Иудаизм
(от др.-евр. Иегуда - мифич. Основоположник древнего племени иудеев) - одна из древнейших религий, распространенных гл. Обр. Среди евреев.Первые сведения о религии древних евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. До н. Э.). В древнейшем И. Имелись анимистич. И тотемистич. Представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т. Е. Дозволенные, и трефные, недозволенные). Широкое распространение имел обряд обрезания, известный в религиях мн. Народов. Эти древние установления сохранились и в совр. И. С завоеванием евр. Племенами Палестины в 13 в. До н. Э. И переходом их к земледелию в И. Возникло почитание богов - покровителей с. Х-ва, многочисл. Местных ваалов - (господ).
По представлениям древних евреев, излюбленным местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники. Святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек - раб божий и во всем зависит от божеств. В 11-10 вв. До н. Э., с образованием в Палестине древнеевр. Рабовладельч. Гос-ва и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного главного бога Яхве. Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. До н. Э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. Возглавляли эту борьбу господств. Эксплуататорские классы, заинтересованные в ликвидации первобытнообщинных и родовых религий и установлений и в прикрытии своего гнета авторитетом "общенародного" единого бога.
В 622 до н. Э. Иудейский царь Иосия провел религ. Реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н. Э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. Часть населения попала в плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизировала привезенные из Иерусалима "священные письмена" (правовые и историч. Соч., обрядово-религ. Кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоевания Вавилонии перс. Царем Киром II (в 538 до н. Э.) евр. Населению было разрешено вернуться в Палестину. Был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. Догматы И. Вера в бога Яхве (Иегову), "творца" мира, предопределяющего судьбу "своего народа" - израиля.
Вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в "землю обетованную". И. Связал верующих 613 заповедями, излож. В Торе. Многочисл. Предписания должны были держать в экономич. И духовном рабстве нар. Массы. В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. До н. Э. - 1 в. Н. Э. Образовалась партия "эллинистов" (саддукеи), состоявшая из землевладельч. И духовной аристократии. Связанная с македонской династией, она выступала за компромисс между Торой и греч. Философией. За "чистоту" И. Выступали фарисеи, к-рые стали приспосабливать Тору к новым социальным условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н. Э. В Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ.
Толкований. К этому периоду относится начало письм. Оформления Талмуда (завершенное к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иудейские общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н. Э. Стали центрами отправления культа И. Законоучители Талмуда именем Яхве освящали иерархич. Порядки складывавшегося феодализма, внушали верующим смирение и покорность, мешая бороться против эксплуатации и гнета.В эпоху феодализма тяжелое положение нар. Евр. Масс, загнанных в Зап. Европе в гетто, отразилось в мистич. Учении Каббала, в к-ром элементы И. Переплетаются с воззрениями нек-рых христ. Сект и ислама, с греко-араб. Философией и перс. Религ. Представлениями. Оплотом И. В ср. Века стали раввины, к-рые в обширной лит-ре толковали религ.
Обряды и предписания, приумножив 613 заповедей, излож. В Пятикнижие, законоположениями, призванными держать народ в невежестве и смирении.Не имея сил освободиться от тяжелых условий жизни в гетто и власти раввинов, трудящиеся евреи нередко доверялись разл. "чудотворцам". В 18 в. Среди евреев Польши и Украины возникло движение хасидизма ("учение о благочестии"), возглавленное "чудотворцем" И. Бештом (1700-60). Бешт не звал своих сторонников к борьбе за освобождение, его "учение о благочестии" было призывом к бегству от тяжелой действительности. Преемники Бешта включили в хасидизм идею о цадике (праведнике), одаренном якобы сверхъестеств. Силой и способном воздействовать на природу по своему произволу.В эпоху капитализма иудейские богословы, приспосабливаясь к новым социальным условиям, пытались реформировать И.
В 1842 в Германии возник "Союз друзей реформы", к-рый приступил к "очищению" И. От обрядности, мешающей сближению евреев с окруж. Населением, к упрощению синагогальной службы. Он отрицал "святость" Талмуда, мессианский догмат и идею о возврате в "землю отцов".Идеология И. Была взята на вооружение орг-цией сионистов, созданной в кон. 19 в. (см. Сионизм). Проповедуя богословский миф об избранности богом Яхве евр. Народа, сионисты стремились отвлечь трудящихся евреев от интернац. Борьбы рабочего класса против капитализма. После 1-й мировой войны центр И. Переместился из Европы в США, где насчитывается ок. 4 тыс. Синагог. Все амер. Учреждения И. Объединены в Совет синагог Америки, в ведении к-рого находятся не только синагоги, но и религ.
Школы и ин-ты. Среди части теологов И. В США заметно стремление восстановить и сохранить И. В его "ортодоксальном" виде со всеми его ср.-век. Предписаниями (т. Н. "реконструктивисты"). В Израиле И. Является офиц. Культом. Его идеологи (С. Городецкий, И. Бергман, М. Бубер) проповедуют хасидизм с его тезисом, будто в Израиле "впервые открылся и пребывает постоянно дух Яхве", с концепцией сионизма о том, что "вокруг Сиона" должны быть собраны все евреи. Израильская синагога оправдывает реакц. Политику правящих сионистских кругов гос-ва Израиль.В СССР с ликвидацией эксплуататорских классов социальные корни И., как и всякой др. Религии, подорваны. Верующим евреям наравне с приверженцами др. Религий предоставлена свобода отправления культа.Критика И.
Уже в ту эпоху, когда складывался Талмуд, вольнодумец Элиша бен Абуя (Палестина, 2 в.) поднял голос против И., его проповеди покорности и смирения, поучения о небесном промысле и воздаянии. Выдающимся критиком И. Был Хиви Габалки (из г. Балх, совр. Афганистан, 9 в.). В кн., содержащей 200 возражений против божеств. Происхождения Ветхого завета, он отверг богооткровенность Библии и Талмуда, показал противоречивость и абсурдность повелений И. Против Василия раввината выступал поэт и публицист 13 в. Иммануил Римский. В поэме "Ад и рай" он высмеивал догматы И. И бичевал нравы талмудистов. И. Был подвергнут критике в произв. Мыслителя 17 в. Уриеля д'Акосты ("О смертности души и др. Произведения", М., 1958). Крупным вкладом в историю атеизма и критику И.
Явл. Богословско-политич. Трактат Б. Спинозы (17 в.).Представители евр. Бурж. Просветительства кон. 18 в. - нач. 19 в. В России подвергли резкой критике антинар. Сущность хасидизма, но они были далеки от строго науч. Понимания социально-экономич. И духовных явлений (И. Оршанский, И. Эртер, А. Ковнер). Критика И. Нашла свое отражение в соч. Классиков евр. Лит-ры М. Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема, Переца, к-рые в отд. Произведениях разоблачали реакц. Роль И. Однако только основоположники марксизма впервые раскрыли подлинные корни И. Вооруженные учением Маркса - Ленина и опираясь на достижения историч. Науки, сов. Историки И. И. Скворцов-Степанов, Е. Ярославский, H. M. Никольский, А. Б. Ранович и др. Доказали, что И. Видоизменялся, что его историю можно понять и объяснить только в свете реальной истории евреев, что он, как и любая др.
Религия, выражает в антагонистич. Клас. Гос-ве интересы эксплуататорских классов, противится установлению нового передового социального строя.Лит. (кроме указ. В ст.). К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955. В. И. Ленин о религии, М., 1954. Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908. Его же, Древний Израиль, 2 изд., М., 1922. Его же, Евр. И христ. Праздники, их происхождение и история, М., 1930. Тюменев А., Евреи в древности и ср. Века, П., 1922. Франк-Каменецкий И. Г., Пророки-чудотворцы, Л., 1925. Гейликман Т. Б., Ист. Обществ. Движения евреев в Польше и России, М.-Л., 1930. Ранович А., Очерк ист. Древнеевр. Религии, М., 1937. Амусин И. Д., Народ земли, "ВДИ", 1955, No 2. Его же, Рукописи Мертвого моря, М., 1961. Крывелев И. A., Книга о Библии, М., 1958.
Беленький М. С., Хиви Габалки и его возражения против божеств. Происхождения Ветхого завета, ВИРА, в. 6, М., 1958, в. 8, М., 1960. Его же, О совр. Иудаизме в США и Израиле, ВИРА, в. 7, М., 1959. Его же, Что такое Талмуд, М., 1963. Шахнович М. И., Реакц. Сущность иудаизма, М.-Л., 1960. Критика иудейской религии. Сб. Ст., М., 1962. Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. С нем., СПБ, 1909. Finkelstein L., The Jews. Their history, culture, and religion, v. 1-2, N. Y., (1949). Anderson J. N. World's religions, N. Y., 1954. Baron S. W., Social and religious history of the Jews, 2 ed., v. 1-8, N. Y., 1952-58.M. С. Беленький. Москва..
Дополнительный поиск Иудаизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Иудаизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иудаизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа