Гус
(Hus), Ян (1371 - 6. VII. 1415) - национальный герой чеш. Народа, выдающийся мыслитель, идеолог чешской реформации. Родился в местечке Гусинец (Южная Чехия). Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1393 окончил Пражский ун-т, в 1396 стал магистром, в 1401-02 был деканом ф-та свободных иск-в, в 1402-03 и в 1409-10 - ректором Пражского ун-та. С 1402 проповедовал в Вифлеемской часовне, превратившейся в центр распространения идей реформации.Деятельность Г. Началась в условиях резкого обострения социальных и нац. Противоречий. В ней различаются 3 периода. До 1409 в выступлениях Г. Звучат гл. Обр. Патриотич. Мотивы, одновременно нарастает и критика католич. Церкви, начавшаяся с выступлений против отд. Церковников и перешедшая в последоват.
Обличение всей системы ср.-век. Католицизма. Выступления Г. Против нем. Засилья в Чехии встретили широкую поддержку и увенчались в 1409 изданием т. Н. Кутногорского декрета, согласно к-рому руководство Пражским ун-том перешло к чехам. Значение декрета выходило за рамки университетской жизни. Он явился сигналом к подъему патриотич. Движения в Чехии. 2-й период (1409-12) - время полного разрыва Г. С католич. Церковью и развития его реформац. Учения. Начав еще в предшествующий период с выступлений в поддержку запрещенного в Чехии учения англ. Бюргерского реформатора Уиклифа, Г., опираясь на традиции нар. Борьбы и используя произв. Чеш. Предшественников бюргерской реформации Яна Милича и Матвея из Янова, создает стройное антицерк. Учение, проникнутое идеями патриотизма.
Величайший успех объединенных сил слав. Народов - победа над войсками Нем. Ордена под Грюнвальдом (см. Грюнвальдская битва 1410) вызывает живой отклик у Г. Выступлением против продажи индульгенций (1412) открывается последний период жизни и деятельности Г. Преданный церковью анафеме, Г. Апеллирует к народу, создавая предпосылки идеологии гуситского революционного движения. Под влиянием обостряющейся клас. Борьбы в Чехии учение Г. Приобретает более радикальный характер. Мн. Ученики Г., особенно Иероним Пражский, усиливают революц. Элементы его учения. Сам Г., вынужденный после папского отлучения покинуть Прагу, провел 2 года на Ю. Чехии. Здесь он выступает перед крестьянами, и его проповедь все больше приближается к выражению чаяний нар.
Масс. В это время Г. Завершает трактат "О церкви" ("De ecclesia"), в к-ром подвергает критике церк. Порядки и несправедливости обществ. Строя. Завершает перевод Библии на чеш. Яз. Перевод Библии был также показателем зрелости чеш. Лит. Яз. Разработанная Г. Система чеш. Орфографии в осн. Чертах сохранилась до нашего времени.В 1414 Г. Был вызван на церк. Собор в Констанце. Вскоре после приезда в Констанцу (28 окт. 1414) Г., несмотря на охранную грамоту, выданную ему имп. Сигизмундом, был брошен в тюрьму, где находился более 7 мес. Собор отказался от рассмотрения взглядов Г. По существу и потребовал безусловного отречения. Верхи католич. Церкви хотели не только морально сломить Г., но и дискредитировать его учение в глазах чеш. Народа. Г. Наотрез отказался от отречения и был заживо сожжен.
Хотя Г. Не отрицал догматов и таинств католич. Церкви, а критика феод. Отношений в его произв. Не доходила до призывов к уничтожению насильств. Путем феод. Собственности и феод. Эксплуатации и по своему социальному содержанию учение Г. Было бюргерским, тем не менее в нем заключались в самом общем виде требования и плебеев, и крестьян. Произв. И проповеди Г. Наполнены горячим сочувствием к трудящимся и эксплуатируемым. Он говорил, что паны и попы обирают бедноту и "пасут свое брюхо в роскоши". Основой общества Г. Считал крестьян, к-рые своим трудом содержат все остальные сословия и во время войны защищают страну. Г. Подчеркивал, что не только короли и епископы, но и купцы богатеют неправедным путем - путем обмана и ростовщичества.
Он отстаивал идею равенства мужчин и женщин, проповедовал, что отношения внутри семьи должны быть основаны на равенстве супругов и взаимном уважении.По мере подъема революц. Движения в Чехии сам Г. Придавал своему учению все более радикальный характер. Осн. Принципом поведения человека и орудием обществ. Преобразований Г. Считал познанный разумом "закон божий". Этот закон является абсолютной нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая традиц. Деление феод. Общества на 3 сословия (духовенство, дворянство и простой народ), Г. Допускал сохранение власти в руках господств. Классов только при условии соблюдения "закона божьего". При нарушении этой нормы подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Т. О., учение Г.
Не исключало возможности нар. Выступлений против "неправедных властей", из чего впоследствии таборитами и были сделаны практич. Революц. Выводы. Большое значение имело выступление Г. Против феод. Собственности церкви. Г. Не только порицал богатства церкви, но и требовал секуляризации церк. Земель. Это встречало поддержку части светских феодалов. Именно поэтому Г. Пользовался до известного времени покровительством чеш. Короля Вацлава IV.Г. И его ученики поддержали и теоретически обосновали проповедуемое Матвеем из Янова требование введения единого обряда причащения (вином и хлебом) для всех верующих. Это требование изменения обряда отражало стремление нар. Масс лишить церковников их привилегированного положения (в католич. Церкви вином причащаются только священнослужители).
Оно стало в дальнейшем одним из лозунгов гуситского революц. Движения. Как пламенный патриот и борец, Г. Выступал в защиту нац. Прав чеш. Народа, чеш. Языка и культуры. Г. Призывал к борьбе против иноземного засилья. Но он был далек от нац. Ограниченности ("хороший немец мне милей плохого чеха"). Г. Был замечат. Оратором. В своих проповедях, произносимых на чеш. Языке, в яркой и доступной форме он пропагандировал свои идеи, пробуждая революц. Активность масс.Ист. Заслуга Г. Состоит в том, что он явился основоположником ранней чеш. Бюргерской реформации - краеугольного камня идеологии гуситского революц. Движения, ставшего подготовит. Ступенью первой крупной битвы буржуазии против феодализма - Реформации. Г. Сумел с большой силой выразить чаяния народа.
Нар. Массы делали из учения Г. Революц. Выводы, поднимавшие их клас. Борьбу на более высокую ступень. Стойкость и твердость Г. Перед лицом испытаний навеки останутся в памяти народов. Г. Занял достойное место в ряду выдающихся борцов против социальной несправедливости и нац. Гнета.Жизни и деятельности Г. Посвящено много работ. Уже в ходе гуситских войн был создан ряд лит. Произв. О нем. Однако значит. Часть объективных свидетельств современников была уничтожена феод.-католич. Реакцией. Ее идеологи еще в 15 в. Выдвинули тезис о том, что "еретич." выступление Г. Якобы было порождено не чеш. Условиями, что в учении его не было ничего самостоятельного, все было заимствовано у англ. "архиеретика" Уиклифа. Это заимствованное у Уиклифа учение привело страну к "катастрофе" и "неисчислимым бедствиям".
Вымыслы феод.-католич. Реакции позднее послужили основой псевдонауч. Концепции реакц. Бурж. Школы историков, отражавшей интересы правящих кругов австр. Монархии и империалистич. Германии (К. Хёфлер (К. Höfler, Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Böhmen, 1 Theil, Wien, 1856). Й. Лозерт (J. Loserth, Hus und Wiklif, 1884. 2-е исправл. Изд. Вышло в 1925) и др.). Хёфлер, в частности, утверждал, что идеи Уиклифа, носителями к-рых, по его мнению, являлся Г., не могли быть восприняты Чехией, стоявшей далеко позади Зап. Европы, и вылились лишь в цепь невиданных злодейств. Основываясь на этом, Хёфлер оправдывал ужасы инквизиции в Чехии, гонения против "еретиков", в частности расправу с Г.Основоположник чеш. Бурж. Историографии и крупнейший ее представитель Ф.
Палацкий, высоко оценивая деятельность Г. И подчеркивая его значение в мировой истории, сводил выступление Г. К религ.-нравств. Протесту против злоупотреблений католич. Духовенства. Раскрывая нац. Мотивы в учении Г., Палацкий со своих узкоклас. Бурж. Позиций стремился скрыть его социальное содержание. Концепция Палацкого была воспринята чеш. Бурж. Историографией 19-20 вв. (работы В. Новотного (V. Novotny, M. Jan Hus. Zivot a uceni, d. 1, Praha, 1919), В. Кибаля (V. Kybal, Jan Hus, d. L-2, Praha, 1923-26), В. Флайшганса (V. Flajshans. Mistr Jan, receny Hus z Husince, Praha, 1901, рус. Пер. - Ян Гус, M., 1916) и др.).Особо следует отметить работы проф. Теологич. Ф-та Пражского ун-та Ф. Бартоша (F. М. Bartos, Cechy n dobe Husove, в кн. Ceské dejiny, dil. 2, cást, Praha, 1947.
Его же, Co vime о Husove nového, Praha, 1946, и мн. Др.), собравшего очень большой фактич. Материал и внесшего, несмотря на свои идеалистич. Концепции, определенный вклад в изучение жизни и деятельности Г. С сугубо конфессиональных позиций изучали деятельность Г. Рус. Историки-славянофилы в 19 в. (Е. Новиков, А. С. Клеванов, И. С. Пальмов и др.). Они считали его лишь церк. Реформатором, пытались установить связи Г. И его последователей и учеников с вост. Православием. В их работах Г. Предстает как мученик, они восхищаются его верой и долготерпением.З. Неедлы еще в первые годы своей деятельности отказался от традиц. Бурж. Толкования деятельности Г. В дальнейшем он развивал эти взгляды. В работе "Гус и наше время" ("Hus a nase doba", Praha, 1946) Неедлы показал его как борца, патриота, учение к-рого взламывало самые основы католич.
Церкви, подрывая основы существ. Политич. Строя. Сам богословский характер соч. Гуса Неедлы объяснял условиями средневековья. Марксистская историография исходит в оценке Г. Из высказываний о нем К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс в "Хронологич. Выписках" неоднократно касался выступлений Г., называя его защитником нац. И нар. Прав чехов (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 6, 1939, с. 214). Ф. Энгельс, отмечая, что борьба против феод. Строя выразилась в европ. Странах прежде всего в развитии бюргерской ереси, констатировал, что "…Гус и каликстинцы в Богемии были главными представителями этого направления" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд. Т. 7, с. 362).Марксистская наука ЧССР рассматривает изучение идей и деятельности Г. Как одну из важных проблем.
В общих работах по истории гуситского революц. Движения И. Мацек ("Гуситское революц. Движение", 1952, рус. Пер. 1954. "Табор в гуситском революц. Движении", т. 1-2, 1952-55, рус. Пер. 1956-59. J. Macek, Jan Hus, Praha, 1961), высоко оценивая деятельность Г. И связывая его учение со всей совокупностью социально-экономич. Условий Чехии 14 - нач. 15 вв., подчеркивает, что Г. Заложил фундамент целостной антицерк. Идеологии, проникнутой патриотич. Мотивами. Р. Каливода (R. Kalivoda, Husitska ideologie, Praha, 1961) показывает, что идеология Г. Выражает интересы нар. Масс, хотя и с клас. Позиций бюргерской оппозиции (см. Указ. Соч., с. 179).Соч. Sebrané spisy. Sv. 1-6, Praha, 1903-08. Tractatus de ecclesia, Camb., 1956. Sermones de tempore, qui Collecta dicuntur, vyd.
A. Schmidtová (Spisy, sv. 7), Praha, 1959. В рус. Пер. - Послания магистра Иоанна Гуса, M., 1903.Лит. См. При ст. Гуситское революционное движение.В. Т. Рубцов. Москва..
Дополнительный поиск Гус
На нашем сайте Вы найдете значение "Гус" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 3 символа