Гус
I(Goes) Хуго ван дер [ок. 1435—40, Гент (?), — 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя], нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. Живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую — людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов («Поклонение волхвов», Эрмитаж, Ленинград. «Поклонение пастухов» — т. Н. Алтарь Портинари, около 1474—75, Гал. Уффици, Флоренция. «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» — в Картинной галерее, Берлин-Далем). Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны («Грехопадение», Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др.).
При этом у Г. Сохранялись угловатость, ломкость ритма, условность пространственных и масштабных соотношений. В поздней картине Г. «Успение богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер. Лит. Недошивин Г. А., Портретные образы Гуго ван дер Гуса и кризис раннего нидерландского Возрождения, «Уч. Зап. МГУ», 1947, в. 126, кн. 1. Winkier F., Das Werk des Hugo van der Goes, B., 1964. Х. Ван дер Гус. «Успение богоматери». Муниципальная художественная галерея. Брюгге.II(Hus) Ян (1371, Гусинец, — 6.7.1415, Констанца), национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил Карлов университет в Праге, в 1396 магистр, в 1401—02 декан факультета свободных искусств, в 1402—1403 и 1409—10 ректор Карпова университета.
С 1402 проповедник Вифлеемской часовни (См. Вифлеемская часовня) в Праге. С начала деятельности открыто объявил себя сторонником Уиклифа, учение которого было запрещено в Чехии. В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Г. Обличал католическое духовенство, требовал коренной реформы церкви, осуждал её богатство, развращённость клира, симонию (продажа и покупка церковных должностей), выступал против нем. Засилья в Чехии, угнетения бедняков. Идеалом для Г. Являлась церковь, улучшенная по образцу церкви раннехристианской. Источником действий верующих Г. Считал Священное писание, а не распоряжения официальной церкви и её главы. Проповеди Г. На первых порах вызвали сочувствие определённых кругов господствующего класса в Чехии, заинтересованных в секуляризации церковных земель, симпатии чеш.
Короля Вацлава IV. Однако в дальнейшем развитие Г. Идей Реформации вызвало резкий отпор с их стороны. В 1410 Г. Был отлучен от церкви и в 1412, после выступления против продажи индульгенций, вынужден покинуть Прагу. Г. Отправился в Южную Чехию, где выступал с проповедями, всё более выражая в них чаяния широких народных масс. В конце 1414 Г. Был вызван на церковный собор в Констанце, где в открытом споре надеялся защитить своё учение. Однако, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда I, был схвачен и брошен в тюрьму. Все попытки католических церковников склонить Г. К отречению от его учения не привели к успеху. Г. Был осужден собором как еретик и сожжён заживо. Гибель Г. Вызвала скорбь, возмущение и всеобщий взрыв народного недовольства в Чехии, вылившиеся в Гуситское революционное движение.
В своей главной работе («О церкви», 1413), опираясь на народные традиции в критике церкви и общества и на произведения народных проповедников Яна Милича, Матвея (См. Матвей) из Янова, Г. Сделал из учения Уиклифа демократические и гуманистические выводы. Г. Не отвергал догматов Священного писания. Основным принципом гуманизма и орудием общественное традиционное деление феодального общества на три сословия (духовенство, дворянство, простой народ), однако, согласно учению Г., сохранение власти в руках господствующих классов допустимо только при условии соблюдения ими «закона божьего». В противном случае подданные не только имеют право, но даже обязаны выйти из повиновения, причём каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована «правда божья».
Учение Г. Заложило основу как бюргерской, так и крестьянско-плебейской революционной идеологии, оказало влияние на формирование идей нем. Реформации. Г. Защищал национальные права чеш. Народа, чеш. Язык и культуру, разработал систему чеш. Орфографии, которая в основных чертах сохранилась до нашего времени. В Праге установлен памятник Г. (открыт в 1915, скульптор Л. Шалоун). Соч. Spisy, c. 1—10, Praha, 1903—1927. Послания магистра Иоанна Гуса, пер. С чеш. И лат., М., 1903. Лит. Маркс К., Хронологические выписки, (тетрадь) 2, в кн. Архив Маркса и Энгельса, т. VI, [Л.], 1939. Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955. Его же, Ян Гус, М., 1958. Machovec М., Husovo uceni a význam v tradici ceského národa, Praha, 1953. Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961 (рус.
Резюме, с. 495—511). Н. М. Пашаева. Ян Гус..
Дополнительный поиск Гус
На нашем сайте Вы найдете значение "Гус" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 3 символа