Прудонизм
Разновидность мелкобурж. Социализма, основу к-рой составляют филос. И социологич. Взгляды П. Ж. Прудона. Мелкобурж. Социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. Осуждал крупную капиталистич. Собственность как "кражу", но отвергал коммунизм и отстаивал "владение" - мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких хозяйчиков и не понимая действительных источников клас. Эксплуатации, Прудон объяснял ее существующим в бурж. Обществе неэквивалентным обменом. В результате, считал Прудон, крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т.
Ч. "трудящуюся буржуазию", взимают со всех дань - ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда Прудон делал вывод о возможности уничтожения клас. Эксплуатации посредством чисто экономич. Реформы в сфере обращения, орг-ции безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита, при сохранении частной собственности на средства произ-ва и наемного труда. Прудон доказывал, что такая реформа приведет к преобразованию капиталистич. Общества в строй равенства, т. К. Превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоят. Производителем. Ввиду этого "социальная революция", доказывал Прудон, может и должна осуществляться мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политич.
Борьбы, являющейся, по Прудону, важнейшим источником обострения клас. Антагонизмов, и при уничтожении гос-ва, к-рое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. П. Не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, "справедливой", лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона" (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 24, с. 131 (т. 20, с. 17)). Эта осн. Идея Прудона свидетельствовала о сближении П. С бурж. Социализмом. В том же направлении развивались воззрения Прудона как в период революции 1848, так и в особенности в период Второй империи.
Прудон открыто сделал вывод о том, что противоречия и антагонизмы могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. П. Отказался от всякого ограничения частной собственности, переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека, в то же время настаивая, чтобы женщины не работали в пром-сти и не участвовали в обществ. Жизни. Он заменил также проекты "ликвидации гос-ва" его федеративным переустройством, призывая раздробить совр. Централизованные гос-ва на мелкие авт. Области и выступая в этой связи против нац.-освободит. Движений народов Италии и Польши. В своей программе "мютюэлизма" (см. В ст. Прудон) Прудон признал необходимость перехода предприятий крупной пром-сти и ж.-д.
Транспорта в руки и в управление работающих в них коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение индивидуальной частной собственности на средства произ-ва во всей остальной пром-сти и в с. Х-ве. П. Получил в 19 в. Распространение во Франции и нек-рых др. Странах с мелкобурж. Составом населения и значит. Мелкобурж. Прослойкой в рабочем классе, еще питавшей надежду стать самостоят. Мелкими производителями посредством "взаимопомощи". Этому способствовало и то, что реакц. Сущность П. Маскировалась присущей ему революц. Фразеологией, шумной критикой пороков капитализма, бурж. Гос-ва и формальной бурж. Демократии, что подкупало нек-рую часть рабочих и мелкобурж. Интеллигенции. Франц. Секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами, к-рые на конгрессах Интернационала пытались навязать программу "мютюэлизма" междунар.
Рабочему движению. Однако решит. Борьба Маркса, Энгельса и их сторонников против П., опиравшаяся на опыт рабочего движения, закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом франц. Секции Интернационала в руки т. Н. Левых прудонистов - сторонников революц. Клас. Борьбы. Многие из них явились активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте к-рой были до конца вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.Анархистская теория П. Была взята на вооружение бакунизма (см. Бакунин), а после краха последнего использовалась различными течениями мирного анархизма и вошла в арсенал анархо-синдикализма. В с.-д. Движении ревизионисты, начиная с Э.
Бернштейна, также пытались воскресить прудонистское реформаторство, облекая его в псевдомарксистские одеяния. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, парт. Системы и клас. Борьбы использовались идеологами империалистич. Реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Лат. Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к Прудону и его идеям со стороны совр. Реакц. Бурж. Философии и социологии, католич. И протестантских теологов, идеологов необоцапартизма и теоретиков монополистич. "Общего рынка", объявивших Прудона "отцом федерализма". Совр. Бурж. Реформизм и правый и "левый" ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя нек-рые из них и используя их для проповеди "организованного капитализма" и его патерналистских "человеческих отношений" (см., напр., G.
Gurvitch, Proudhon. Sa vie, son oeuvre..., P., 1965. W. Richter, Proudhon's Bedeutung für die Gegenwart, в сб. Abhandlungen zur Wissenschaftsgeschichte und Wissensehafts- soziologie, Bremen, 1951). При этом реформисты всех толков фальсифицируют сущность экономич. Реформ 1960-х гг. В социалистич. Странах. Эти реформы объявляются ими осуществлением идей П. Тем самым вновь подтверждается глубокое предвидение В. И. Ленина о том, что европ. Реформист и оппортунист "...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма" (там же, т. 7, с. 214 (т. 6, с. 395)).Лит. Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М.-Л., 1929. Застенкер Н. E., Об оценке Прудона и прудонизма в "Коммунистич. Манифесте", в сб. Из истории социально-политич.
Идей, М., 1955. Первый Интернационал, ч. 1-2, М. 1964-65. Nettlau M., Der Vorfrühling der Anarchie, В., 1925. Bougié С., La sociologie de Proudhon, (P.), 1911. Guy-Grand G., Pour connaître la pensée de Proudhon, (Dole), 1947.H. E. Застенкер. Москва..
Дополнительный поиск Прудонизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Прудонизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прудонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа