих причин, то этика является учением об основных принципах нравственности. Поскольку эти принципы открываются в самом человеческом духе, этическое исследование и..

Этика

Аморальный, мораль, негативный, пакт, позитивный, эволюция, этика.. ..

Этика

ЭтикаВоспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер Достоинства * Благодарность * Вежливость * Вкус * Героизм * Ответственность * Правда * Справедливость * Честность * Честь * Чувство меры Недостатки * Безвкусица * Кокетство * Лакейство * Лень * Лицемерие * Ложь * Невежество * Обман * Фанатизм * Хитрость * ЭгоизмМораль (Нравственность, Этика) - О нравственных качествах человека нужно с..

Этика

Павленков Ф., 1907)учение о нравственности.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Этика

Мораль, нравственность. Моральный кодекс, этические нормы. ..

Этика

Учение о нравах (нравственности), моральЭтический - к этике, к нравам относящийсяСр. Кричим мы громко. Этика!Но царствует шантаж - Расчет и арифметика;В итоге - авантаж.*** Афоризмы.Ср. От ставки воздержаться не можем, а туда же - о нравственности. Нет, брат, кому этика, а нам этикеты. С бутылок.А.В. Амфитеатров. Быть бычку на веревочке.Ср. Григоренко (проф. Медицины), судя по его печатным трудам, был человек увлекающийся, ставивший этические задачи на первый план, постоянно впадающий в парадокс..

Этика

Ж.1) Философское учение о морали, ее принципах, развитии и роли в обществе.2) Совокупность норм поведения, мораль какой-л. Общественной группы, организации и т.п.. ..

Этика

Э́ТИКА -и. Ж. [от греч. Ēthos - обычай]. ..

Этика

-и, ас. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. Общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. Учёного. 11 прил. Этический, -ая, -ое. Этические нормы.. ..

Этика

Этики, мн. Нет, ж. (от греч. Йthos - обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика. Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. Общества, какой-н. Общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика. Буржуазная этика. Пролетарская этика.. ..

Этика

Э́тика начиная с Петра I. См. Смирнов 351. Вероятно, через польск. Еtуkа из лат. Ethica (Квинтилиан) от греч. Ἠθικά мн. От ἦθος ср. Р. "нрав, обычай". Ср. Дорнзейф 119 и сл. Позднегреч. Произношение на -и- отражает форма ифика у Радищева (51).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Этика

Этика - принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.. ..

Этика

- дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность. (Приказ Минобразования РБ от 6.07.99 г. N 436). ..

Этика

(Ethics. Ethik) - система моральных установок и требований.Юнг полагал, что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт, который, возможно, подвергся рефлексии и "суду". Его собственных бессознательных суждений, а возможно, и нет. Развитие сознания требует рассмотрения вещей, включая и религиозное созерцание как с общезначимой, так и с личной точки зрения. Согласно Юнгу, это есть область этики.. ..

Этика

(Ethics. Ethik) — система моральных установок и требований. Юнг полагал, что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт, который, возможно, подвергся рефлексии и «суду» его собственных бессознательных суждений, а возможно, и нет. Развитие сознания требует рассмотрения вещей, включая и религиозное созерцание как с общезначимой, так и с личной точки зрения. Согласно Юнгу, это есть область этики.. ..

Этика

– обычай, нрав, характер – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем.. ..

Этика

(греч. Ethika. От ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1 ) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. УНИВЕРСАЛИИ}. Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как те..

Этика

ЭТИКА (греч. Ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. Заданы тремя константами. Сущностью морали как объекта исследования. Способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте, основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской). Для современной Э. Характерен активный процесс взаимообогащения в русле диалога..

Этика

1) Учение о нравственности (морали) как одной из форм общественного сознания, о ее закономерностях и роли в общественной и личной жизни человека. 2) Совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.. ..

Этика

(греч. Ethika. От ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) — 1 ) на уровне самоопределения — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически — на протяжении всей истории Э. — обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии). Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как те..

Этика

Философской дисциплины, подобной европ. Э., т. Е.а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и пр. Иб) созидающей нормативные понятия блага, зла и др., в Индии не возникло.В целом сфера Э. Поделена в инд. Культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена об-ва, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю эт..

Эстетическое Воспитание

Процесс формирования и развития эстетич. Эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизич. Становлением человека под влиянием иск-ва и многообразных эстетич. Объектов и явлений реальности. Э. В. Реализуется в системах образования разл. Уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию ..

Эстония

(Eesti), Эстонская Республика, гос-во на С.-З. Европы. Пл. 45,1 тыс. Км2. Нас. 1,4 млн. Чел. (1996). Гос. Яз. - эстонский. Столица - Таллин.На 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше в 1989 приходилось св. 800 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 679 чел.). В отраслях экономики было занято 228,2 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 101 тыс. С высшим и св. 127 тыс. Со средним специальным образованием.Дошкольные учреждения. Первые дошк. Воспитат. Учреждения возникли ..

Этнические Группы В России

Проблемы образования. Россия - многонациональное гос-во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. Статис-тич. Учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 2—3 раза больше этнич. Общностей. По своему нац.-гос. Составу Рос. Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Федерации 32 имеют статус нац.-территориальных, для к-рых «коренными», или «титульными», выступают ок. 40 этносов.К титульным этносам республик и ок..

Этнография Детства

Этнология детства, междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнит, изучением тра-диц. Способов воспитания детей и самого мира детства, включая дет. Игры, фольклор и т. Д.В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие много-числ. Этнич., культурно-групповые, регион., семейные и др. Вариации. Даже эмоциональные отношения родителей к ребёнку ..

Дополнительный поиск Этика Этика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Этика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 5 символа