Секуляризация
1.(франц. Sécularisation, от лат. Saecularis, здесь - мирской, светский) - 1) Обращение гос-вом церк. Собственности (преим. Земли) в светскую. В таком смысле термин "С." впервые был употреблен при переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира 1648. В раннем средневековье С. В значит. Мере носила характер перераспределения гос-вом зем. Собственности, передачи части земель от церк. Феодалов светским (гл. Обр. Военно-служилому слою феодалов). Широкая С. Была проведена в 1-й пол. 8 в. Во Франкском гос-ве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. Земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. Проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных нац.
Государств С. Являлась одним из способов освобождения королев. Власти от церк. Опеки и укрепления гос. Финансов за счет доходов духовенства (напр., путем конфискации имущества ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. Землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. Порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. Уклада. Особенно большого размаха С. Достигла в 16 в. И была связана с Реформацией. Требование С., выдвигавшееся идеологами Реформации - Дж. Уиклифом, Я. Гусом, М. Лютером, встретило поддержку со стороны части светских феодалов и феод. Государей, стремившихся использовать С. В своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-1525 нем. Князья, присоединившиеся к Реформации, провели С. В 1525 гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский секуляризовал земли ордена, образовав наследств.
Светское герцогство (Пруссию), вслед за этим были секуляризованы многочисл. Церк. Кн-ва Сев.-Вост. Германии (так была создана материальная база для возникающего прусского юнкерства). Аугсбургский религиозный мир 1555 узаконил С., произведенную в Германии до Пассауского договора 1552, но установил, что при последующем присоединении представителей духовенства к Реформации они теряют права на свои владения, к-рые возвращаются католич. Церкви. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведенную до 1624. С., проведенная в 1527 в Швеции (см. Вестеросские риксдаги), содействовала укреплению королев. Власти. С. В широком масштабе сопутствовала распространению цвинглианства и кальвинизма в швейц. Кантонах. Реформация в Дании сопровождалась переходом церк.
Земель в руки короля (1536), затем С. Была распространена на подвластные в то время Дании Норвегию (1536) и Исландию (1540-50). В ходе Нидерл. Бурж. Революции 16 в. Были секуляризованы церк. Земли в Голландии, они переходили в руки буржуазии, крестьяне, потерявшие права на свои прежние зем. Наделы, превращались в краткосрочных арендаторов или батраков. Реформации в Англи также сопутствовала С. Монаст. Имуществ (1536-39). В результате распродажи секуляризованные королев. Властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С. Ускорила процесс экспроприации англ. Крестьян и способствовала процессу т. Н. Первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 718-67). С. Являлась существенным элементом агр. Преобразований периода Англ.
Бурж. Революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. И распродаже их земель). Во 2-й пол. 18 в., в период разложения феод. Системы, когда феод. Гос-во пыталось приспособиться к бурж. Отношениям и шло на уничтожение сверху наиболее обветшалых феод. Ин-тов, С. Являлась важным элементом его политики - политика т. Н. Просвещенного абсолютизма (С., проведенная в Австрии Иосифом II, в Португалии - Помбалом, и др.).Сокрушительный удар феод.собственности церкви нанесла Вел. Франц. Революция. Декретом от 2 нояб. 1789 церк.-монаст. Земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. Мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира (1801) Наполеон, чтобы вознаградить своих союзников из нем.
Князей, разрешил им секуляризовать церк. Княжества. В результате проведенной Наполеоном в 1803-04 в Германии "медиатизации" (ликвидация мелких нем. Гос-в и присоединение их терр. К более крупным) были уничтожены почти все церк. Княжества и др. Духовные владения. С. Проводилась также в период объединения Италии (наиболее крупные в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. В 1870). Частичные С. Производились в Португалии (1834 и 1910-11), Испании (1835, 1837 и 1932) и в др. Гос-вах. Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. Религ. Ордена и конгрегации, церк. Имущество передавалось гос-ву. С. Способствовала ликвидации остатков феод. Собственности, укреплению капитализма и бурж. Гос-ва, в целом имела прогрессивное значение.
С. Осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки (напр., в Китае - указ 710 о С. Земель буддийских и даосийских монастырей, С. В 845 значит. Части земель и рабов буддийских монастырей. С. В Турции в результате Кемалистской революции - законы 1924-25. С. В Тунисе - законы 1956-57. В Мексике - законы 1833, 1856, конституция 1917). Однако С., проведенная феод. Или бурж. Гос-вами, означала лишь переход зем. Собственности из одних рук в другие либо внутри класса феодалов, либо от одного господств. Класса к другому - классу буржуазии. Сохранялась частная собственность на землю. Нар. Массы никакой материальной выгоды от С. Не получали. Иногда С. Сопровождалась резким ухудшением положения значит. Части крестьянства. Впервые С.
Была проведена в интересах народа лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистич. Революции, когда церк. Имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. Достоянием. В зарубежных социалистич. Странах в ходе агр. Преобразований после 2-й мировой войны крупное церк. Землевладение было ликвидировано (см. В ст. Монастыри).Лит. Савин A., Англ. Секуляризация, (М., 1908). Архангельский С. И., Из истории агр. Законодательства эпохи Вел. Англ. Революции, "ИАН", Отделение общественных наук, 1931, No 10. Brück Н., Geschichte der katholischen Kirche im 19. Jahrhundert, Bd 1, Mainz, 1902. Tatham G. В., The sale of episcopal lands during the Civil wars and commonwealth, "The English Historical Review". 1908, v. 23, No 89. Lesne Й., Histoire de la propriété ecclésiastique en France, t.
1-8, Lille - P., 1910-43. Buholzer J., Die Säkularisationen katholischer Kirchengüter während des 18. Und 19. Jahrhunderts, Luzern, 1921. Kallen G., Der Säkularisationsgedanke in seiner Auswirkung auf die Entwicklung der mittelalterlichen Kirchenverfassung, "Historisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft", 1924, Bd 44, S. 197-210. Müssener H., Die Säkularisation der katholischen Kirche in Deutschland, Düsseldorf, (1928). Lehnert H., Kirchengut und Reformation, Erlangen, 1935.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечет за собой освобождение от церк. Должности и утрату соответствующих прав. 3) С. Наз. Также освобождение культуры, науки от церк. Опеки, церк. Духовного влияния.Б.
Я. Рамм. Ленинград.2.в России - обращение церк. Собственности в светскую. С образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в. Пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. Землевладение, чтобы ослабить политич. Влияние церкви. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феод. Раздробленностью и ересями, пр-во было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Во 2-й пол. 16 - 17 вв. Пр-во сделало новые шаги по ограничению церк. Землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель и т. Д. По Соборному уложению 1649 пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало гор. Слободы и дворы церкви. Однако правительств. Политика не была последовательной, поэтому во 2-й пол.
17 в. Церк. Землевладение росло (пожалования, в т. Ч. Царей, дары, мена и т. П.). По сравнению с 1653-54 число крест. Дворов в церк. Владениях увеличилось к нач. 18 в. Примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.Пр-во Петра I, стремясь ослабить политич. Влияние церкви и пополнить доходы казны, провело в нач. 18 в. Временную и частичную С. Все владения монастырей разделили на "определенные вотчины" (с них доход шел на содержание монастыря) и "заопределенные", отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин вернули монастырям, однако часть своих доходов они должны были платить в казну. Во 2-й четв. 18 в. Рус. Православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич.
И политич. Позиций. Хищнич. Эксплуатация способствовала разорению монаст. Крестьян, вызывала их непрекращавшиеся волнения, к нач. 60-х гг. 18 в. Волновалось ок. 100 тыс. Чел. Чтобы ослабить волнения монаст. Крестьян, а также пополнить гос. Казну, истощенную в ходе Семилетней войны, пр-во в 1757 приказало создать спец. Комиссию по проведению С. И решило передать управление монаст. И церк. Вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новая волна крест. Волнений привела к тому, что в 1762 пр-во Петра III опубл. Подготовленный при Елизавете указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время - до 1764 - приостановить проведение С. В 1786 С.
Была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. Душ муж. Пола монаст. Крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали наз. Экономическими крестьянами. Для их управления была создана Коллегия экономии. При проведении С. К крестьянам перешла большая часть тех земель, к-рые они обрабатывали для церк. Феодалов. С. Была вызвана прежде всего страхом пр-ва перед волнениями крестьян. Она свидетельствовала о разложении феод.-крепостнич. Системы в России. Проведя С., пр-во сохранило за гос-вом монаст. Крестьян и не раздавало их помещикам, на чем настаивало дворянство.Лит. Милютин В., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862. Горчаков M., Монастырский приказ (1649-1725 г.), СПБ, 1868. Его же, О зем. Владениях всеросс.
Митрополитов, патриархов и св. Синода, СПБ, 1871. Завьялов A., Вопрос о церк. Имениях при имп. Екатерине II, СПБ, 1900. Верховский П. В., Населенные недвижимые имения св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Вел., СПБ, 1909. Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.), сб., М., 1967.С. М. Троицкий. Москва..
Дополнительный поиск Секуляризация
На нашем сайте Вы найдете значение "Секуляризация" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Секуляризация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа