Микробиология

Наука о микроорганизмах. Впервые микроорганизмы описаны А. Левенгуком в 1683 г., но как наука М. Сформировалась во второй половине XIX в. Под влиянием работ Л. Пастера. Он впервые установил биол. Природу ряда хим. Процессов (брожения), отстаивал теорию микробного происхождения инфекционных болезней, открыл возможность жизни без воздуха (анаэробиоз), опроверг гипотезу самозарождения. Работы Р. Коха и его сотрудников по созданию приемов культивирования микроорганизмов, получению чистых культур позволили в течение короткого времени открыть возбудителей многих болезней (см. Коха постулаты) и послужили началом мед. М. С именами С. Н. Биноградского, М. Бейеринка связаны классические исследования различных физиологических групп микроорганизмов, что окончательно выдвинуло М.

В начале XX в. В ряд экспериментальных наук. Кроме бактерий, объектами М. Являются и др. Живые существа малых размеров–грибы, микроводоросли, простейшие. Методы М. Применяются также для культивирования клеток высших организмов. Общая М. Изучает морфологию, биохимию, физиологию, генетику, систематику микроорганизмов, их роль в природе. В соответствии со средами обитания микроорганизмов общая М. Разделяется на почвенную, водную, геологическую, которые составляют часть экологии микроорганизмов. Кроме этого, существует целый ряд разделов М., отличающихся объектами исследований и методологией. Медицинская и ветеринарная М. Уделяют преимущественное внимание микроорганизмам, значимым для здоровья человека и животных. Микробиол.

Объекты и процессы широко применяются в биотехнологии. Современная М. Использует достижения и методы физ. – хим. Биологии, цитологии, генетики, мол. Биологии и представляет собой вполне сложившуюся науку с выработанной методологией и развитыми техническими приемами.(Источник. «Микробиология. Словарь терминов», Фирсов Н.Н., М. Дрофа, 2006 г.).

Микроаэрофилы