Обоснование Оценок

151

— приведение доводов (аргументов) в поддержку высказываемых оценок с намерением убедить аудито­рию в их приемлемости. Напр., в качестве аргумента в поддержку оценки «Хорошо, когда солдат дисциплинирован» можно сослать­ся на утверждение «Армия, состоящая из недисциплинированных солдат, обязательно потерпит поражение». Оценку «N. Должен быть честным» можно обосновать ссылкой на то, что она вытекает из посылок «N. — человек» и «Всякий человек должен быть честным». Способы аргументации делятся на универсальные, при­менимые во всякой аудитории, и контекстуальные, успеш­ные лишь в некоторых аудиториях. Универсальная аргументация подразделяется далее на эмпирическую, включающую ссыл­ку на то, что дано в опыте, и теоретическую, опирающуюся гл.

Обр. На рассуждение. Эта классификация способов обоснования в случае оценочных высказываний требует важного уточнения. Эм­пирическое обоснование в случае оценок имеет иной смысл, чем в случае описательных (дескриптивных) высказываний. Оценки не могут поддерживаться ссылками на то, что дано в непосред­ственном опыте. Вместе с тем имеются такие способы О. О., кото­рые в определенном отношении аналогичны способам обоснова­ния описаний и которые можно назвать поэтому квазиэмпири­ческими. К ним относятся различные индуктивные рассуждения, среди посылок которых имеются оценки и заключение которых также является оценкой. В числе таких способов - неполная индук­ция, аналогия, ссылка на образец, целевое обоснование (подтверж­дение), истолкование акта понимания как индуктивного свиде­тельства в пользу его посылок и др.

Ценности не даны человеку в опыте. Они говорят не о том, что есть в мире, а о том, что должно в нем быть, и их нельзя увидеть, услышать и т. П. Знание о ценностях не может быть эмпи­рическим, процедуры его получения могут лишь внешне похо­дить на процедуры получения эмпирического знания. Самым простым и вместе с тем самым ненадежным способом индуктивного О. О. Является неполная (популярная) индукция. Ее общая схема. S1 должно быть Р. S2 должно быть Р. S1 должно быть Р. S1, S2, ..., Sn — все являются S. Все S должны быть Р. Здесь первые я посылок являются оценками, последняя по­сылка представляет собой описательное утверждение. Заключе­ние является оценкой. Напр. Суворов должен был быть стойким и мужественным. Наполеон должен был быть стойким и мужественным.

Эйзенхауэр должен был быть стойким и мужественным. Суворов, Наполеон и Эйзенхауэр были полководцами. Каждый полководец должен быть стойким и мужественным. Популярным способом индуктивной аргументации в поддер­жку оценок является аналогия. Общая схема оценочной анало­гии. Предмет A имеет признаки а, b, с и является позитивно (негативно, нейтрально) ценным. Предмет В имеет признаки а, b, с. Предмет В также является, вероятно, позитивно (негативно, нейтрально) ценным. В этом рассуждении сходство двух предметов в каких-то при­знаках оказывается продолженным, и на основании того, что первый предмет имеет определенную ценность, делается вывод, что и второй предмет обладает такой же ценностью. Напр. «Книга А — антиутопия, написанная хорошим языком, имеющая зани­мательный сюжет, заслуживает похвалы.

Книга В также является антиутопией, написанной хорошим языком и имеющей занима­тельный сюжет. Значит, книга B также, по-видимому, заслужива­ет похвалы».  . Часто аналогия с оценочной посылкой предстает в форме. «Предмет А имеет свойства а, b, с и должен быть d, предмет В обладает свойствами а, b, с. Значит, предмет В, вероятно, дол­жен быть d». Напр. «Хороший автомобиль имеет колеса, мотор и должен быть экономичным. Хороший трактор имеет колеса и мо­тор. Значит, хороший трактор тоже, по-видимому, должен быть экономичным». Только в самых редких случаях оценочная аналогия выступает в такой прозрачной форме, как в приведенных приме­рах. «Человек по сравнению с божеством так же ребячлив, - гово­рил Гераклит, — как ребенок по сравнению с человеком».

В этой свернутой аналогии речь идет о том, что человек, в сравнении с более высокой ступенью развития (какой является божество), должен казаться ребячливым, поскольку ребенок, во многом по­добный взрослому человеку (и имеющий его более высокой ста­дией своего развития), должен казаться ребячливым. В «Дон Ки­хоте» Сервантеса проводится такая ясная аналогия. «Странству­ющий рыцарь без дамы — это все равно, что дерево без листьев, здание без фундамента или тень без тела, которое ее отбрасыва­ет». Поскольку дерево, лишенное листвы, здание без фундамента и тень без тела внушают подозрение и не могут оцениваться по­ложительно, такую же реакцию вызывает и странствующий ры­царь без дамы. Еще одним способом индуктивного О.

О. Является апелляция к образцу, т. Е. Ссылка на то примерное поведение отдельного лица или группы лиц, которому надлежит следовать. Наиболее важным и распространенным способом О. О. Является целевое обоснование оценок, наз. Также мотивационным или телелогическим. Способы теоретической аргументации в поддержку оценок включают дедуктивное их обоснование, системную аргументацию (в частности, внутреннюю перестройку теории), демонстрацию совместимости обосновываемой оценки с другими принятыми оценками и соответствие ее определенным общим оценочным прин­ципам, методологическое обоснование и др. Можно сказать, что теоретическая аргументация в поддержку оценочных утверждений, в том числе норм, во многом параллельна теоретическому обосно­ванию описательных утверждений.

Почти все способы аргумента­ции, применимые в случае описаний, могут использоваться также для обоснования оценок. Исключение составляет анализ утвержде­ния с точки зрения возможности эмпирического их подтвержде­ния и опровержения. От оценок нельзя требовать, чтобы они до­пускали принципиальную возможность опровержения эмпиричес- кими данными и предполагали определенные процедуры своего подтверждения такими данными. Дедуктивное обоснование оценок состоит в выведении обо­сновываемого оценочного утверждения из иных, ранее принятых оценок. Исследованием дедукции одних оценок из других занима­ются оценок логика и деонтическая (нормативная) логика. Системное О. О. Представляет собой включение их в представля­ющуюся хорошо обоснованной систему оценочных утверждений в качестве ее составных элементов.

Важным шагом в теоретическом обосновании оценочных утвер­ждений является демонстрация их совместимости с имеющимися в рассматриваемой области оценками и их системами. Новая оценка должна быть в согласии не только с уже принятыми и устоявшимися оценками и их системами, но и с определенными общими принципами, подобными принципам простоты, привычности, красоты и т. Д. Определенное значение в обосновании оценочного утвержде­ния может иметь, далее, методологическая аргументация, заклю­чающаяся в ссылке на то, что оценка получена с помощью мето­да, уже неоднократно продемонстрировавшего свою надежность. Каждый успешный акт понимания сообщает известную дополнительную поддержку той общей оценке или норме, на основе которой он осуществляется.

Особую роль в обосновании оценочных утверждений играют контекстуальные способы обоснования, включающие аргументы к интуиции, к традиции, к здравому смыслу, к вкусу и др. В процессе аргументации в поддержку оценок обычно исполь­зуются самые разные способы обоснования, начиная с дедуктив­ного обоснования и кончая обращением к интуиции и традиции. Чаще всего используются не универсальные, а контекстуальные аргументы, поскольку оценки меняются от одного круга людей к другому и только немногие из оценок представляются общепри­нятыми. Характерным примером в этом плане являются принци­пы морали. Если мораль и держится в определенной мере на аргу­ментации, то на аргументации, включающей все возможные ее способы, а не какие-то избранные, особо подходящие для обоснования морали приемы..

Значения в других словарях
Обоснование Оценок

..

Обозначения Отношение

- отношение между именем и его денотатом, т. Е. Объектом, к которому относится имя. То же, что и отношение именования. О. О. Является одним из фундамен­тальных отношений семантического анализа. Теория О. О. Базиру­ется на следующих принципах. 1) однозначности. Каждое имя обозначает только один объект. 2) предметности. Пред­ложение говорит о предметах, обозначенных входящими в пред­ложение именами. 3) взаимозаменимости. Если два имени обозначают один и тот же предмет, то истинностное значение пре..

Обоснование

— процедура проведения тех убедительных ар­гументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. Ут­верждение или концепцию. О. Является, как правило, сложным процессом, не сводимым к построению отдельного умозаключе-  . Ния или проведению одноактной эмпирической проверки. О. Обыч­но включает целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого положения, но и той системы утвер­ждений, той теории, составным элементом которой оно является. Существенную роль в механиз..

Образец

— поведение лица или группы лиц, которому надле­жит следовать. О. Принципиально отличается от примера. Пример говорит о том, что есть в действительности, и используется для поддержки описательных утверждений. О. Говорит о том, что дол­жно быть, и употребляется для подкрепления общих оценоч- ных утверждений. В силу своего особого общественного престижа О. Не только поддерживает оценку, но и служит порукой выбран­ному типу поведения. Следование общепризнанному О. Гаранти­рует высокую оценку поведе..

Обращение

(лат. Conversio) — в традиционной логике вид не­посредственного умозаключения, в котором вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а субъекта посылки - на место предиката. Общая схема О. Выглядит следую­щим образом. S есть Р. Р есть S. Напр., из суждения «Птицы есть позвоночные» мы путем О. Полу­чаем вывод «Позвоночные есть птицы». Общеутвердительные суж­дения «Все S есть Р» (типа A) обращаются в частноутвердительные «Некоторые Р есть S» (типа I), напр., суждение «Вс..

Дополнительный поиск Обоснование Оценок Обоснование Оценок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обоснование Оценок" в словаре Словарь логики, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обоснование Оценок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 18 символа