Смерть
Мифы о происхождении С. Встречаются почти у всех народов. Эти мифы весьма разнообразны, но почти повсюду подчинены общим законам мифологического мышления. Во-первых, это «объяснение от противного» . Люди умирают потому, что раньше не умирали или умирали, но вновь возрождались, а затем почему-либо утратили эту способность. Во-вторых, действует идея «прецедента». Некий человек когда-то умер, и с тех пор люди умирают. Третья идея (встречающаяся главным образом на более высоких ступенях культурного развития) - это идея наказания. С. Рассматривается как кара за проступок, ошибку, неповиновение. При всём разнообразии мифов о происхождении С. В них чаще всего повторяются мотивы. Месяц (луна), змея, ложная весть, спор, наказание.Отрицательная аналогия с месяцем (луной), постоянно умирающим и возрождающимся, встречается у народов даже самой архаической культуры.
У австралийского племени аранда есть миф. В древности жил человек тотема опоссума, который умер и был похоронен, но вскоре вышел из могилы в облике мальчика. Он постоянно умирает и оживает на небе. Отрицательная аналогия со змеей основана на том, что змеи ежегодно линяют, сбрасывая кожу, и как бы омолаживаются. Этот мотив повторяется, например, во многих мифах народов Океании. Люди когда-то тоже умели сбрасывать кожу и омолаживаться, но утратили это умение и умирают.Широко распространён, особенно у народов Африки, мотив ложной вести. Верховное существо (бог) посылает вестника-животное сказать людям, что они будут умирать и оживать, но вестник (по забывчивости или по злому умыслу) сообщает, что люди будут умирать окончательно (вариант.
Эту дурную весть приносит вестник, обогнавший первого). В мифологиях народов Африки известен и другой мотив. Люди умирают, так как проспали обещанное им бессмертие. Здесь и аналогия. Сон - С. В исследовании X. Абрахамссона сделана попытка картографировать различные варианты мифов о С. В Африке. У индейцев Америки распространён миф, согласно которому люди умирают потому, что сделаны из непрочного материала. Глины, прутьев, травы. У индейцев пуэбло С. - это возвращение в прародину. У индейцев известны также мифы, оправдывающие необходимость С. (не допустить перенаселения земли и сделать жизнь более разнообразной и привлекательной).В мифологических представлениях народов, стоявших на сравнительно низких ступенях развития, С.
Обычно не олицетворяется, в более развитых мифологиях С. Нередко фигурирует как олицетворённый образ - дух или божество С. Правда, в «чистом» виде этот персонаж выступает редко. В большинстве мифологий «бог С.» не вычленяется из сложных мифологических образов, олицетворяющих всё злое, вредное, опасное, безобразное. Таковы египетский Сет, ассиро-вавилонская Тиамат и её злые спутники, «духи бездны», иранский Ангро-Майнъю я др. Наиболее «чистые» мифологические олицетворения С. Встречаются у майя - Иум-цек и Кан-нич, у ацтеков - бог С. И преисподней Миктлантекутли и его жена богиня Миктлансиуатль и др. Со С. Иногда ассоциируется образ старухи - хозяйки преисподней (напр., скандинавская Хель). В греческой мифологии С.
Олицетворена в образе Танатоса («Смерть»), принадлежащего к старшему, доолимпийскому поколению богов. Танатос пребывает в виде, рядом со своим собратом Гипносом («Сон»), но вылетает оттуда, чтобы исторгнуть душу у жертвы и напиться её крови.В мифологических представлениях античного мира С. - важнейший признак, отличающий людей от бессмертных богов (концепция героя, то есть человека, совершающего великие подвиги и всё же лишённого божественного бессмертия, зарождается уже в шумеро-аккадской мифологии и эпосе, в частности о Гильгамеше). В греческую мифологию проникла, однако, из восточных мифологических систем идея страдающего и умирающего бога, но умирающего лишь временно, ибо за С. Следует его воскресение (мифологическое олицетворение земледельческого процесса - посев и прорастание зерна).
Восточные умирающие и воскресающие боги (Осирис, Думузи - Таммуз, Адонис, Аттис и др.) оказали влияние на аналогичные греческие образы Загрея - Диониса, Персефоны. В скандинавской мифологии (ср. Миф о Бальдре) С. Богов проецируется эсхатологически в будущее (см. Рагнарёк). В библейском мифе о « грехопадении » первых людей бог наказывает прародителей и всё их потомство, лишая их и рая, и бессмертия.В христианской мифологии идея «первородного греха» и божьего наказания как причины того, что люди умирают, дополнена и уравновешена верой в добровольную смерть Иисуса Христа как «искупительную жертву», которая освободила всё человечество от первородного греха («смертию смерть попрал»).С религиозно-мифологическими представлениями о С.
Связаны развитие понятий о душе, загробном мире, многие религиозно-магические обряды (погребальный культ, культ предков и др.).В народных верованиях и обрядах европейских народов имеется некий туманный образ С., олицетворяемой как старуха или как скелет с косой. Карнавальное обрядовое чучело, которое сжигается на масленицу, иногда тоже называется «С.», хотя образ этот более сложный. Характерно, что у славянских народов чучело «С.» делается чаще в женском обличье, а у германских - в мужском (в славянских языках слово «С.» женского рода, а в немецком «Tod» - мужского). Соответственно и исполнителями обряда у славянских народов были чаще девушки, а у немцев - парни. Туманен также образ Карачуна, видимо, зимнего славянского божества, сохранившего черты олицетворения С.Олицетворённая С.
Перешла из мифологии в сказочный фольклор. Во многих сказках рассказывается, как солдат (варианты - кузнец, мужик) перехитрил С. (посадив её в мешок).Лиг. Кулаковсхий Ю. А., Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. К., 1899. Фрэзер Дж„ Фольклор в Ветхом Завете, пер. С англ., М.-Л., 1931. Frazer J., The tear of the dead In primitive religion, v. 1-3. L.r 1933-36. Preuss Н. Тh., Tod und Unsterblichkeit im Glauben der Naturvölker, Tübingen, 1930. Geiger P., Tod, в кн. Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens, Bd. 8, B.-Lpz., 1936- 1937. Dangel R„ Muthen vom Ursprung des Todes bei den Indianern, Nordamerikas, «Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien», 1928, Bd 58, Н. 6. Abrahamsson Н., The origin of death.
Studies in African mythology, Uppsala, 1951 (Dies.). См. Также лиг. При ст. Загробный мирС. А. Токарев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Смерть
На нашем сайте Вы найдете значение "Смерть" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смерть, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа