Панславизм

112

Обществ.-политич. Течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. Народов к противопоставлению себя др. Народам и к гос. Единству с царской Россией. В кон. 18 - нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. Отношений и усиления борьбы юж. И зап. Славян против чужеземного ига, у юж. И зап. Славян стала крепнуть тенденция к культ. И политич. Сближению между собой и с единственно независимой великой слав. Державой - Россией. Подобного рода прогрессивные идеи слав. Взаимности развивали деятели чеш. Нац. Движения Й. Добровский, П. Шафарик, хорват. Политич. Деятель Л. Гай и связанное с ним движение иллиризма и др. Успехи России в войнах против Турции и в наполеоновских войнах способствовали усилению тяготения к ней со стороны угнетенных Габсбургами и тур.

Феодалами слав. Народов. У серб. Просветителя В. Караджича, черногорского просветителя П. Негоша идея слав. Взаимности приобретала ярко выраженный руссофильский характер. В самой России в кон. 30-х гг. 19 в. В работах М. П. Погодина на основе реакц. Теории официальной народности были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над др. Народами и о предназначении России к гегемонии в слав. Мире. Эти же идеи в различных модификациях в 50-60-х гг. Развивались славянофилами. Решение слав. Вопроса на основе распространения власти царизма на все слав. Земли одни из них связывали с необходимостью проведения либерально-бурж. Преобразований в России (записка К. С. Аксакова "О внутр. Состоянии России", 1855, опубл. "Русь", 1881, No 26-28), другие (И. С.

Аксаков) отстаивали незыблемость самодержавия. Правящие круги России, поощряя П. В отдельные периоды, в целом относились к нему лишь терпимо, т. К. Доктрина П. Большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитич. Задачи, решавшиеся царизмом. Подавление царизмом польских восстаний 1830-31, а затем 1863-64, политика России по отношению к революциям 1848-49, поражение в Крымской войне 1853-56 благоприятствовали развитию австрославизма. С позиций П. Резкой критике был подвергнут австрославизм в 50-е гг. 19 в. Л. Штуром. Между тем подготовка австро-венгерского дуализма 1867 подорвала позиции австрославизма и вызвала новое оживление П. (Славянский съезд 1867 в Москве), что нашло наиболее значит. Выражение в работах В. И. Ламанского и деятельности Слав.

Комитетов, принявшей особо широкий характер во время рус.-тур. Войны 1877-78. Но и в эту пору в силу характерной для него реакционности П. Был маловлият. Политич. Течением. В кон. 19 - нач. 20 вв., когда в политике герм. Империализма все явственнее стали проявляться широкие антислав. Цели, идеологи П. Стремились представить свою концепцию как средство борьбы против пангерм. Опасности. В этом направлении развивал свои взгляды еще в 70-е гг. Н. Я. Данилевский. Наиболее полно такая направленность проявилась в выступлениях К. Крамаржа и Р. Дмовского на Слав. Съезде 1908 в Праге. В отличие от П. 19 в., центр. Место в к-ром занимала идея гегемонии самодержавной России, неославистские идеи, развивавшиеся после революции 1905-07, исходили из расчетов на сохранение монархии Габсбургов как возможного барьера против экспансии Германии и как союзника царизма в борьбе против революц.

И нац.-освободит. Движения. Беспочвенность расчетов на сотрудничество царизма с Австро-Венгрией, ставшая очевидной в связи с Боснийским кризисом 1908-09, лишила Слав. Съезд 1910 в Софии какого-либо значения. К тому же Балканские войны 1912-13 обнажили непримиримость противоречий господств. Классов различных слав. Стран. В начале 1-й мировой войны царизм пытался использовать в своих интересах идеи слав. Взаимности, возродить П., прикрыть свои грабительские цели в войне призывами к защите "братьев-славян". Во время войны П. Стал как бы офиц. Идеологией либеральных кругов рус. Буржуазии.Свержение царизма в России, победа Окт. Социалистич. Революции 1917, нанесшей серьезный удар по всей системе социального и нац. Гнета, практически положили конец всяким проявлениям П.

Однако с этого же времени нек-рые реакц. Идеологи империализма стали клеветнически утверждать, что П. Якобы восторжествовал в Сов. Гос-ве. Фаш. Пропагандисты также пытались придать антислав. Расизму характер борьбы против ими же выдуманной угрозы П. Солидарность слав. Народов, окрепшая в годы 2-й мировой войны в борьбе против фашизма, в реакц. Публицистике зап. Стран стала выдаваться за новый П. В зап.-герм. Публицистике послевоен. Периода, а равно и в родственной ей публицистике др. Стран значит. Распространение получили фальшивые теории "слав.-сов. Империализма" как продолжения П.Реакц. Идеологии П. С самого ее возникновения противостояли идеи солидарности слав. Народов и всех др. Народов в борьбе против царизма и всех сил реакции.

Демократич. Тенденции в решении слав. Вопроса широко дали знать себя еще в деятельности декабристского Общества соединенных славян, а также Кирилло-Мефодиевского общества. Против П. Выступали либеральные круги славянофилов, западники. Реакционность П. Разоблачали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Маркович и др. Непримиримую борьбу против П. Вели К. Маркс и Ф. Энгельс. В рабочем классе слав. Стран П. Никаким влиянием никогда не пользовался.Лит. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 26, с. 329-30 (т. 21, с. 287-89). Погодин М. П., Собр. Статей, писем и речей по поводу слав. Вопроса, М., 1878. Аксаков И. С., Слав. Вопрос 1860-1886, М., 1886. Первольф И., Славяне, их взаимные отношения и связи, т. 1-3, Варшава, 1886-93. Пыпин А.

Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913. Никитин С. A., Слав. Комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960. Vrba R., Russland und Panslavismus, Bd 1-2, Prag, 1913. Renouvin P., L'idée de Fédération Européenne dans la pensée politique du XIX siècle, Oxf., 1949. Kohn Н., Die Slawen und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus, W.-Münch., 1956. Petrovich M. В., The emergence of Russian panslavism. 1856-1870, N. Y., 1956. Erickson J., Panslavism, L., 1964.А. Я. Манусевич. Москва..

Значения в других словарях
Панславизм

националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Идеи П. Разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Штур, позднее — К. Крамарж и др.). Порой термином «П.» обозначали совершенно разные явления. Идеи славянской взаимности и культурной общности. Проекты федераций и конфедераций славянских народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чешских и польских о..

Панславизм

ПАНСЛАВИЗМ - 1) термин, введенный в 1840-х гг. Австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов.2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила слав..

Панславизм

ПАНСЛАВИЗМ, течение в российской общественной мысли 2-й половины 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. Название восходит к термину, введённому в 1840-х гг. Националистически настроенными австро-венгерскими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов, входивших в состав Австро-Венгерской империи. В основе П. - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славян во главе с Ро..

Панславизм

См. Славянство.. ..

Панславизм

(греч., от pan - все, и им. Народа славяне, с греч. Оконч.). Стремление объединить все славянские племена с целью охранить славянскую народность от давления других национальностей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от pan, все, и им. Народа Славяне, с греч. Оконч. Стремление к соединению всех Славян в одно государство.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михе..

Панславизм

..

Панславизм

1) термин, введенный в 1840-х гг. Австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов. 2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский харак..

Панславизм

Стремление славян к полному их объединениюСр. Панславизм - это ящик Пандоры, подсунутый нам злым московским колдуном.В.А. Полетика.см. Ящик Пандоры.. ..

Панславизм

-а, м. Идейно-политическое течение 19 — нач. 20 в., отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян. II прил. Панславистский, -ая, -ое и панславянский, -ая,-ое.. ..

Панславизм

Панславизма, мн. Нет, м. (истор.). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и нек-рых других славянских стран в 19 в. И в начале 20 в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе. См. (пан).. ..

Панславизм

1) термин, введенный в 1840-х гг. Австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов;. ..

Панславизм

- идея объединения славянских народов под главенством русского императора в конце XVIII—начале XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. В России с середины XIX в. Выражал националистическую идеологию и завоевательные стремления русской буржуазии.. ..

Панноно-далматинское Восстание 6-9 Гг

См. Иллирийское восстание.. ..

Паннонское Княжество

См. Ст. Блатенское княжество.. ..

Пантеизм

(от греч. Pan - все и teos - бог) - филос. Учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. Можно проследить в древнекит. И особенно древнеинд. Философиях. В древнегреч. Философии принципы П. Были сформулированы Ксенофаном (кон. 6 - нач. 5 вв. До н. Э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религ.-политеистич. Представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравш..

Пантелеев

1.Лонгин Федорович (6.Х.1840 - 16.XII.1919) - участник рус. Революц. Движения 1860-х гг., обществ. Деятель, мемуарист. Окончил Петерб. Ун-т (1862). Член первой "Земли и воли", ее петерб. К-та (1862-63). В 1864 арестован, приговорен к шести годам каторжных работ, замененных по прибытию в Енисейскую губ. (1866) поселением. По возвращении из Сибири (1874) организовал прогрессивное изд-во науч. Лит-ры и за 30 лет издат. Деятельности (1877-1907) выпустил св. 250 книг по философии, истории, естеств. Н..

Панславизм

- течение обществ политической мысли в славянских странах, в котором проявлялось стремление объединить славянские народы на этнической основе для решения социально-политических про возникающих или в одном из славянских государств, или в их группе. П. На рубеже XVIII-XIX вв. Первой четвертью в Чехии, Хорватии, Сербии Черногории. В России П. Появился конце 30-х гг. XIX в. В рамках получившей распространение в царствование Николая I теории официальной народности был выдвинут тезис о превосходстве ..

Дополнительный поиск Панславизм Панславизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Панславизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панславизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа