Богостроительство

77

Враждебное марксизму религ.-филос. Течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с.-д. Интеллигенции в эпоху реакции 1907-10 в России. После поражения революции 1905-07, в условиях контрреволюц. Столыпинского режима, среди бурж. Интеллигенции наблюдались деморализация, ренегатство, усиление тяги к филос. Идеализму и мистицизму, рост религ. Настроений, что нашло выражение, в частности, в течении богоискательства. Отражением этих влияний чуждой бурж. Идеологии на нек-рых социал-демократов явилось возникновение т. Н. Б., выражавшегося в попытках придать научному социализму характер религ. Верования, связать с социал-демократией проповедь веры и т. П. Представителями течения Б. Явились А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич и Н.

Валентинов. К сторонникам Б. Тесно примыкал А. Богданов. Особенно сильно идеология Б. Проявилась в работах Луначарского, к-рый в своих богостроит. Исканиях пытался придать социализму форму, "более приемлемую" для непролетарских слоев. В работе "Религия и социализм" (1908) Луначарский выдвигал необходимость определить место социализма среди религ. Систем. Считая, что никто в достаточной степени не подчеркнул эстетич. И религ. Ценность марксизма, он называл социализм "новой религией", "религией труда". В статье "Атеизм" в сб. "Очерки по философии марксизма" (1908), к-рый В. И. Ленин назвал "Очерками против философии марксизма", Луначарский предлагал "сбросить ветхий плащ серого материализма". Пролетариату, по его мнению, нужен гармонич.

Синтез материализма и мистицизма. Активным пропагандистом Б. Был меньшевик В. Базаров ("Богоискательство и "богостроительство"", в сб. Вершины, кн. 1, 1909. "Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской", в сб. Литературный распад, кн. 2, 1909).Чуждые идеологии марксизма богостроит. Тенденции сочетались у этой группы социал-демократов с антипартийной борьбой, проявившейся во враждебных большевизму течениях отзовизма и ультиматизма. В 1909 A. Богданов, А. Луначарский, Г. Алексинский и др. Организовали на о. Капри фракционную Каприйскую школу, получившую известность как лит. Центр Б. К Б. Недолго примыкал А. М. Горький ("Исповедь", 1907, "Разрушение личности", в кн. Очерки философии коллективизма, 1909), к-рый под влиянием критики В.

И. Ленина в 1910 отошел от Б. Ленин выступил с резкой критикой Б., разъясняя решит. Враждебность марксизма всякой религии. В письмах к А. М. Горькому В. И. Ленин писал. "...всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного "самооплевывания" филистеров и мелких буржуа, "отчаявшихся и уставших"..." (Соч., т. 35, с. 90). ". Вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея бога им помогает держать народ в рабстве" (там же, с. 93). Вскрывая идейное родство Б. И богоискательства, В. И. Ленин писал. "Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. П. Ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего" (там же, с.

89). Критика Б. Была дана также в статьях Г. В. Плеханова. На совещании расширенной редакции большевистской газеты "Пролетарий" (июнь 1909) произошел окончат. Разрыв большевиков с отзовистами и сторонниками Б. Совещание приняло спец. Резолюцию "О богостроительских тенденциях в социал-демократической среде", заклеймившую Б. Как течение, порывающее с основами марксизма. В дек. 1909 группа отзовистов и ультиматистов, представлявшая идеологию Б., создала антибольшевистскую группу "Вперед", к-рая не имела заметного влияния в рабочем движении России и в обстановке начавшегося подъема революц. Движения в 1910-12 потерпела полный идейный крах.Лит. Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 411-17. Его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т.

14, с. 329-31. Его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81. Его же, Совещание расширенной редакции "Пролетария", там же, с. 391-416. Его же, О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29-40. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., (М.), 1954, с. 211-22. (Совещание расширенной редакции "Пролетария"). Плеханов Г. В., О так наз. Религиозных исканиях в России, Соч., т. 17. Мейлах Б. (С.), Ленин и проблемы рус. Лит-ры конца XIX - нач. XX вв., 3 изд., Л., 1956.И. Е. Златоцветов. Москва..

Значения в других словарях
Богостроительство

этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. В России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. Объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночество и т.п.) без апелляции к стоящей над человеком силе. Представители Б. — А. Луначарский, В. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей ..

Богостроительство

-а, ср.. ..

Богостроительство

Ср.Философско-этическое течение, возникшее в начале ХХ в. В среде русской социал-демократии, представители которого стремились соединить социалистические идеи с религией.. ..

Богостроительство

..

Богостроительство

Богостроительства, мн. Нет, ср. (истор.). Литературно-философское течение в среде русской социалистической интеллигенции в эпоху реакции после революции 1905 г., стремившееся сочетать марксизм с религией и осужденное большевистским центром, как порывающее с основами марксизма.. ..

Богостроительство

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - см. Богоискательство и Богостроительство. ..

Богостроительство

- философско-этическое течение в среде русской социал-демократии после поражения революции 1905—1907 гг. Среди представителей — В. Базаров, П. Юшкевич, А. Луначарский, М. Горький и др. Пытались придать теории социализма характер религиозного верования. Считали, что марксизм, облеченный в религиозную форму, станет понятен широким массам. Против резко выступили В. И. Ленин, Г. В. Плеханов. К началу I мировой войны течение прекратило свое существование.. ..

Богословие

Теология (греч. Teologia, от teos - бог и logos - учение), - совокупность религ.-церк. Учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. Положений той или иной религии. Исходит из существования бога, сверхъестеств. Явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. - не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. - идеализм, гл. Обр. Объективный. Будучи теоретич. Основой религии и базируя свои положения на вере, Б. Враждебно науке и обществ. Прогрессу. Оно отправляется от определенной с..

Богословский

Михаил Михайлович (13.III.1867 - 20. IV.1929) - рус. Историк, акад. (с 1921). Ученик В. О. Ключевского. В 1891 окончил Моск. Ун-т, в 1902 защитил магистерскую дисс. "Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727гг." (М.,1902), в 1909 - докторскую дисс. "Земское самоуправление на рус. Севере в XVII в." (ч. 1-2, М., 1909-1912). Большой фактический материал, собранный Б. В этой книге, а также ряд выводов не утратили науч. Значения до сих пор. Науч. Интересы Б. Были сосредоточены гл. Обр. На..

Богота

Санта-Фе-де-Боготб (Bogotá, Santa Fe de Bogotá), - столица, важный экономич. И гл. Политич. И культурный центр Колумбии. Текст., пищевкусовые, кожев.-обувные, цементные и др. Предприятия. Расположена на зап. Склоне Вост. Кордильеры, на высоте св. 2 600 м. 1274 т. Ж. (1959). Б. Осн. В 1538 отрядом исп. Конкистадоров под командой Г. Хименес де Кесада в районе, являвшемся центром древней цивилизации индейцев чибча. С 1598 Б. Была столицей исп. Генерал-капитанства, а с 1739 - вице-королевства Новая ..

Богоявленский

Сергей Константинович (17.II.1871 -31.VIII.1947) - сов. Историк, археолог и архивист, чл.-корр. АН СССР (с 1929). Б. Занимался гл. Обр. Историей СССР 17 в., в частности историей Москвы. Б. - автор работ. "Расправочная палата при Боярской думе" (Сб. Ст., посвящ. В. О. Ключевскому, М., 1909), "О пушкарском приказе" (Сб. Ст. В несть М. К. Любавского, П., 1917), "Моск. Слободы и сотни в XVII в." (сб. Моск. Край в его прошлом, ч. 2, М., 1930), "Вооружение рус. Войск в XVI-XVII вв.", "Материалы по ист..

Дополнительный поиск Богостроительство Богостроительство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Богостроительство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богостроительство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 17 символа