Формирование Способностей

61

(англ. Ability formation). Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии считать способности прижизненно складывающиемися психическими свойствами индивида. Ф. С. Происходит на основе врожденных задатков способностей. Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. С. Является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплое и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. Е. Одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе усвоения (присвоения) социального опыта.

Ф. С. Происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний, умений и навыков - это прямой результат обучения деятельности, то Ф. С. При существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому Ф. С, созданию "педагогики способностей". Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию.

Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка. Разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте. См. Также Психогенетика, Психодиагностика, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Тесты способностей..

Значения в других словарях
Формирование Реакции

(англ. Reaction formation) - сомнительный неологизм, появившийся в некоторых недавних переводах психологических трудов (с англ. На рус.) вместо термина реактивное образование. См. Защита психологическая. Неудачность этого перевода связана еще и с опасностью путаницы с близким (по форме) термином формирование поведения. (Б. М.). ..

Формирование Резерва

- комплексный процесс целенаправленного профессионального развития специально отобранного персонала, способного в перспективе замещать вышестоящие должности.. ..

Формирование Умений

(skill learning) "Ф. У." (или обучение умениям) - термин, используемый бихевиорально ориентированными педагогами и психологами, в особенности теми, к-рые занимаются проблемами специального обучения и эффективности учебной или соц.-эмоциональной школьной адаптации. Умение определяется как скоординированная последовательность действий, служащая для достижения некрой цели или для выполнения конкретной задачи. Такой целью или задачей может быть академическая, соц., моторная, относящаяся к самопомощи..

Формирование Условных Рефлексов По Павлову

См. Классическое формирование условных рефлексов.. ..

Дополнительный поиск Формирование Способностей Формирование Способностей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Формирование Способностей" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Формирование Способностей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 25 символа