Касты

86

(португ. Casta - род, поколение, от лат. Castus - чистый. Санскр. - джати) - эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. "...Одна каста отделена от другой. Между ними не допускается смешение путем браков. Касты совершенно различны по своему значению. У каждой касты своя исключительная, неиз- менная профессия" (Маркс К., Формы, предшествовавшие капиталистическому произ- водству, 1940, с. 12-13).Отдельные признаки кастового деления имелись в общественном строе Древнего Египта, Ирана, Китая, Японии и др. Стран, но наиболее полное развитие система К. Получила в Индии. В Древней Индии К. Сразу же после их зарождения были декретированы религией. Кастовые законы одновременно являются и религиозными законами.

Говоря о кастовом строе в Индии, К. Маркс отмечал его устойчивость, к-рую связывал с устойчивостью индийской общины. Генезис К. - сложный и длительный процесс, происходивший в ходе складывания из родоплеменных групп этнических общностей и формирования феодальной сословно-кастовой структуры. В этом процессе значительную роль сыграло общественное разделение труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). По мере роста разделения труда увеличивалось количество К., и к концу средних веков все индийское общество оказалось расчлененным на сотни К., к-рые образовали единую систему, выражавшую его сословно-классовое и профессиональное деление. Верхнюю группу кастовой иерархии составляли К. Духовных и светских феодалов.

Ниже их стояли военно-земледельческие К. Полноправных общинников (джаты, кунби, редди, веллала и др.) и городские торгово-ростовщические К. (банья, четти, аггарвал и др.). Еще ниже - К. Ремесленников (ткачей, горшечников, кузнецов, плотников, ювелиров и многих других профессий) и неполноправных общин- ников-земледельцев. Низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали К. Полурабов-полукрепостных, "слуг общины", к-рые, кроме земледельческого труда, были заняты в профессиях, рассматриваемых религиозной традицией как "нечистые" (метельщики, кожевники, сапожники, бродячие комедианты и др.). Их называли "неприкасаемыми" (санскрит. - ачхут). Считалось, что члены этих К. Оскверняют представителей более высоких К. "Неприкасаемые" жили в особых поселениях, им запрещалось пользоваться общими колодцами и дорогами, посещать индусские храмы и т.

Д. (в настоящее время основная часть "неприкасаемых" - кабальные батраки). Не только любая новая сословно-классовая или профессиональная, но религиозная и др. Группы приобретали форму К. В процессе ассимиляции более крупными народностями племенные групп последние обычно включались в кастовую систему в качестве низших К. (Такие признаки К., как наследственность профессии, ограничение общения с др. К., определенное место в иерархии К., изменялись в соответствии с изменением социально-экономического положения той или иной К. Условно и понятие "неприкасаемости" (разные народы Индии имеют свою иерархию К., свои кастовые правила, свои "неприкасаемые" К.)). Во главе каждой К. Стояли кастовые советы (панчаяты). Они контролировали экономическую и общественную деятельность членов К., следили за выполнением кастовых законов, отправляли правосудие.К.

Оказали влияние на формирование классов в современном индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии - выходцы из торгово-ростовщических К., сельской верхушки - из высших военно-земледельческих К.Колониальная политика англичан способствовала сохранению и консервации в Индии кастовой системы, к-рая использовалась ими для усиления эксплуатации индийских трудящихся и раскола национально-освободительного движения. Однако развитие капитализма в Индии поколебало социально-экономическую основу кастовой системы. Подвергся разрушению принцип наследственности кастовой профессии.Конституция Республики Индии (1950) объявила равноправие К., правительство Индии проводит специальные мероприятия по улучшению положения "неприкасаемых".

Однако кастовые различия продолжают существовать и оказывать влияние на все стороны жизни индийского народа, особенно в деревне. Обособляя, изолируя людей различных К. Друг от друга, кастовая идеология отравляет общественное сознание народов Индии, препятствует сплочению индийских трудящихся. Реакционные политические круги используют К. Для распространения своего влияния на наиболее отсталые слои населения. Система К., являющаяся в современных условиях пережитком феодализма, - серьезное препятствие на пути к экономическому, социальному и культурному прогрессу страны. Коммунистическая партия Индии последовательно борется против всех проявлений кастеизма.Буржуазная наука уделила значительное внимание происхождению, развитию и современному состоянию системы К.

Во 2-й пол. 19 в. Были сформулированы различные теории происхождения и развития К. Большинство европейских ученых 19 в. Некритически восприняли индуистскую религиозную традицию происхождения К. От четырех варн. Эта точка зрения развита современным индийским этнографом Г. Гхурье (G. S. Ghurye, Caste, class and occupation, Bombay, 1961). Английские этнографы Д. Иббетсон и Дж. Несфилд связывали возникновение К. С закреплением определенных занятий эа различными племенными образованиями (J. S. Nesfield, A brief view of the caste system of the North-Western provinces and Oudh, Allahabad, 1885. D. Ibbetson, Punjab castes, 2 ed., Lahore, 1916). Их последователь - английский этнограф Дж. Хаттон (J. H. Hutton, Caste in India, 3 ed., Oxf.,1961).

Английский этнограф Х. Риели - автор расовой теории происхождения К., к-рые, как он считал, возникли в результате смешения ариев с другими расовыми типами (Н. Risley, The people of India, 2 ed., Calcutta - L., 1915). Современные антропометрические исследования не подтвердили эту точку зрения (Р. С. Biswas, Present state of the problem of correlation between racial and caste differentiation in India, Moscow, 1964). Третье научное направление связано с именем франц. Этнографа Э. Сенара, считавшего, что К. Возникли на основе родоплеменной организации и древнеиндийской сельской общины (Й. Senart, Les castes dans l'Inde, 2 éd., P., 1927). Среди индийских ученых эта точка зрения имеет наибольшее распространение (S. V. Katkar, The history of caste in India, v.

1-2, N. Y. - L., 1909-11. I. Karve, Hindu society - an interpretation, Poona, 1961, и др.). Четвертая точка зрения представлена в работах французского ученого Бугле (С. Bouglé, Essais sur le régime des castes, 2 éd., P., 1933) и английского А. Хокарта (A. M. Hocart, Caste,L., 1950), к-рые интерпретируют систему К. Как форму религиозной организации индуизма. Дальнейшее развитие исследования роли надстроечных ин-тов в генезисе системы К. Получило у французского этнографа и социолога Л. Дюмона (L. Dumont, Une sous-caste de l'Inde du Sud, P., 1957) и англ. Ученого Д. Покока ("Contributions to Indian sociology", No 2, P. - La Haye, 1958).Начиная с 50-х гг. Внимание инд., амер. И англ. Этнографов привлекают вопросы, связанные с ролью К. В социально-экономическом, культурном и политическом развитии современного индийского общества.

Индийский ученый M H. Шринивас первым исследовал зависимость кастового статуса от социально-экономических изменений, назвав этот процесс "сан-скритизацией" (М. N. Srinivas, Religion and society among the Coorgs of South India, Oxf., 1952. Его же, Caste in modern India, Bombay, 1962).В сов. Историографии исследование проблемы К. Лишь начинается. Основное внимание уделяется происхождению К. И положению "неприкасаемых" (Г. Ф. Ильин, Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов, "ВДИ", 1950, No 2. В. И. Кальянов, Об этимологическом толковании терминов varna и jati, в сб. История и культура Древней Индии, М., 1963. Г. Г. Котовский, Соц.-экономич. Содержание проблемы "неприкасаемых", Уч. Зап. Ин-та востоковедения, т. 5, 1953). Касты в Индии.

Сб. Ст., М., 1965.Лит. (кроме указ. В статье). Маркс К., Нищета философии, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 148, 150, 153-54. Его же, Введение (Из экономич. Рукописей 1857-58 гг.), там же, т. 12, с. 722. Его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23.Н. Н. Сосина, Г. Г. Котовский (Историография). Москва..

Значения в других словарях
Касты

(португ. Casta — род, поколение, происхождение. Санскритский эквивалент — джати) эндогамные (см. Эндогамия) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств (привилегированные К. Жрецов в Древнем Египте, Древнем Иране, сословие самураев (См. Самураи) в Японии и т.д.), но ..

Касты

КАСТЫ (португ. Casta - от лат. Castus - чистый. Санскр. Джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, И..

Касты

Термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды. Главные характеристики индийской касты. Эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты). Наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту). Запрещение разделять трапезу с представителя..

Касты

(португ. Casta, от лат. Castus чистый). ..

Касты

- в Индии исторически сложившиеся замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). К. Образуют иерархию со строгими ограничениями. Конституция Индии (1950) признала равноправие всех К.. ..

Касты

Кастытермин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды. Главные характеристики индийской касты. Эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты). Наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту). Запрещение разделять трапезу с представ..

Касты

В древней Индии замкнутые, обособленные социальные группы со строго определенным видом занятий, образом жизни, обычаями и нормами. Принадлежность к касте определялось рождением и общностью происхождения. Кастовая система строилась по иерархическому принципу. Вне каст были только самые презираемые группы населения.. ..

Кастрен

(Castrén), Матиас (Матвей) Александр (2.XII.1813 - 7.V.1852) - фин. Языковед и этнограф, с 1851 - проф. Гельсингфорсского ун-та. Предпринял ряд путешествий, в т. Ч. (1845-49) по сев. Части Европ. России, Уралу, Зап. И Юж. Сибири. К. Исследовал финский, лопарский, эстонский, зырянский (коми), марийский, хантский, самодийские, кетский, коттский, тунгусский, бурятский и др. Языки. Особенно большое значение имеют составленные К. Словари и грамматики ряда ныне исчезнувших самодийских и коттского язык..

Кастро Рус

1.(Castro Ruz), Рауль (р. 1931) - гос., воен. И политич. Деятель Кубы. Брат Ф. Кастро Рус. С юношеских лет принимал активное участие в нац. И междунар. Демократич. Молодежном движении. 26 июля 1953 участвовал в вооруж. Нападении на воен. Казармы Монкада (г. Сантьяго-де-Куба). Был арестован и осужден на 15 лет тюремного заключения. В 1955 освобожден по амнистии и выслан из страны. Находился в эмиграции в Мексике. 2 дек. 1956 в числе 82 молодых патриотов высадился в провинции Орьенте с яхты "Гранм..

Касумов

Мир Башир Фаттах оглы (1879 - 23.IV.1949) - сов., парт. И гос. Деятель. Чл. Коммунистич. Партии с 1905. С 1896 - рабочий на з-дах Баку. В революц. Движении с 1898. В период революции 1905-07 К. - чл. Боевой дружины Бакинской орг-ции большевиков, в 1917-18 вел революц. Работу среди рабочих Баку и крестьян Ленкоранского у. В 1918-20, после врем. Падения Сов. Власти в Баку, на подпольной парт. Работе. На I съезде КП(б) Азербайджана (февр. 1920) избран чл. ЦК. Один из организаторов восстания против ..

Ката

Упоминаемая в Вендидаде, одном из разделов Авесты, спец. Постройка, где помещалось тело умершего зороастрийца на то время, пока ненастье препятствовало выставлению его на дахму. Длина и высота К. Превышали размеры человеческого тела. Допускалась замена рвом с особой подсыпкой на дне.Лит. Иностранцев К. A., О древнеиранских погребальных обычаях и постройках, "ЖМНП", нов. Сер., ч 20, No 3, СПБ, 1909.. ..

Касты

(португ. Casta – род, поколение, от лат. Castus – чистый, санскр. Эквивалент – джати) – группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционным родом деятельности и ограниченные в общении с др. Группами. Кастовое деление общества наблюдалось в общественном строе многих древних и средневековых государств (привилегированная каста жрецов в Древнем Египте, сословие самураев в Японии и т. Д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социа..

Касты

Символизируются квадратом. Это структура всей вселенной, пары противоположностей, четыре основных точки, которые, в свою очередь, связаны с четырьмя временами года, элементами и эмблематическими цветами. Брахманы (священнослужители) приравниваются к полярному региону, зиме и северу. Кшатрии (короли и воины) - к восходящему солнцу, весне и солярному востоку. Вайшьи (занимающиеся торговлей и сельским хозяйством) соотносятся с заходящим солнцем (т, е. Таким, которое прошло зенит, а значит дважды ро..

Дополнительный поиск Касты Касты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Касты" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Касты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа