Теория Обучения

66

(instructional theory) Любая жизнеспособная Т. О. (teaching) и научения (learning) должна, во-первых, включать некоторый способ указания того, что должно быть усвоено в результате обучения, или, что равнозначно, способ репрезентации компетентности. Во-вторых, она должна объяснять процессы, посредством к-рых люди приобретают, используют и модифицируют имеющиеся у них знания. В-третьих, в ней также должен быть способ выяснения того, что каждый учащийся усвоил на любой отдельно взятой стадии учения, включ. Способ определения исходного уровня знаний. В-четвертых, полностью адекватная теория обучения и научения должна учитывать рост знаний с течением времени, по мере того как уч-ся динамично взаимодействуют с изменяющимся учебным окружением.

Наконец, такая теория должна работать. Цитируя изречение Курта Левина, "нет ничего практичнее хорошей теории". Важнейший первый шаг в планировании обучения состоит в определении а) образовательных целей, т. Е. Того, что уч-ся должен уметь делать после обучения, и б) прототипичных когнитивных процессов или правил, т. Е. Того, чему уч-ся должен научиться, чтобы успешно справляться с задачами, связанными с образовательными целями. Согласно структурным теориям научения, любое научение с необходимостью предполагает усвоение одного или более правил. В таких теориях под правилами подразумеваются теорет. Конструкты, использующиеся для репрезентации разнообразных видов челов. Знания. Правило включает в себя область или множество кодированных входов, к к-рым оно применяется, ряд или множество декодированных выходов, к-рые оно предположительно позволяет генерировать, и строгий тип процедуры, которая применяется к элементам в данной области.

Структурная теория научения предоставляет общий метод анализа, называемый структурным анализом, при помощи к-рого подлежащие усвоению правила могут выводиться из соответствующим образом операционализированных образовательных целей. На первом шаге осуществляется отбор репрезентативной выборки задач, связанных с рассматриваемой образовательной целью. На втором шаге очерчиваются границы каждой отобранной задачи и определяются решающие правила каждого типа. Процесс определения таких правил включает несколько подшагов. 1. Формулировка допущений в отношении минимальных кодирующих и декодирующих способностей уч-ся в целевой популяции. Любой последующий анализ будет адекватным лишь в той степени в к-рой эти допущения окажутся применимы к отдельным учащимся в имеющейся целевой популяции.

2. Аналитик должен определить границы каждого образца (прототипа) задачи. Эти границы эффективно определяют область правила, связанного с каждым прототипом. 3. Далее, аналитик должен определить когнитивные шаги (операции и решения), требующиеся для решения каждой из репрезентативных задач. Эти операции и решения должны быть достаточно простыми, с тем чтобы их применение не выходило за пределы кодирующих/декодирующих способностей, к-рые предположительно имеются в наличии у всех уч-ся из целевой популяции. Эти операции также должны быть атомистическими в том смысле, что корректное использование операции каким-либо уч-ся в целевой популяции будет однозначно свидетельствовать о его успехе, а некорректное использование о его неудаче.

Можно очень много рассказывать о тех действительных процессах, посредством к-рых конструируются правила. Наиболее существенным является то, что использование структурных теорий научения применительно к планированию обучения предполагает в качестве обязательного отправного шага структурный анализ предмета. Следует отметить, в частности, что в данном случае ничего не говорится о таксономии предметного содержания. В отличие от таксономических подходов к планированию обучения, с позиций структурного научения должно анализироваться все содержание. Как только структурный анализ завершен, из этой теории непосредственно и органично выводится соответствующая эффективная стратегия обучения. А именно, в результате анализа становится известным.

А) что уч-ся должен уметь делать по достижении образовательных целей и б) чему в результате учащийся должен научиться. Тестирование на малом, ограниченном наборе задач, позволяет недвусмысленно и четко определить, какие части правила любой индивидуум знает и какие части он не знает. В результате такого тестирования определяется исходный уровень уч-ся. С этой целью достаточно проверить каждый предмет на одном случайно выбранном задании из каждого класса эквивалентности, поскольку, в соответствии с атомистическими допущениями, успех в выполнении любого отдельно взятого задания предполагает потенциальный успех в выполнении всех других заданий из того же самого класса эквивалентности. С учетом иерархических отношений, квалификационное (conditional) тестирование может потребовать даже еще меньшего числа тестовых заданий.

Из того, что уч-ся знает, непосредственно вытекает соответствующее обучение. Все, что для этого необходимо сделать, это определить недостающие части желаемого правила и представить их уч-ся. Существующая теория обеспечивает в значительной степени универсальную основу для разработки программ обучения, к-рая в принципе может применяться в отношении любого учебного предмета - независимо от его сложности, а если целью яв-ся не столько передача теорет. Знаний, сколько улучшение эффективности обучения, то и независимо от степени его структурированности. См. Также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Теории научения Дж. М. Скандура.

Значения в других словарях
Теория Обнаружения Сигнала

(англ. Signal-detection theory) - см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала.. ..

Теория Обработки Информации

(information-processing theory) Т. О. И. Изучает то, как люди обращаются с информ., отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением. Психологи, занимающиеся обработкой информ., строят теории когнитивных способностей и поведения чел., используя понятия из области вычислительной техники, лингвистики и теории информ. Это стимулировало разработку жизнеспособных теорий и значимых исслед. В различных областях психологии, особенно касающихся изучени..

Теория Общих Черт Самоубийств

(Е. Schneidman, 1985) - определенные особенности, характеристики, описывающие общие черты, свойственные всем формам проявления суицидального по ведения и методам реализации суицидальных действий. - общая цель. Поиск решения. - общая задача. Прекращение сознания. - общий стимул. Невыносимая психическая боль. - общий стрессор. Фрустрированные психологические потребности. -общие суицидальные эмоции. Безнадежность, беспомощность. - общее внутреннее отношение. Амбивалентность. - общее состояние психи..

Теория Объектных Отношений

(object relations theory) - психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивирующей силой в человеческом поведении.. ..

Дополнительный поиск Теория Обучения Теория Обучения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теория Обучения" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теория Обучения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 15 символа