Бердяев Николай Александрович

91

(6 марта 1874, Киев, – 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа). Из старинного дворянского рода В 1884 – 94 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 перешёл на юридический факультет, увлёкся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 за участие в студенческих волнениях арестован и исключён из университета. В 1900 – 02 в ссылке в Вологде. В эти годы отходит от марксизма С 1904 в Петербурге совместно с С.Н. Булгаковым редактирует журнал "Новый Путь". В 1900 – 06 происходит переход Бердяева на позиции христианского "мистического реализма", обращённого как против государственно-церковной традиции, так и марксизма, понимаемого в качестве религии.

С 1908 в Москве сближается с кругом основателей Религиозно-философского общества (княгиня Е.Н. Трубецкая, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский). В Революции 1905 – 07 Бердяев увидел "две анархии" – красную и чёрную, равно для него неприемлемые (статья "Чёрная анархия", "Слово", 1909. 17 апреля). Один из инициаторов и авторов сборника "Вехи". В них ответственность за " кризис духа" в России возлагал на интеллигенцию, которую обвинил в отказе от поиска истины и подчинении "утилитарно-общественным целям" (статья "Философская истина и интеллигентская правда", в сборнике. "Вехи", М., 1909). В 1911 в основном завершается формирование философской позиции Бердяева как "метафизики свободы" ("Философия свободы", М., 1911). 28 февраля 1917 Бердяев агитирует войска, собранные в Манеже, не стрелять в народ ("Самопознание.

Опыт философской автобиографии", М., 1990, с. 212). Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев в её бескровности доказательство того, что "русская абсолютная монархия не была народной и не имела твёрдой опоры в народе" ("Русская Свобода", 1917, № 2, с. 17). Полагал, что в России совершается "не классовая, а сверхклассовая, всенародная революция, осуществляющая задачи общенациональные и общегосударственные" (там же, № 4, с. 6). Такой общенациональной задачей считал продолжение войны до разрешения "восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей истории", полагал, что партии, ведущие антивоенную пропаганду, "узурпируют волю народа . Будучи меньшинством", и "на практике интернационализм сейчас в России означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее империалистически" (там же, № 5, с.

9 – 11). Главную опасность "углубления революции" усматривал в её уравнительном пафосе, нарастании насилия и "мобилизации интересов", то есть классовой борьбы, что ведёт "к нравственному падению русского народа, к атомизации русского государства и распылению русского общества" (там же, № 12/13, с. 5). В июне явился одним из учредителей (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве, В.В. Шульгиным и другими) "Лиги русской культуры", которая должна была начать "среди великого разброда и распада, в единении с пробуждённым и отрезвлённым народом созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в их неподдельной благородно-национальной форме" (там же, № 9, с. 20). 9 августа на частном Совещании общественных деятелей в Москве сделал доклад об экономическом состоянии России, 10 августа избран в Постоянное бюро по организации общественных сил.

В начале октября Бердяев работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), которую характеризовал как "комиссию по разделу России" ("Народоправство", 1917, № 16, с. 7). Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод ("всё происходящее в России – чистейшие призраки и галлюцинации"), лишённый творческого потенциала, подчёркивал, что "чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах, есть явление старой России, а не творчество новой России" (там же, № 15, с. 4 – 5). Считая, что в "Советах крестьянских депутатов сидят не русские крестьяне, а наехавшие из-за границы интеллигенты, чуждые русскому народу", Бердяев призывал к образованию "здоровой национальной демократии с сильным инстинктом национального самосохранения .

С широким базисом в народной массе, с расширенным социальным реформизмом в своей программе" (там же, № 16, с. 6). В январе 1918 констатировал, что "русская революция одержима страстью к уравнению, она движется чёрной завистью ко всякому . Качественному преобладанию", в ней происходит "подбор худших и низвержение лучших. Грозит опасность гибели нашего культурного слоя" (там же, № 21/22, с. 5 – 6). Бердяев объяснял это тем, что "не только русская интеллигенция . Но и русский народ изменил Церкви и отпал от неё" (там же, № 23/24, с. 5). В 1918 избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918/19 организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословию. В статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины" (М.–П., 1918.

Издание было запрещено. Опубликовано в СССР в 1990), продолжающем идеи сборника "Вехи", Бердяев предложил искать разгадку жестокости русской революции в особенностях духовного склада русского народа, раскрытых Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым. В 1920 арестован по делу "Тактического центра", допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским и был выпущен (см. "Самопознание...", с. 222). В сентября 1922 выслан из России, до 1924 жил в Берлине, затем под Парижем (Кламар). Основал и редактировал журнал "Путь" (1925 – 40). Сочинения. Истоки и смысл русского коммунизма, М., 1990. Смысл истории, 1990. Судьба России, М., 1990. Философия свободы, М., 1990. Литература. Ермичев А.А., Три свободы Н. Бердяева, М., 1989. Vallon M.A., An Apostle of Freedom.

Life and Teachings of N. Berdyaev, N.Y., 1960. Н.Л. Соколов..

Значения в других словарях
Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович (6.3.1874, Киев, ‒ 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. ..

Бердяев Николай Александрович

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смыс..

Бердяев Николай Александрович

Философ и публицист. Род. В 1874 г. В г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе. В Киевском университете учился сначала на естественном, потом на юридическом факультете. В 1898 г. Был арестован и исключен из Университета. В 1900 г. Был сослан на три года в Вологодскую губернию. Первая статья Б. Была напечатана в "Neue Zeit", в 1899 г., под названием. "F. A. Lange und die kritische Philosophie in ihren Beziehungen zum Socialismus". В 1900 г. Вышла книга Б. "Субъективизм и индивидуализм ..

Бердяев Николай Александрович

(1874-1948), русский философ и публицист. Родился 6 марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философ..

Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович.Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) Русский философ, публицист.Афоризмы, цитаты -Бердяев Николай Александрович. Биография• Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.• Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Ле..

Бердяев Николай Александрович

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г. Учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. Вышла его первая книжка. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. Вышли книжкой под общим заглавием. "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. Под заглавием. "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. Им издан..

Бердяев Николай Александрович

(1874, Киев — 1948, Кламар, близ Парижа), философ, публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, вскоре перевёлся на юридический факультет. В 1897 арестован за участие в социал-демократическом кружке, исключён из университета, в 1900 сослан на 3 года в Вологду, затем в Житомир. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (М., 1902) и «Вехи» (М., 1909).В Москве ..

Бердяев Николай Александрович

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г. Учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. Вышла его первая книжка. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. Вышли книжкой под общим заглавием. "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. Под заглавием. "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. Им издан..

Бердичевский Сергей Ильич

(1882, Александровск Екатеринославской губ. - не ранее 1937). Социал-демократ. Член РСДРП с 1902. Образование высшее (юридическое и филологическое), служащий. В мае 1923 находился в Суздальском политизоляторе со сроком 3 года. По другим сведениям, впервые арестован в мае 1924 в Киеве. В июне 1924 находился в Таганской тюрьме. В обвинительном заключении от 11.8.1924 упоминается как активный член правой группы с.-д., приговор - 3 года заключения в концлагерь. В августе 1924 прибыл в СЛОН. С авгу..

Бердняков Василий Петрович

(ок. 1894 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Златоусте Уфимской губ., работал на заводе. Местными чекистами характеризовался как "рядовой" и "активный" партийный работник, принадлежавший к "меньшинству" ПСР. Дальнейшая судьба неизвестна. К. М.. ..

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

- крупнейший русский философ XX в. На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли "русским Гегелем XX века", "одним из величайших философов и пророков нашего времени", "одним из универсальных людей XX века". Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Бердяев "переболел" марксизмом. С начала XX в. Ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни. В центре политической философии Бердяева - "вечные во..

Беребешев Петр Акимович

(. - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Рязанской губернии. Дальнейшая судьба неизвестна. М. Л.. ..

Бердяев Николай Александрович

(1874— 1948) — русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918—1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После краткого пребывания в Берлин..

Дополнительный поиск Бердяев Николай Александрович Бердяев Николай Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бердяев Николай Александрович" в словаре Политический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бердяев Николай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 29 символа