Уиклиф
Виклиф (Wycliffe, Wyclif, Wiclif), Джон (р. Между 1320 и 1330 - ум. 31.XII.1384) - англ. Реформатор, идеолог бюргерской ереси (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 7, с. 362). Род., как полагают, в семье небогатого дворянина, владельца небольшого манора в Йоркшире. Проф. Оксфордского ун-та, доктор богословия (с 1372). У. - автор многих богословских трактатов и памфлетов (гл. Из. Них - "Трактат о власти бога" ("Tractatus de dominio divino", 1375-76), "О гражданской власти" ("Tractatus de civili dominio", 1375-76), "О должности короля" ("Tractatus de officio regis", 1378), "О слугах и господах" ("Of servantes and lords", 1381), "О богохульстве" ("De Blasphemie", 1382)), переводчик Библии на англ. Яз. Взгляды У. Сложились в период, когда в Англии развернулось широкое движение за реформу католич.
Церкви, за освобождение англ. Церкви из-под влияния папства, за секуляризацию церк. Имуществ. У. Собрал, развил и теологически обосновал положения, выдвинутые его предшественниками лоллардами, и в 70-х гг. В обстановке большого обществ. Подъема, предшествовавшего Уота Тайлера восстанию 1381, выступил с развернутым реформац. Учением, активно включившись в обществонно-политич. Борьбу. У. Пользовался поддержкой Оксфордского ун-та и королев. Власти, особенно главы антицерк. Партии при дворе Джона Ланкастерского. У. Утверждал, что человеческое общество составляет "воинствующую земную церковь". Бог как верховный сюзерен постоянно владеет всем существующим на земле, но в силу своей милости передал все это людям во временное держание за службу ему, состоящую в праведном поведении па основании исполнения ими "божьего закона", изложенного в Библии и обязательного для всех людей - от короля и папы до крепостного крестьянина.
Каждый человек - "низшее должностное лицо" бога, и в случае нарушения им заповедей бога он впадает в смертный грех и должен лишиться своего владения. Обязанности людей в обществе строго разделены между тремя сословиями - духовенством, светскими господами и простым народом. Между ними на основе взаимного исполнения своих обязанностей должно царить согласие. Король - "викарий бога" на земле, и все, в т. Ч. И духовенство, должны подчиняться ему беспрекословно. Папа - только духовный глава церкви, не имеющий власти над духовенством, к-рое не должно платить ему взносы. Король должен добиться, чтобы духовенство правильно проповедовало людям "божий закон" и своим поведением давало пример праведной жизни мирянам. Для этого король в интересах всего общества обязан поднять моральное состояние духовенства и отобрать церк.
Собственность для нужд гос-ва, а вместо десятины разрешить "милостыню" - добровольные приношения мирян на содержание духовенства. У. Отвергал культ святых, индульгенции, догмат о "пресуществлении" хлеба и вина в тело и кровь Христа при причащении. Пр-во взяло У. Под защиту, когда папа Григорий XI осудил в 1377 учение У. И потребовал его ареста и суда над ним. Идеи У., отвергавшие папскую теократию и церк. Собственность, и его идеал "дешевой" церкви имели большое прогрессивное значение и были поддержаны широкими слоями народа, воспринявшего критику У. Католич. Церкви как критику феод. Порядков в целом. Эти идеи сыграли важную роль в идеологич. Подготовке восстания Уота Тайлера. Но далее борьбы против церк. Феодализма У. Не пошел.
У., напротив, доказывал, что неподчинение короля папской курии и секуляризация церк. Собственности никак не означают права верующих сопротивляться светским лордам. Выступая против популярных в народе идей уравнения и общности имущества, У. Утверждал, что общая собственность, хотя она и лучше всего соответствует закону природы, была возможна только для идеально праведных людей, до грехопадения, а в обществе после грехопадения она невозможна, и частная собственность, гражд. Право и сословный строй являются самыми лучшими божеств. Установлениями. У. Высказывался за постепенную отмену крепостнич. Зависимости. Возражая против обвинений в призыве крестьян к непослушанию лордам, У. В трактате "О слугах и господах" развивал свой идеал "умеренной" эксплуатации "слуг" на основе строгого выполнения господами и "слугами" их взаимных обязанностей.
Гл. Причину восстания 1381 У. Видел в нарушении сословиями "божьего закона" вследствие того, что католич. Духовенство не учит правильно сословия этому закону, владеет собственностью и погрязло в мирских делах. В утверждении собственности "умеренного" размера видел У. Средство предотвращения в дальнейшем социальных столкновений в обществе. В соч., написанных после восстания, У. Предлагал королю отдать светским лордам часть секуляризованной церк. Собственности, чтобы компенсировать им отмену крепостничества. В 1382 собор англ. Епископов осудил учение У. Как еретическое. Последние годы жизни У. Провел в Латтеруорте (графство Лестершир). Констанцский собор объявил в 1415 У. Еретиком и по его повелению останки У. Были сожжены (1428).
Реформац. Идеи У. Оказали влияние на лоллардов-уиклифитов в Англии в кон. 14-15 вв., на Я. Гуса и М. Лютера.Публ. Snirley W. W., A catalogue of the original works of J. Wyklif, Oxf., 1865. Select English works of Wyclif, v. 1-3, Oxf., 1869-71. The English works of Wyclif hitherto unprinted, L., 1902.Лит. Петрушевский Д. М., Джон Уиклифф, в кн. Книга для чтения по истории средних веков, под ред. Проф. П. Виноградова, в. 4, 4 изд., М., 1914. Сапрыкин Ю. М., Взгляды Джона Уиклифа на общность имущества и равенство, в сб. Средние века, в. 34, М., 1971. Илларионова Е. В., Жизнь и лит. Деятельность Джона Виклефа, в сб. Из истории зап.-европ. Средневековья, М., 1972. Lechler G., loharm von Wiclif und die Vorgeschichte der Reformation, Bd 1-2, Lpz., 1873. Workmann H., John Wyclif, v.
1-2, Oxf., 1926.Ю. M. Сапрыкин. Москва..
Дополнительный поиск Уиклиф
На нашем сайте Вы найдете значение "Уиклиф" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Уиклиф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 6 символа