Брак
I. 1) в соотв. С обществ. И правовыми нормами, Б. Подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель Б. Состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт 2:18,20,23. Ср. Притч 5:18 и след. Мф 19:4-6). Согл. Быт 1:27 и след. , Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении. 2) при всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в евр. Библии нет четкого понятия Б. В значит. Большей мере, как в ист. Повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практич. Стороне Б. О заключении брачных союзов, об обстоят-вах, препятствующих заключению Б, и т.п.
Б. В ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, к-рый Бог заключил со Своим народом (ср. Ос 2. Мал 2:14). Установление института Б. Делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении Б. Человек делает выбор и принимает на себя определ. Обязат-ва, что способствует организации и сплочению человеч. Общества. Библия считает, что одной из задач Б. Является искоренение блуда (1Кор 7:2). Важную роль в Б. Играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126:4 и след.). Рождение детей - это Божье благословение, не получить этот дар - значит быть наказанным и несчастным (Быт 30:1. 1Цар 1:6 и след.). 3) несмотря на то, что в Быт 1 и 2 явно подразумевается моногамный Б., т.е.
Союз одного мужчины с одной женщиной, в израил. Обществе долгое время царила полигамия (в отличие, напр., от Вавилонии, к-рая уже прим. К 2100 г. До Р.Х. Знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Быт 4:23), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израил. Цари - вплоть до периода НЗ. Из Втор 21:15-17 ясно, что о Б. Мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных Б. НЗ явно высказывается в пользу моногамии. II. 1) вступление в Б. Начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт 34:4. 38:6. Суд 14:2). В редких случаях предложение о Б. Могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и след.), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли к.-л.
С таким поручением к родителям невесты (ср. Быт 24:4 и след.). Согласие и благо-словение родителей считалось предпосылкой счастливого Б. (ср. Слова "были в тягость" в Быт 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2:16 и след. Руфь 2:7 и след.). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд 5:30. 21:19 и след.). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему воен. Или проч. Помощь (ср. Быт 34:11 и след. Нав 15:16. Суд 1:12. 1Цар 17:25. 18:25). Из текста Исх 20:17 видно, что жена практич. Причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным.
Заключ. Брачный договор (упоминание о письм. Договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа. С этого момента он становился ее господином (евр. Баал), к-рому она была обязана хранить верность (Втор 22:23-27). В Быт 24:58 у Ревекки, к-рая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на Б. Лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт 24:67). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определ. Времени взять обрученную в свой дом. 2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Песн 3:11. Ис 61:10) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд 14:11).
Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44:15 и след.). В честь торжества зажигали факелы и см. Светильники (ср. Мф 25:1 и след.). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин 2:2). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт 29:27. Суд 14:12). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт 24:65). От отца она получала приданое (Нав 15:19) - скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязат-во заботиться о жене и защищать ее (Руфь 3:9).
3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (см. 2Цар 5:13. 3Цар 11:1-8). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц. Последние могли быть рабынями. В Быт 16. 21. 29:30. 30:1 и след. Говорится о том, какие трудности возникали в Б., если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров. III. 1) средний возраст вступавших в Б. Израильтян составлял 18 лет (см. Юность, молодость, IV). По мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша - 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в юж. Странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собств. Роду или племени (Быт 24.
Суд 14:3). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к к-рому они принадлежали (Чис 36:5-12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал Б. Между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев 18:7-17. 20:11. 2Цар 16:21). Запрещались и Б. Между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев 18:9. Ср. Быт 20:12), а также Б. Одного мужчины с двумя сестрами (Лев 18:18). В ранний период израил. Истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Быт 41:45 - Иосиф. Исх 2:21. Чис 12:1 - Моисей. Ср. Также Суд 14:1. 2Цар 11:3), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей.
Позднее Б. С женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (см. Втор 7:1-4. 20:16 и след. 21:10 и след. Езд 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1-11), к-рый под влиянием своих иноплем. Жен отошел от веры в единого Бога. 2) особые установления действовали в отношении Б. СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14). Ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице. 3) у израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный Б.), цель к-рого - не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для "восстановления семени" (Быт 38:8.
Втор 25:5-10). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его см. Наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собств. Невестке была запрещена (Лев 18:16. 20:21). IV. Поскольку в Б. Учитывались прежде всего интересы мужчины, к-рый мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значит. Большей свободой, чем женщины. См. Муж (II). 1) состоя в Б., муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обруч. С другим мужчиной женщиной (Исх 20:17. Лев 20:10). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Исх 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом.
Несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоят. Место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22:22 и след.). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев 19:20-22). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат. Развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22:16 и след. Втор 22:28 и след.). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, напр., в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22:23 и след.).
Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16-19. 6:24-35. 7:5-27. 2) о привилегиях мужчины свидет-вует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), к-рого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определ. Меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в к-рую были смыты напис. На свитке проклятия. Если жена была виновна в супруж. Измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее.
Мужчина подобному испытанию не подвергался (Чис 5:11-31). 3) РАЗВОД также являлся исключит. Прерогативой мужчины. В соответствии с Втор 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней "что-нибудь противное". Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Ис 50:1), с к-рым женщина могла вернуться в родит. Дом (Лев 22:13) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор 24:4).
Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (см. Девица, дева) свадьбы (Втор 22:13-19). Об участи вдов см. Вдова.V. 1) уже пророки (см. Мал 2:15) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Мал 2:16. "Я ненавижу развод, говорит Господь", - так говорится в пер. М.Лютера и в ряде совр. Пер. Евр. Текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование. Ср., однако, расторжение Б. С иноплем. Женами при Ездре и Неемии. Езд 10. Неем 13:23 и след.). Они считали моногамный Б. Единственно возможной в нравств. Отношении формой брачного союза (см.
Ис 54:5 и след. Ос 2:19 и след.). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19:3 и след. Мк 10:2-12). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины. Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака, и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5:27 и след.). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию. Единств. Исключением, дающим право на развод, Он признает "вину прелюбодеяния" (Мф 19:9). Об этом упоминается только в назв. Стихе (поэтому его называют "оговоркой Матфея"). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин 8:2-11.
Ср. Втор 22:24). 2) для Павла Б. Также означает обязат-во безусловной верности (1Кор 7:10 и след.). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1Кор 6:9,11. 1Фес 4:3. Евр 13:4). В частн., Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1Кор 7:7 и след.). Здесь вновь возникает тема отказа от Б. Во имя Царства Божиего (ср. 1Кор 7:32 и след.). В особые времена и в особых обстоят-вах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и след. Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (см. Лк 14:20.
Также см. Тело, IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения Б. Невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1Кор 7:10 и след.). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1Кор 7:13 и след.). Если неверующий расторгает Б., то христианин не связан обязат-вом сохранять узы Б. Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (ср. Лк 14:26. Еф 5:22 и след. Кол 3:18 и след.). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф 5:21), причем это особенно относится к женам.
С другой стороны, перед Богом исчезают все человеч. Различия (ср. 1Кор 11:11 и след. Гал 3:28. Кол 3:11). Это стирание различий между теми, кто "во Христе" (см. Кол 3:10 и след. Гал 3:27 и след.), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только "во Христе Иисусе" (Гал 3:28). Наше пребывание "во Христе", наше спасение, не может не влиять на нашу практич. Жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол 3:10). См. Женщина (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление "муж одной жены" (1Тим 3:2,12. Тит 1:6). К вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была "женою одного мужа" (1Тим 5:9).
Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в к-рой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1Кор 6:9). VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие Б. Как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (ср. Ис 54:5 и след. 62:5. Иер 2:2 и след. Ос 2:19 и след.), что, в свою очередь, не может не иметь знаменат. Значения для человеч. Б. В Еф 5:32 Б. Как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязат-вах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение - раз и навсегда.
Так "Б." применит. К отношениям между Богом и Его народом - а обручение в этом смысле можно приравнять к Б. (Ос 2:20) - олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеч. Неверности. Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соотв., отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам срав-нивается с прелюбодеянием (ср. Иер 3:6 и след. 5:7 и след. 13:25 и след. Иез 16. Ос 2:4 и след. И др.). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о "роде лукавом и прелюбодейном" (см. Мф 12:39. Мк 8:38. Откр 2:22). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраж. В Откр 19:7. 21:2. 22:17 и др., изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования.
(см. Любовь, любить)..
Дополнительный поиск Брак
На нашем сайте Вы найдете значение "Брак" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 4 символа