Иннокентий, монах Боровского монастыря
Иннокентий (2-я пол. XV в.) – монах Боровского монастыря, автор Записки о последних днях жизни Пафнутия Боровского. И. Принадлежал к числу «древних» (старших) учеников основателя и игумена Боровского монастыря Пафнутия и в последние дни жизни Пафнутия не отходил от него «ни на мал час». На рассказ И. Ссылался в своем каноническом Житии Пафнутия его автор Вассиан Санин. Кроме Записки И., сохранился написанный тем же автором канон Пафнутию Боровскому, утвержденный к пению митрополитом Даниилом в 1531 г.Записка И. Представляет собой совершенно своеобразный литературный памятник, лишенный традиционных агиографических черт. Написана она, по-видимому, сразу же после смерти Пафнутия, в 1477–1478 гг., когда Иосиф Волоцкий, на которого И.
Ссылается как на свидетеля, был еще в Боровском монастыре. Записка И. – подробное и, по-видимому, вполне точное описание последних восьми дней жизни Пафнутия – с 24 апреля по 1 мая 1477 г. В начале Записки Пафнутий выступает еще в привычной для него роли рачительного хозяина монастыря – он обсуждает с И. Устройство запруды около монастыря. Однако его уже ждет «ино дело. Неотложно» – разрушение «съуза» души с телом. Пафнутий уходит к себе в келью, которую покидает только для церковной службы, и категорически отказывается от общения с представителями внемонастырского мира. Но авторитет боровского игумена настолько велик, что к нему все время присылают – от князя Михаила Андреевича Можайского, митрополита Геронтия, великой княгини Софии и самого Ивана III, несмотря на запрет Пафнутия И.
Вынужден докладывать старцу об этих высокопоставленных посланцах. Вопреки традиции, умирающий Пафнутий отнюдь не проявляет в этом случае подобающего старцу смирения. «Что тебе на мысли?» – упрекает он И. «Не даси же ми от мира сего ни един час отдохнути. Не веси ли – 60 лет угажено миру и мирьскым человеком, князем и бояром. И в сретенье им совано ся, и в беседе с ними маньячено, и вслед по них такоже совано ся. А того и не вем. Чесого ради. Ныне познах – никая ми от всего того полза».Эта мысль о суетности «угождения миру», конечно, была достаточно традиционна в христианской литературе, но выражена она благодаря точной передаче устной интонации Пафнутия так сильно, что едва ли можно согласиться с А. П. Кадлубовским, что «добросовестный Иннокентий» не смог записать за Пафнутием «глубокого по содержанию и назидательного завещания».В своем каноническом житии Пафнутия, включенном в Великие Минеи Четии, Вассиан в очень незначительной степени использовал Записку И.
При описании смерти Пафнутия.Безыскусность и непосредственность изложения при несомненном литературном таланте автора делают Записку И. Одним из замечательнейших памятников древнерусской литературы. Некоторыми чертами Записка напоминает такие нетрадиционные произведения, как «Хожение за три моря» Афанасия Никитина и даже Житие Аввакума.Изд. Ключевский. Древнерусские жития, с. 439–453 (Приложение). ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982, с. 478–513..
Дополнительный поиск Иннокентий, монах Боровского монастыря
На нашем сайте Вы найдете значение "Иннокентий, монах Боровского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иннокентий, монах Боровского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 38 символа