"Повесть Временных Лет"
Общерус. Летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. И положенный в основу большинства дошедших до наст. Времени летописных сводов. Как отдельный самостоят. Памятник "П. В. Л." не сохранилась. Ее старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция "П. В. Л.", и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция "П. В. Л.". В списках нек-рых летописных сводов составителем "П. В. Л." назван Нестор. Исследователи 18-19 вв. Считали Нестора первым рус. Летописцем, а "П. В. Л." - первой рус. Летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Приселковым, Д. С. Лихачевым, А. Н. Насоновым, M. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и др. Показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие "П.
В. Л.", а сама "П. В. Л." не является единым произведением. После своего появления "П. В. Л." еще дважды подвергалась переработкам. Значит. Внимание Киево-Печерскому монастырю в статьях за 1094-1110 показывает, что 1-я редакция "П. В. Л." была составлена монахом этого монастыря Нестором ок. 1113. Источниками 1-й редакции "П. В. Л." послужили предшествовавший Киево-Печерский свод 1093, или Начальный, - по терминологии А. А. Шахматова (сохранился в составе Новгородской первой летописи младшего извода), русско-визант. Договоры 10 в., "Хронограф по великому изложению" - древнерус. Компилятивное соч. По всемирной истории, визант. Хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, Сказание о грамоте Словенской, предания о вост.-слав.
Племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, постриженников Киево-Печерского монастыря и др. Нестор был первым др.-рус. Феод. Историографом, к-рый связал историю Руси с историей вост.-европ. И слав. Народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. Такой опыт изложения истории был вызван развитием клас. Отношений и ростом Древнерус. Гос-ва, во главе к-рого укреплялась одна династия, выводившая свое происхождение от Рюрика. Предметом особого внимания Нестора была пропаганда единства княж. Рода Рюриковичей. Работа Нестора над "П. В. Л." происходила в обстановке примирения Киево-Печерского монастыря с вел. Князем Святополком Изяславичем. Поэтому в заключит. Статьях "П. В. Л." Нестор дал в целом положит.
Оценку его деятельности. После неоконченной статьи 1110 в "П. В. Л." содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, к-рый создал новую, 2-ю редакцию "П. В. Л.". Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха, соперника Святополка. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции "П. В. Л.". При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях кон. 11 - нач. 12 вв., и ввел ряд дополнений в "П. В. Л.". Под 1096 он поместил рассказ об ослеплении теребовльского кн. Василька, а в начальные статьи вставил легенду об апостоле Андрее, почитавшемся в роде Владимира Мономаха. Ему же, вероятно, принадлежат две вставки в перечислении народов 1-й редакции "П.
В. Л.". Во вставках Русь оказывается связанной родством с зап.-европ. Народами одним "Афетовым коленом" и утверждается варяжское происхождение Руси. Возможно, эти вставки объясняли европ. Родственные связи семьи Мономаха. В 1118 "П. В. Л." была подвергнута новой переделке. В центре внимания 3-й редакции "П. В. Л." остаются события, связанные с домом Мономаха, гл. Обр. С сыном Владимира Мстиславом. Последний редактор "П. В. Л." дополнил свой источник данными о семейных делах Владимира Мономаха и его отца Всеволода, уточнил данные о визант. Императорах, в родстве с к-рыми состояли Мономахи. В целом же "П. В. Л." сохранила то значение, какое придал ей Нестор, - первого на Руси историографич. Труда, в к-ром история Древнерус. Гос-ва была показана на широком фоне событий всемирной истории.Лит.
Шахматов A. A., Повесть Временных лет, т. 1, Вводная часть. Текст. Примечания, ЛЗАК, т. 29, П., 1917. Его же, Повесть Временных лет и ее источники, ТрОДРЛ, т. 4, М.-Л., 1940. Истрин В. М., Замечания о начале рус. Летописания, ИОРЯС, т. 26-27, П., 1923-24. Никольский Н. К., Повесть Временных лет как источник для истории начального периода рус. Письменности и культуры, в кн. Сб. По рус. Яз. И слов. АН СССР, т. 2, в. 1, Л., 1930. Приселков М. Д., Очерки по церковно-политич. Истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913. Его же. История рус. Летописания XI-XV вв., Л., 1940. Лихачев Д. С., Повесть Временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950. Насонов А. Н., Начальные этапы Киевского летописания в связи с развитием древнерус. Гос-ва, ПИ, в. 7, М., 1959.В. А. Кучкин. Москва..
Дополнительный поиск "Повесть Временных Лет"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Повесть Временных Лет"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Повесть Временных Лет", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 23 символа