Фотий
1.(Potios) (ок. 810 или ок. 820 - между 891 и 897) - визант. Гос. И церк. Деятель. Из знатной семьи. Занимал видные посты при дворе имп. Михаила III (842-67), участвовал в посольстве к арабам (838 или 855). В 858-67 (в 867 низложен имп. Василием I) и 877-86 Ф. - патриарх Константинопольский. Выражал интересы высш. Церк. Кругов, тесно связанных со светской провинц. Аристократией. Выступал с критикой столичного чиновничества и императорского деспотизма, настаивал на равнозначимости патриаршей и императорской власти, требовал консолидации церк. Иерархии. Возможно, был причастен к заговору провинц. Знати против имп. Василия I (867-86). Отрицательно относившийся к нар. Массам, Ф. Выступал с полемикой против ереси павликиан. Способствовал распространению влияния визант.
Церкви на слав. Земли (гл. Обр. В Болгарии), что привело его к конфликту с папством (см. В ст. Разделение церквей). В последние годы правления Василий I приблизил к себе Ф. В 886 Ф. Был низложен Львом VI (886-912) и умер в ссылке.Ф. - образованнейший человек, знаток антич. Лит-ры, содействовал возрождению интереса к античным наукам. Автор "Мириобиблиона". Принимал также участие в составлении Эпанагоги (краткого сборника правовых норм). Проповеди (гомилии) и письма Ф. Содержат важные сведения по внутр. И внешнеполитической истории Византии (напр., в двух гомилиях имеются сведения о походе Руси в 860 на Константинополь).Соч. P. G., t. 102-104. Omiliai, Tessalonikn,1959. Epistolai, L., 1864.Лит. Россейкин Ф. М., Первое правление Фотия, патриарха константинопольского, Сергиев-Посад, 1915.
Каждан А. П., Социальные и политич. Взгляды Фотия, в сб. Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., (Сб.) 2, 1958, с. 107-36. Hergenröther J., Photius, Patriarch von Constantinopel, Bd 1-3, Regensburg, 1867-69. Dvornik F., The Photian schism, Camb., 1948. Ahrweiler H., Sur la carriere de Photius avant son patriarcat, "BZ", 1965, Bd 58, S. 348-363.A. П. Каждан. Москва.2.(до монашества - Спасский Петр Никитич) (4.VI.1792 - 26.II.1838) - рус. Церк. Деятель. В 1814 окончил духовную семинарию. В 1817 принял монашество. Преподавал в Петербурге в Александро-Невском духовном училище, затем в кадетском корпусе. Выступал против господствовавшего в высшем обществе увлечения мистицизмом, за что был удален из Петербурга и назначен настоятелем Деревяницкого монастыря около Новгорода.
Благодаря поддержке графини А. А. Орловой-Чесменской вошел в высшие круги петерб. Общества. В 1822 был переведен в Сковородский монастырь и возведен в сан архимандрита, затем вызван в Петербург, был представлен Александру I и назначен настоятелем Юрьевского монастыря. Тесно связанный с А. А. Аракчеевым и др. Реакционерами, фанатик и изувер, Ф. Играл большую роль в политич. Интригах, оказывал сильное влияние на Александра I и проводимую им политику. В царствование Николая I Ф. Оставался постоянным корреспондентом императора, однако оказывал на последнего значительно меньшее влияние. Широкую известность получила эпиграмма на Ф., написанная А. С. Пушкиным. Сохранился архив Ф., частично опубл. В "Рус. Старине" за 1894-96..
Дополнительный поиск Фотий
На нашем сайте Вы найдете значение "Фотий" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фотий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа