Иосиф
(прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц. А) (Быт.30:23 и ·др.) старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 до ·Р.Х. В первый раз упоминается в ·кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как например Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе с своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение оказываемое отцом у перед прочими детьми, братья возненавидели его.
Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных ом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. "Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу". - "Неужели ты будешь царствовать над нами?" сказали ему на это братья. "Я видел, рассказывал в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне". - "Что это за сон, который ты видел. Заметил на это с неудовольствием отец, - неужели я, и твоя мать, и твои братья прийдем поклонится тебе до земли?" Посему-то братья а решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану Измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет.
За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову с словами. "мы это нашли. Посмотри, сына ли твоею эта одежда, или нет?" Иаков тотчас же узнал ее. "Это одежда сына моего, воскликнул он, хищный зверь съел его. Верно, растерзан " и разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами. "с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (шеол). В Египте был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого Еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все что ни делал , оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел Египтянин в доме и поле.
Же был красив станом и красив лицом, замечает ·свящ. Бытеписатель (Быт.36:6 ), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но не поддался соблазну. "как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом". Говорил он. Не успев склонить а на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил а в темницу, где содержались царские узники (·гл. 39). В самом начале заключение для а было очень строго и тяжело. "Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его" (Пс.104:18 ), замечает по поводу сего Псалмопевец, "но и в темнице Господь был с ом, и во всем, что он делал, Господь давал успех" (Пс.39:23 ). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице.
Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, , наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что ом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя. Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время желая сблизить а с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей - Манассию и Ефрема.
У в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном у. "И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку у. Одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему. Велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним. Преклоняйтесь. И поставил его над всею землею Египетскою" (Быт.41:42 -43). Первым делом а в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (·ст. 46). В продолжение семи лет изобилия собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе. Тогда отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб Египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли Египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона.
Таким образом купил всю землю Египетскую для Египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы. По прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом. Пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт.41:46 ,49, 53-56 и ·др. ). Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую.
В Египте они были представлены у. Желая испытать их, показал вид на первый раз, будто не знает их и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве. Когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (·Быт. 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием а, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. - "Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался.
Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб" (Быт.42:38 ). Иуда сказал ему на это. "отпусти отрока со мною..., я отвечаю за него. От моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни". Иаков на этот раз уступил. Он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской. Бальзама, меду, стираксы, ладону, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. "Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина.
А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным" (Быт.43:14 ). По прибытии в Египет, явившись к у, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, спросил. "здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили. Жив ли еще он?" Они отвечали. "здоров раб твой, отец наш. Еще жив". - "Благословен человек сей от Бога!" сказал , и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, спросил. "это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?" и сказал. "да будет милость Божия с тобой, сын мой". Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал с своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу.
На другой день их отпустили в обратный путь. Но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию а, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо а, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Не соглашался. - "Нет, я этого не сделаю, говорил он. Тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом". Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом.
"И так, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего. А отрок пусть идет с братьями своими". - "Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною. Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего" (Быт.44:33 -34). Так испытаны были братья а. Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал. "Я , жив ли еще отец мой. Я , брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле. Остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут. Идите скорее к отцу моему. Скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели.
И приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал. И Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их". Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию а, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. "Довольно" (сего для меня), воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве а над всею землею Египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном. "довольно сего для меня, еще жив сын мой . Пойду и увижу его, пока не умру". И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, выехал к нему на встречу в Гесем, и увидав его пал на шею его и долго плакал.
И сказал Израиль у. "Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив" (Быт.46:30 ). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории а видно, что он жил 110 лет (Быт.50:22 ), видел своих потомков до третьего рода (·ст. 23), и умирая взял от своих братьев клятву - погребсти его кости в земле Обетования (·ст. 24, 25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ·св. ·ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах. "Верою , при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих" (Евр.11:22 ). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (·ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного.
Моисей перенес тело а в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из Египетских каналов - канал а. Многие обстоятельства из жизни а, по объяснению ·св. Отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего. Б) (Чис.13:7 ) отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной. В) (1Пар.15:2 , 9) из сынов певца Асафа, в царствование Давида. Г) (2Цар.19:20 , 3Цар.11:28 ). В означенных цитатах под домом а разумеются колена Ефремово и Манассиино. Д) (Езд.10:42 ) Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее.
Во (·2Езд.9:34) он значится из сынов Езора. Е) (Неем.12:14 ) из священников дома Шевании, во дни Иоакима. Ж) (·Идф.8:1) предок Иудифи. З) (·1Мак.5:18, ·1Мак.56:6) Еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея. И) (·2Мак.8:22) лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна. К) (Лук.3:30 ) один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии. Л) (Лук.3:26 ) также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля. М) (Мат.1:16 и ·др.) обручник ·пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (Мат.1:16 ), из рода Давидова (Мат.1:20 , Лук.1:27 ), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами.
Он был древодел, или плотник. По видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря. Н) (Деян.1:23 ) , называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января. О) (Мат.27:57 ,59, Мар.15:43 , Лук.23:50 ,53, Иоан.19:38 ,42, Ис.53:9 ) Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого а и находившемся в его саду.
В Евангелии Марка (Мар.15:43 ) и (Лук.23:50 ) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени. "Приидите, ублажим а приснопамятного". Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю ·св. Мироносиц..
Дополнительный поиск Иосиф
На нашем сайте Вы найдете значение "Иосиф" в словаре Полная популярная библейская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иосиф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 5 символа