Раскол
Старообрядчество, - религиозно-обществ. Движение в России в сер. 17 в. Поводом для возникновения Р. Послужила церковно-обрядовая реформа, к-рую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церк. Организации. За ликвидацию местных различий в церк.-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. Меры по унификации моск. Богословской системы выступали все члены влиятельного "Кружка ревнителей благочестия". Но протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что рус. Церковь сохранила "древлее благочестие", и предлагали проводить унификацию, опираясь на древне-рус. Богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к к-рым позднее присоединился Никон, хотели опираться на греч.
Образцы. Этот путь позволял приблизиться к объединению под эгидой рус. Патриарха моск. Церкви с православными церквами Украины (вопрос о ее присоединении приобрел в это время важное значение) и Балкан. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить унификацию на основе греч. Образцов. Исправил рус. Богослужебные книги по современным ему греческим и изменил нек-рые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церк. Служб "аллилуя" стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церк. Соборами 1654-55. В течение 1653-56 на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религ.
Идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью к-рых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми на защиту "старой веры", против реформ и действий патриарха выступили члены "Кружка ревнителей благочестия" Аввакум, Даниил и Иван Неронов. Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греч. Образцам оскверняет истинную веру, т.к. Греч. Церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церк.
Управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и др. Идеологи Р. Подверглись жестоким преследованиям.Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях рус. Общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Плебейская часть духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за "старую веру", протестовала против увеличения феод. Гнета со стороны церк. Верхушки. К Р. Примкнула и часть высшего духовенства (епископы коломенский Павел, вятский Александр, нек-рые монастыри), недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством, и отстаивавшая свои феод. Привилегии. Призывы сторонников "старой веры" получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати.
Но большую часть сторонников "старой веры" составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феод.-крепостнич. Гнета и ухудшение своего положения нар. Массы связывали с нововведениями, в частности - в вере.Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя "старой веры", как единственного пути к спасению души, и т.д. Сочетались в идеологии Р. С резкими обличениями в религ. Форме феод.-крепостнич. Действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В нар. Массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю.
Р. Стал одновременно и знаменем консервативной антиправительств, оппозиции церк. И светских феодалов и знаменем антифеод. Оппозиции. Нар. Массы, становясь на защиту "старой веры", выражали этим свой протест против феод. Гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.Массовый характер движение Р. Приобрело после церк. Собора 1666-67, по решению к-рого казнили или сослали идеологов Р. Этот этап в развитии движения совпал с подъемом в стране антифеод. Борьбы. Он характеризуется тем, что движение Р. Достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности беглых крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. Стали представители низшего духовенства, порвавшие с гос. Церковью, а церк. И светские феодалы отошли от Р.
Главной стороной идеологии Р. И в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее крайних направлениях Р. Возникла практика "огненных крещений" (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей, многие посадские люди и особенно крестьяне бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на юж. Окраины гос-ва, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только нововведенных церк. Обрядов, но и от выполнения феод. Повинностей. Правительство в 1681 было вынуждено признать умножение "церк. Противников", особенно в Сибири. Но в 70-80-е гг. 17 в. В идеологии Р. Важное место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества.
Нек-рые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозерском остроге, перешли к оправданию активных антифеод. Выступлений, объявляя нар. Восстания небесным возмездием царской и церк. Власти за их действия. Часть сторонников "старой веры" приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71. Соловецкое восстание 1668-76, возникшее как движение в защиту "старой веры", переросло в крупное антифеод. Выступление против гос. Власти. Значительной была роль сторонников "старой веры" в Московском восстании 1682 и других антифеод. Выступлениях.В кон. 17 - нач. 18 вв. После поражения антифеод. Восстаний произошел спад движения. Этому способствовала и политика пр-ва Петра I, к-рое ослабило преследования староверов, установив для них повышенное налоговое обложение.
С 18 в. В идеологии Р. Исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливается значение ее консервативных сторон (но провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за "старую веру" способствовало вовлечению масс в антифеод. Крест. Войну).Р. С самого начала не был единым движением и по форме. К кон. 17 - нач. 18 вв. Он начал распадаться на многие толки и согласия, иногда существенно отличавшиеся друг от друга. Р., или старообрядчество, делится на поповщину и беспоповщину. Поповщина - более умеренное направление. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церк. Таинств. Осн. Р-ны распространения поповщины - Керженец, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповщина распространилась в основном на С. Гос-ва. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и нек-рых таинств.
По мере того как раскольничьи общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство. Из среды раскольников выделялась купеческая верхушка. Постепенно большинство раскольничьих согласий теряет оппозиционный характер. Особенно это относится к поповщине, из к-рой вышло много купцов и предпринимателей. В 1800 часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с офиц. Церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не желавшие идти на примирение с офиц. Церковью, создали свою церк. Организацию. В сер. 19 в. Они признали своим главой Боснийского архиепископа Амвросия, к-рый центром старообрядческой организации сделал Белую Криницу (Австрия). Позднее роль центра этой организации перешла к общине Рогожского кладбища в Москве (Белокриницкая иерархия).
Часть общины поповцев, к-рые стали наз. Беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов, т. Е. Перешедших к ним из господствующей церкви), не признали Белокриницкую иерархию. В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки. В кон. 17 в. На С., вокруг Выговской старообрядческой пустыни, сложился наиболее умеренный в беспоповщине Поморский толк. На С.-З. Распространилась федосеевщина (ее центр с 70-х гг. 18 в.- Преображенское кладбище в Москве), порвавшая с поморянами. В 1-й пол. 18 в. От Поморского толка откололась филлиповщина. В ней проповедовалась необходимость самоуморений и самосожжений. Отдельно существовала нетовщина (или Спасово согласие), к-рая отрицала все таинства и призывала своих последователей к самосожжениям.
Беспоповщина в нек-рых своих крайних толках (напр., "бегуны") вплотную смыкалась с сектантством.Источн. Мат-лы для истории раскола за первое время его существования, под ред. Субботина, т. 1-9, М., 1875-95. Барсков Я. Л., Памятники первых лет рус. Старообрядчества, "ЛЗАК", т. 24, СПБ, 1912. Памятники истории старообрядчества XVII в., Л., 1927 ("РИБ", т. 39).Лит. Щапов А. П., Рус. Раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутр. Состоянием рус. Церкви и гражданственности в XVII в. И в первой пол. XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906. Сапожников Д. И. Самосожжение в рус. Расколе. Со 2-й пол. XVII в. До кон. XVIII в., М., 1891. Смирнов П. С., Внутр. Вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898. Его же, История рус. Раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895. Его же, Споры и разделения в рус.
Расколе в первой четв. XVIII в., СПБ, 1909. Каптерев Н. P., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909-1912. Плеханов Г. В., История рус. Обществ. Мысли, т. 2, (М., 1915). Никольский Н. М., История рус. Церкви, 2 изд., М.-Л., 1931. Анкундинова Л. Е., Социальный состав первых раскольников, "ВЛГУ", 1956, т. 14, Серия истории, яз. И лит-ры, в. 3. Робинсон А. Н., Творчество Аввакума и обществ. Движения в кон. XVII в., "ТрОДРЛ", т. 18, М.-Л., 1962. Сахаров Ф., Литература истории и обличения рус. Раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в, 1-3, Тамбов-СПБ, 1887-1900. Pascal P., Avvakum et les débuts du raskol. La crise religieuse au XVII siècle en Russie, P., 1938.В. С. Шульгин. Москва..
Дополнительный поиск Раскол
На нашем сайте Вы найдете значение "Раскол" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раскол, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 6 символа