Лейбниц
(Leibniz, Leibnitz), Готфрид Вильгельм (1.VII.1646 - 14.XI.1716) - нем. Философ, ученый и обществ. Деятель. В 1661-66 обучался в Лейпцигском ун-те. В 1672-76 занимался науч. Деятельностью в Париже и Лондоне. Основатель (в 1700) и первый президент Берлинской АН. В 1676-1716 был на службе у герцога (с 1692 - курфюрста) ганноверского. Создал универсальную систему знаний, явился автором ряда выдающихся науч. Открытий (в т. Ч. - независимо от Ньютона - дифференциального и интегрального исчисления) и изобретений. Во мн. Вопросах естествознания Л. Предвосхитил последующие науч. Открытия.Исходное положение философии Л. - понятие о первоэлементе бытия - монаде, простой и неделимой субстанции. Монады подразделяются на простые монады неорганич.
Тела, растения), монады-души (животные), монады-духи (человек). Высшая монада - бог. Монады самостоятельны и в то же время находятся в органич. Родстве между собой и неорганич. Природой. Этот вывод основан на выдвинутом Л. "принципе непрерывности", признающем развитие в природе. Л. Считал, что иерархия монад и согласованность между ними - результат предустановленной (богом) гармонии. Источник человеческого познания - не чувств. Опыт, а врожденные идеи, заключенные в разуме.В своем религ.-этич. Учении, изложенном гл. Обр. В "Теодицее" (Amst., 1710. Рус. Пер. В журн. "Вера и разум", 1887-92), Л. Пытался примирить механистич. Фатализм с признанием свободы воли. Он утверждал, что в мире господствует абс. Свобода воли, и поэтому возможны зло, грехи и т.
П. Бог допустил в мире зло, чтобы т. О. Выразить добро и создал "совершеннейший из всех возможных миров". Л. Пытался связать воедино разум и веру, правовое и полицейское гос-во, идеи демократии и абсолютизма. Гос-во, по Л., образуется путем обществ. Договора. При этом субъектом власти выступает само гос-во, а не личность правителя. В своем учении о гос-ве Л. Близко подходит к идее нар. Суверенитета. Л. Различает три ступени естеств. Права или справедливости. Строгое право, равенство, благочестие и праведность. На первой ступени отношения между людьми определяются положением - "не делай несправедливостей", на второй - "воздавай каждому свое", на третьей - "желай каждому блага и счастья и способствуй ему, как своему собственному".
На этой последней ступени индивидуальные интересы совпадают с интересами общими. Согласно этим трем ступеням идет и заранее предопределенный ист. Процесс, завершающийся в "Граде божьем", в к-ром господствуют свобода и равенство. В будущем "граде" может осуществиться возврат к общности имущества, характерной для первобытного общества.С 1685 до своей смерти Л. Был придворным историографом герцогов Брауншвейгских в Ганновере. В своем осн. Ист. Труде (не окончен. Издан после смерти Л. В 1843 в 3 тт. Под заголовком "Annales Imperii Occidentis Brunsvicensis") Л. На истории княжеского дома Вельфов, к к-рому принадлежали герцоги Брауншвейгские, прослеживал развитие Германии в важнейшие эпохи. Л. Один из первых ввел понятие "средние века" и дал периодизацию западной истории, по которой она делится на античную (до вторжения варваров), средневековую (до Реформации и гуманизма) и новую.
Л. Выдвинул на первый план значение ист. Критики источников, указал на необходимость для историка пользоваться вспомогат. Дисциплинами. Как патриот, Л. Желал, чтобы из конгломерата мелких герм. Гос-в было создано органич. Целое и высоко оценивал роль императоров в объединении Германии и в борьбе с папством. В отличие от историков-эрудитов, Л. Был историком-мыслителем. Он различал два рода истин. Истины необходимые, вечные и истины фактические, случайные. К первым относятся математич. Истины, ко вторым - ист. Суждения и суждения естествознания. История в системе наук Л. Принадлежит к "реальным" наукам. Эти науки должны пользоваться логикой вероятности, к-рая дает достоверное знание отд. Фактов в их причинных связях. В наброске к истории Вельфов в 1692 Л.
Утверждал, что история может стать наукой и должна ею стать. Л. Явился основателем первого Ист. Об-ва в Германии. Встречаясь с Петром I в 1710, 1712 и в 1716, Л. Излагал ему свои планы развития науки в России и заронил мысль об основании АН в Петербурге. Свой интерес к России Л. Объяснял стремлением к всеобщему благу. В 1715-16 Л. Поддержал проект вечного мира аббата Сен-Пьера, считая, однако, что судьба мира зависит от доброй воли королей и министров. Л. Оказал огромное влияние на науку эпохи нем. Просвещения и на формирование нем. Классич. Идеалистич. Философии. Благодаря своим науч. Открытиям, просветит. Деятельности и развитию идеи объединения Германии, Л. Занимает выдающееся место в истории нем. Культуры.Соч. Sämtliche Schriften und Briefe, hrsg.
Von der Deutschen Akademie der Wissenschaften, Reihe 1-6-, 1923-62-. В рус. Пер. - Избранные философские соч., M.-Л., 1890. Новые опыты о человеческом разуме, М.-Л., 1936. Неизданное письмо Лейбница аббату Сен-Пьеру, "ВФ", 1964, No 5.Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2 (см. Указат. Имен). Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20. Его же, Анти-Дюринг, там же (см. Указат. Имен). Ленин В. И., Конспект книги Фейербаха "Изложение, анализ и критика философии Лейбница", Соч., 4 изд., т. 38. Его же. Философские тетради, там же. Герье В. И., Лейбниц и его время, т. 1-2, СПБ, 1868-71. Его же, Отношение Лейбница к Россини Петру Великому..., СПБ, 1871. Спокойный Л., Философия Лейбница, Л.-М., 1935.
Деборин А. М., Г. В. Лейбниц как социальный мыслитель, "ВФ", 1961, No 3. Фишер К., Лейбниц, в кн. История новой философии, т. 3, СПБ, 1905. Cassierer E., Leibniz System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen, Marburg, 1902. Conze W., Leibniz als Historiker, В., 1951. Russel B., A critical exposition of the philosophy of Leibniz, L., 1937. Ruck E., Die Leibniz'sche Staatsidee, Tübingen, 1909. Streisand J., Geschichtliches Denken von der deutschen Frühaufklärung bis zur Klassik, В., 1964. Wolff H. M., Leibniz, В.-Münch., (1961).Ю. Я. Мошковская. Москва..
Дополнительный поиск Лейбниц
На нашем сайте Вы найдете значение "Лейбниц" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейбниц, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа