Апокрифы о апостолах Петре и Павле

442

Апокрифы о апостолах Петре и Павле – переводной апокрифический цикл, получивший распространение у южных и восточных славян. А. Возникли в ранней христианской литературе. На «Апокалипсис Павла» ссылается еще Августин (ум. 430 г.), на «Хождение Павла» – Епифаний Кипрский (ум. 403 г.).«Деяния апостолов Петра и Павла» (или «Деяния и мучение святых и славных и верховных апостолов Петра и Павла») повествуют о миссионерской деятельности апостолов, о «прении» с волхвом Симоном и о последовавшей затем казни Петра и Павла. Этот текст издан в составе «Материалов» А. Н. Попова. Он вошел в состав ВМЧ под 29 июня. С «Деяниями» сюжетно связан А. «Прение Петра апостола с Симоном волхвом». В нем повествуется о пребывании апостола в Риме, его споре с волхвом Симоном, о творимых апостолом и волхвом чудесах.

Памятник этот встречается в разных редакциях и под различными названиями («Слово прения Петрова с Симоном», «Мучение святого апостола Петра, мучену в Риме Нероном» и др.). Краткий текст (нач. «Пришедшю убо святому апостолу Петру от Антиохия в Рим и обиташе близ торгу...») читается в сборниках и входит в состав Пролога под 29 июня. Вошел он под тем же числом и в состав ВМЧ. Более пространный текст (нач. «По Клавдии же царствова Нерон, сын его, лет 14. При сем Симон волхв пришед в Рим...») представляет собой компиляцию из текста А. (какого именно варианта – еще предстоит уточнить) и фрагмента «Хроники Георгия Амартола» (см. Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пгр., 1920, т. 1, с. 252).

Эта редакция читается в составе Хронографа Троицкого, Хронографа Тихонравовского, в сборниках, а также в ВМЧ.К греческому тексту «Апокалипсиса Павла» восходит «Видение апостола Павла» «Епистолия апостола Павла», «Хожение апостола Павла по мукам»). В пространной редакции «Видения», изданной Н. С. Тихонравовым, рассказывается, как апостолу довелось увидеть грозных ангелов, «посылаемых на души неверных», добрых ангелов, охраняющих праведников, сам ад, муки, которым подвергаются там грешники. В этой своей части «Видение» сюжетно перекликается с «Хождением Богородицы по мукам». Известны также сокращенные переработки А. «Слово о епистолии святого Павла» и «Слово о видении Павла апостола». В «Златоусте» читается статья «Слово от епистолии святого апостола Павла» (нач.

«Сынове человечестии, благословите беспрестани бога на всяк час...»), приуроченная к четвергу пятой недели поста, и статья «Слово о видении апостола «Павла»» (нач. «Тако глаголеть господь пророком. Доколе согрешаете и прилагаете грехы на грехы...»), приуроченная ко вторнику второй недели поста. Эта же статья входит в «Измарагд» второй редакции, где составляет главу 118.Знакомство с А. О Петре и Павле произошло на Руси, видимо, еще в XI в. А. Н. Попов указывал на отражение их в «Слове о немецком прельщении, како научи их Гугнивый Петр ереси», статье, сюжетно перекликающейся с обличением «латинян» в Повести временных лет (под 988 г.). Никифор, митрополит киевский (ум. 1121 г.) упоминает эти сюжеты в своем послании к Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

С «Деянием» связаны также тексты, обнаруженные М. Н. Сперанским в рукописи ГБЛ, собр. Ундольского, № 1296. «Мучение святого апостола Петра» (нач. «Петру апостолу господа нашего Исуса Христа в Риме радующуся...») и «Мучение святого апостола Петра» (нач. «В лета Нерона цесаря бе в Риме жидый Павел Луки от Галатия...»). Менее распространены были, видимо, в древнерусской письменности (или даже вообще ей неизвестны) А. «Житие апостола Петра» и «Житие апостола Павла», встречающиеся в южнославянских списках.Изд. Два слова о доннонощной молитве. – ПС, 1858, ч. 2, с. 599–604. Лавровский П. А. Описание семи рукописей имп. Публичной библиотеки. – ЧОИДР, 1858, кн. 4, разд. 3, с. 14–16. Павлово видение. – ПЛ, вып. 3, с. 129–133. Хождение апостола Павла по мукам.

– Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 40–58. Уваров А. С. Образ ангела-хранителя с похождениями (Отрывок из русской символики). – Рус. Арх., 1864, вып. 1, с. 13–25. Деяния апостолов Петра и Павла. – В кн. Попов. Библиографические материалы, № 15. Шепелевич Л. Этюды о Данте. Харьков, 1891, 1. Апокрифическое видение св. Павла. Мочульский В. Н. Апокрифическое житие ап. Петра. – Тр. X Археол. Съезда в Риге. М., 1899, т. 1, с. 298–305. Франко. Апокрифы, т. 3, с. 12–48. Яворский Ю. А. Карпато-русское житие апостола Павла. – ИОРЯС за 1914 г., 1915, т. 19, кн. 4, с. 75–93..

Значения в других словарях
Апокрифы о Аврааме

Апокрифы о Аврааме – переводные сказания об Аврааме, канонический рассказ о котором содержится в гл. 12 и 15 книги Бытия.В апокрифе «Откровение Авраама» рассказывается, как Авраам, усомнившись в вере своего отца язычника Фарры, уничтожает идолов, изготовлением которых тот занимался. Авраам уверовал в единого бога, и бог даровал ему видение. Ангел возносит Авраама на небо, где тот видит престол бога, ангелов, управляющих звездами и стихиями, рай, Адама и Еву и т. Д.Старший из дошедших до нас древ..

Апокрифы о Андрее Первозванном

Апокрифы о Андрее Первозванном. Согласно четвероевангелию, Андрей был галилеянином и братом апостола Петра (Матфей, IV, 18–20). По евангелию от Иоанна (I, 35, 40–42), Андрей – один из учеников Иоанна Крестителя, еще раньше Петра призванный на Иордане Христом (отсюда «Первозванный»). Наряду с этими каноническими известиями Андрей – персонаж многих апокрифов. Первым о них упоминает историк церкви Евсевий Кесарийский (около 263–339 гг.) со ссылкой на Оригена (185–254 гг.). Известны коптские и эфиоп..

Апокрифы о апостоле Филиппе

Апокрифы о апостоле Филиппе – цикл переводных памятников, в которых отражены апокрифические предания об апостоле Филиппе.«Мучение святого апостола Филиппа» (нач. «Бысть по восшествии господни на небеса внидоша апостола в дом Стахия...») повествует, как Филипп исцелял недужных и проповедовал христианское вероучение. За обращение в новую веру Никаноры – жены «игемона» Антипата, Филиппа повесили вниз головой, однако разверзшаяся земля поглотила мучителя Антипата и его единомышленников. Филипп тем н..

Апокрифы о апостоле Фоме

Апокрифы о апостоле Фоме – цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн. Thilo I. C. Codex apocryphus Novi Testamenti. Lipsiae, 1832, p. 275–315. Tischendorf C. 1) Acta apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1851, p. 190–242. 2) Evangelia apocrypha. Lipsiae, 1876, p. 140–163.Апокрифическое «Евангелие Фомы», славянский перевод которого относится ко времени не позднее XIV в., в славянских индекс..

Дополнительный поиск Апокрифы о апостолах Петре и Павле Апокрифы о апостолах Петре и Павле

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о апостолах Петре и Павле" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о апостолах Петре и Павле, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 34 символа