Иудаизм

98

(от др.-евр. Иегуда - мифич. Основоположник древнего племени иудеев) - одна из древнейших религий, распространенных гл. Обр. Среди евреев.Первые сведения о религии древних евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. До н. Э.). В древнейшем И. Имелись анимистич. И тотемистич. Представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т. Е. Дозволенные, и трефные, недозволенные). Широкое распространение имел обряд обрезания, известный в религиях мн. Народов. Эти древние установления сохранились и в совр. И. С завоеванием евр. Племенами Палестины в 13 в. До н. Э. И переходом их к земледелию в И. Возникло почитание богов - покровителей с. Х-ва, многочисл. Местных ваалов - (господ).

По представлениям древних евреев, излюбленным местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники. Святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек - раб божий и во всем зависит от божеств. В 11-10 вв. До н. Э., с образованием в Палестине древнеевр. Рабовладельч. Гос-ва и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного главного бога Яхве. Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. До н. Э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. Возглавляли эту борьбу господств. Эксплуататорские классы, заинтересованные в ликвидации первобытнообщинных и родовых религий и установлений и в прикрытии своего гнета авторитетом "общенародного" единого бога.

В 622 до н. Э. Иудейский царь Иосия провел религ. Реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н. Э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. Часть населения попала в плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизировала привезенные из Иерусалима "священные письмена" (правовые и историч. Соч., обрядово-религ. Кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоевания Вавилонии перс. Царем Киром II (в 538 до н. Э.) евр. Населению было разрешено вернуться в Палестину. Был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. Догматы И. Вера в бога Яхве (Иегову), "творца" мира, предопределяющего судьбу "своего народа" - израиля.

Вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в "землю обетованную". И. Связал верующих 613 заповедями, излож. В Торе. Многочисл. Предписания должны были держать в экономич. И духовном рабстве нар. Массы. В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. До н. Э. - 1 в. Н. Э. Образовалась партия "эллинистов" (саддукеи), состоявшая из землевладельч. И духовной аристократии. Связанная с македонской династией, она выступала за компромисс между Торой и греч. Философией. За "чистоту" И. Выступали фарисеи, к-рые стали приспосабливать Тору к новым социальным условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н. Э. В Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ.

Толкований. К этому периоду относится начало письм. Оформления Талмуда (завершенное к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иудейские общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н. Э. Стали центрами отправления культа И. Законоучители Талмуда именем Яхве освящали иерархич. Порядки складывавшегося феодализма, внушали верующим смирение и покорность, мешая бороться против эксплуатации и гнета.В эпоху феодализма тяжелое положение нар. Евр. Масс, загнанных в Зап. Европе в гетто, отразилось в мистич. Учении Каббала, в к-ром элементы И. Переплетаются с воззрениями нек-рых христ. Сект и ислама, с греко-араб. Философией и перс. Религ. Представлениями. Оплотом И. В ср. Века стали раввины, к-рые в обширной лит-ре толковали религ.

Обряды и предписания, приумножив 613 заповедей, излож. В Пятикнижие, законоположениями, призванными держать народ в невежестве и смирении.Не имея сил освободиться от тяжелых условий жизни в гетто и власти раввинов, трудящиеся евреи нередко доверялись разл. "чудотворцам". В 18 в. Среди евреев Польши и Украины возникло движение хасидизма ("учение о благочестии"), возглавленное "чудотворцем" И. Бештом (1700-60). Бешт не звал своих сторонников к борьбе за освобождение, его "учение о благочестии" было призывом к бегству от тяжелой действительности. Преемники Бешта включили в хасидизм идею о цадике (праведнике), одаренном якобы сверхъестеств. Силой и способном воздействовать на природу по своему произволу.В эпоху капитализма иудейские богословы, приспосабливаясь к новым социальным условиям, пытались реформировать И.

В 1842 в Германии возник "Союз друзей реформы", к-рый приступил к "очищению" И. От обрядности, мешающей сближению евреев с окруж. Населением, к упрощению синагогальной службы. Он отрицал "святость" Талмуда, мессианский догмат и идею о возврате в "землю отцов".Идеология И. Была взята на вооружение орг-цией сионистов, созданной в кон. 19 в. (см. Сионизм). Проповедуя богословский миф об избранности богом Яхве евр. Народа, сионисты стремились отвлечь трудящихся евреев от интернац. Борьбы рабочего класса против капитализма. После 1-й мировой войны центр И. Переместился из Европы в США, где насчитывается ок. 4 тыс. Синагог. Все амер. Учреждения И. Объединены в Совет синагог Америки, в ведении к-рого находятся не только синагоги, но и религ.

Школы и ин-ты. Среди части теологов И. В США заметно стремление восстановить и сохранить И. В его "ортодоксальном" виде со всеми его ср.-век. Предписаниями (т. Н. "реконструктивисты"). В Израиле И. Является офиц. Культом. Его идеологи (С. Городецкий, И. Бергман, М. Бубер) проповедуют хасидизм с его тезисом, будто в Израиле "впервые открылся и пребывает постоянно дух Яхве", с концепцией сионизма о том, что "вокруг Сиона" должны быть собраны все евреи. Израильская синагога оправдывает реакц. Политику правящих сионистских кругов гос-ва Израиль.В СССР с ликвидацией эксплуататорских классов социальные корни И., как и всякой др. Религии, подорваны. Верующим евреям наравне с приверженцами др. Религий предоставлена свобода отправления культа.Критика И.

Уже в ту эпоху, когда складывался Талмуд, вольнодумец Элиша бен Абуя (Палестина, 2 в.) поднял голос против И., его проповеди покорности и смирения, поучения о небесном промысле и воздаянии. Выдающимся критиком И. Был Хиви Габалки (из г. Балх, совр. Афганистан, 9 в.). В кн., содержащей 200 возражений против божеств. Происхождения Ветхого завета, он отверг богооткровенность Библии и Талмуда, показал противоречивость и абсурдность повелений И. Против Василия раввината выступал поэт и публицист 13 в. Иммануил Римский. В поэме "Ад и рай" он высмеивал догматы И. И бичевал нравы талмудистов. И. Был подвергнут критике в произв. Мыслителя 17 в. Уриеля д'Акосты ("О смертности души и др. Произведения", М., 1958). Крупным вкладом в историю атеизма и критику И.

Явл. Богословско-политич. Трактат Б. Спинозы (17 в.).Представители евр. Бурж. Просветительства кон. 18 в. - нач. 19 в. В России подвергли резкой критике антинар. Сущность хасидизма, но они были далеки от строго науч. Понимания социально-экономич. И духовных явлений (И. Оршанский, И. Эртер, А. Ковнер). Критика И. Нашла свое отражение в соч. Классиков евр. Лит-ры М. Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема, Переца, к-рые в отд. Произведениях разоблачали реакц. Роль И. Однако только основоположники марксизма впервые раскрыли подлинные корни И. Вооруженные учением Маркса - Ленина и опираясь на достижения историч. Науки, сов. Историки И. И. Скворцов-Степанов, Е. Ярославский, H. M. Никольский, А. Б. Ранович и др. Доказали, что И. Видоизменялся, что его историю можно понять и объяснить только в свете реальной истории евреев, что он, как и любая др.

Религия, выражает в антагонистич. Клас. Гос-ве интересы эксплуататорских классов, противится установлению нового передового социального строя.Лит. (кроме указ. В ст.). К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955. В. И. Ленин о религии, М., 1954. Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908. Его же, Древний Израиль, 2 изд., М., 1922. Его же, Евр. И христ. Праздники, их происхождение и история, М., 1930. Тюменев А., Евреи в древности и ср. Века, П., 1922. Франк-Каменецкий И. Г., Пророки-чудотворцы, Л., 1925. Гейликман Т. Б., Ист. Обществ. Движения евреев в Польше и России, М.-Л., 1930. Ранович А., Очерк ист. Древнеевр. Религии, М., 1937. Амусин И. Д., Народ земли, "ВДИ", 1955, No 2. Его же, Рукописи Мертвого моря, М., 1961. Крывелев И. A., Книга о Библии, М., 1958.

Беленький М. С., Хиви Габалки и его возражения против божеств. Происхождения Ветхого завета, ВИРА, в. 6, М., 1958, в. 8, М., 1960. Его же, О совр. Иудаизме в США и Израиле, ВИРА, в. 7, М., 1959. Его же, Что такое Талмуд, М., 1963. Шахнович М. И., Реакц. Сущность иудаизма, М.-Л., 1960. Критика иудейской религии. Сб. Ст., М., 1962. Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. С нем., СПБ, 1909. Finkelstein L., The Jews. Their history, culture, and religion, v. 1-2, N. Y., (1949). Anderson J. N. World's religions, N. Y., 1954. Baron S. W., Social and religious history of the Jews, 2 ed., v. 1-8, N. Y., 1952-58.M. С. Беленький. Москва..

Значения в других словарях
Иудаизм

религия, возникшая в 1-м тыс. До н. Э. В Палестине. Распространена среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США. В 13 в. До н. Э. Часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от египетского фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной союз, принявший название «Израиль»..

Иудаизм

ИУДАИЗМ - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. До н. Э. В Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору ("Пятикнижие Моисея"), книги проро..

Иудаизм

ИУДАИЗМ, древнейшая монотеистическая религия, возникла в 1-м тыс. До н. Э. В Палестине. Распространена гл. Образом среди евреев. Приверженцы И. Верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель Божественного Откровения). Канон священных книг И. Включает Тору ("Пятикнижие Моисея"), книги пророков и т. Н. Писани..

Иудаизм

ИУДАИЗМ, наиболее ранняя монотеистическая религия>, возникшая в 1-м тысячелетии до нашей эры в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь>, грядущий приход> Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ> выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору ("Пятикнижие Моисея"..

Иудаизм

Иудейская религия — см. Религия иудейская.. ..

Иудаизм

Религия еврейского народа. Слово "иудаизм" происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова - Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное - Иудейское - царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного - Израильского - царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием "йехудим", "..

Иудаизм

Очевидно, что Библия есть творение евреев, но не менее очевидно, что сами евреи есть творение Библии. Джозеф Джейкобе Евреи несли Библию сквозь века как свое переносное отечество. Генрих Гейне Талмуд есть еврейский католицизм. Генрих Гейне Быть может, мы — сыновья торговцев, но мы же — внуки пророков. Хаим Вейцман Пристать к Христу — задача для еврея слишком трудная. Сможет ли он когда-нибудь уверовать в божественность другого еврея. Генрих Гейне Я воспитан в еврейской традиции, которая запрещае..

Иудаизм

Михельсон А.Д., 1865). ..

Иудаизм

См. Вера.... ..

Иудаизм

Наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. До н. Э. В Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору ("Пятикнижие Моисея"), книги пророков и т. Н..

Иудаизм

М.Одна из древнейших мировых религий, распространенная среди евреев и основанная на Ветхом Завете и Талмуде.. ..

Иудаизм

ИУДАИ́ЗМ -а. М. Одна из древнейших религий, распространённая среди евреев (иудеев) разных стран мира. ● Иудаизм возник во втором тысячелетии до нашей эры. Культ Яхве - бога иудеев, превратился впоследствии в культ единого бога, управляющего миром. Догматы иудаизма изложены в Торе, Библии и Талмуде.. ..

Иудаизм

-а, м. Возникшая в 1 тысячелетии до н. Э. В Палестине и распространившаяся среди евреев религия, в основе к-рой лежит культ бога Яхве (Иеговы). Религиозно-мифологические представления иудаизма. II прил. Иудаистский, -ая, -ое и иудаистический, -ая, -ое. Иудаистическая мифология.. ..

Иудаизм

Иуадизма, мн. Нет, м. (книжн. Религ.). Религиозная система иудейства.. ..

Иудаизм

- религия единобожия с культом бога Яхве, возникшая в конце II тысячелетия до н. Э. В Палестине и распространенная среди евреев. Главные священные книги - Тора (Пятикнижие Моисея), а также Талмуд, выполняющий в иудаизме роль Священного Предания.. ..

Иуда Галилеянин

Из города Гамалы - руководитель и основатель группировки зелотов в Иудее в нач. 1 в. Н. Э. Возглавил большое антирим. Восстание в 6 (или 7) н. Э. Поводом к восстанию послужила оценка имущества в Иудее, производимая легатом Квиринием. Признавая единственным владыкой бога, И. Г. Выступал против царской власти. Погиб в бою.. ..

Иуда Искариот

Евангельский персонаж, один из 12 апостолов - учеников Иисуса Христа. По легенде, И. И. Предал своего учителя за тридцать сребреников и дал возможность представителям иудейской общины тайно схватить Иисуса Христа. Образ Иуды сконструирован авторами евангелий в соответствии с ветхозаветными пророчествами о мученичестве спасителя - мессии. Имя И. И. Стало в лит-ре и нар. Творчестве синонимом предателя.. ..

Иудейская Война 66-73

Восстание иудейских крестьян и ремесленников против Рима, одно из нар. Движений, сопутствовавших в рим. Провинциях общему социальному кризису империи. Руководителями были зелоты, боровшиеся против Рима во имя религ. Исключительности и фанатизма, и сикарии, выступавшие против рабства и имуществ. Неравенства. Высшее жречество и фарисеи искали мира с Римом и стремились заглушить восстание. Поводом к И. В. Явились злоупотребления римского прокуратора Флора. Вначале зелотам и сикариям удалось овладет..

Иудейская Религия

См. Иудаизм.. ..

Иудаизм

ИУДАИЗМ - национальная религия евреев. Первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно-семитской, а также египетской и шумеро-аккадской мифологией, зороастризмом и - позднее - гностицизмом. В истории И. Могут быть выделены такие периоды, как библейский, талмудический, раввинистический и реформационный. Если исходно (конец 2 тысячелетия до н.э.) возрения И. Центрировались вокруг мифологем ваалов - покровителей природных объектов, то содержа..

Иудаизм

Религия, возникшая во втором тысячелетии до н. Э. Среди древних еврейских племен. И процессе дальнейшего развития сложилась как монотеистическая религия, исповедующая веру в единого бога - Ягве (Иегову). В связи с расселенном евреев по многим странам мира получил распространение и И. С 1948 - официальная религия в Израиле.. ..

Иудаизм

Национальная религия евреев. Первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно-семитской, а также египетской и шумеро-аккадской мифологией, зороастризмом и - позднее - гностицизмом. В истории И. Могут быть выделены такие периоды, как библейский, талмудический, раввинистический и реформационный. Если исходно (конец 2 тысячелетия до н.э.) возрения И. Центрировались вокруг мифологем ваалов - покровителей природных объектов, то содержательные тр..

Иудаизм

Религия, исповедуемая гл. Обр. Евр. Народом (если не считать ср.-век. Хазар и нек-рых групп амер. Негров). Началом специфич. Развития И. Принято считать рубеж 1 и 2 вв. Н.э., когда разрыв между евр. И христ. Общинами стал совершившимся фактом. И. Следует отличать от *иудейства, хотя в западноевроп. Языках оба эти понятия обозначаются одинаково. Гл. Источниками И., кроме книг ВЗ, являются раввинистич. Традиция и *Талмуд. Если иудейство сохраняло плюрализм *течений и сект, то в И. Сложилась устойч..

Иудаизм

Религия, распространенная среди евреев. Возникла в 1 тысячелетии до Рождества Христова в Палестине.. ..

Дополнительный поиск Иудаизм Иудаизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иудаизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иудаизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа